4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
Методика исследования конъюнктуры - это последовательность действий и совокупность конкретных приемов исследования, позволяющих дать анализ сложившегося положения на рынке и выработать прогноз ближайших перспектив его развития.
В практике такое исследование должно дать ответ на следующие вопросы: где? когда? и по каким ценам могут быть проданы или куплены интересующие товары.
Прежде, чем приступить к изучению конъюнктуры, необходимо составить достаточное представление о качественных характеристиках экономического процесса. Для реализации этого необходимо придерживаться следующих требований:
Тенденции одного экономического процесса не следует механически переносить на другие, а тенденции общехозяйственной конъюнктуры на отраслевые или региональные рынки.
Неустойчивость конъюнктуры требует постоянного и непрерывного наблюдения за рынком.
Выявление динамики экономической конъюнктуры (тренда) невозможно без создания информационной базы, описывающей изучаемый экономический процесс.
Методика изучения экономической конъюнктуры включает следующие виды работ:
определение объекта (вид рынка или его части) исследования;
исследование основных черт и особенностей рынка;
определение круга показателей конъюнктуры;
формирование информационной базы анализа конъюнктуры;
определение методов исследования;
анализ результатов исследования;
определение методов прогнозирования конъюнктуры;
составление конъюнктурного прогноза.
Перечисленные виды работ изучения экономической конъюнктуры расположены в порядке этапности их разработки.
Конъюнктурные исследования должны осуществляться в определенной последовательности. Принято выделять следующие стадии (этапы) изучения экономической конъюнктуры:
Исследование основных черт и особенностей рынка.
Разработка методики изучения конъюнктуры.
Сбор и накопление конъюнктурной информации.
Анализ конъюнктуры.
Прогноз конъюнктуры.
На первой стадии определяются особенности изучаемого рынка, даются его качественные характеристики, устанавливается круг экономических показателей, характеризующих рынок. Особенности рынка характеризуют качественные отличия в динамике однотипных экономических процессов.
Источниками информации по первой стадии служат:
монографии;
специальные статьи в периодической печати;
справочники и учебные пособия по экономической конъюнктуре, экономике отраслей и отдельных видов рынков.
Вторая стадия охватывает методику изучения конъюнктуры рынка:
определение видов и типов экономической конъюнктуры;
определение методов исследования динамики экономического процесса;
выявление основных тенденций развития рынка;
оценку потенциала и основных пропорций рынка;
экономическую интерпретацию динамики экономического процесса - качественную оценку экономической конъюнктуры.
Определение типа и вида экономической конъюнктуры необходимо вследствие различия применяемых конъюнктурно образующих показателей и различных подходов интерпретации тенденции динамических колебаний экономического процесса. Например, для оценки динамики общехозяйственной конъюнктуры применяются одни объемные агрегатные показатели (национальное богатство, ВНП, ВВП), а для оценки динамики простой специальной конъюнктуры применяются агрегатные показатели темпов выпуска продукции и прибыли предприятий.
В зависимости от вида экономической конъюнктуры и задач конъюнктурного исследования применяются различные методы конъюнктурных наблюдений, причем их применение зависит от поставленной задачи анализа конъюнктуры конкретного вида рынка. Каждая из задач может решаться самостоятельно. Как уже отмечалось ранее, основными задачами исследования рыночной конъюнктуры являются:
выявление основных тенденций развития рынка, его колеблемости, сезонности и цикличности;
выявление поведения субъектов, действующих на рынке;
оценка и анализ потенциала и основных пропорций рынка.
Именно с этих позиций производится анализ рыночной конъюнктуры и построение его методики.
Особое место в конъюнктурных исследованиях занимает интерпретация количественных характеристик динамических процессов, т.е. построение теории конъюнктуры динамического процесса. Это самый важный и наиболее трудный момент исследования. Как правило, интерпретация проводится на основе накопленного опыта и формально-логических заключений экспертов.
Источниками информации по второй стадии исследований конъюнктуры являются специальные монографии, пособия и периодическая литература, посвященная методам экономического анализа динамических процессов, которые включают в себя также некоторые разделы математической статистики, математико-статистические методы прогнозирования, общую и экономическую статистику, общеэкономические методы анализа и т.д.
Третья стадия изучения конъюнктуры закладывает качественные характеристики анализа. От полноты и достоверности информации зависит правильность интерпретации направленности экономической конъюнктуры.
Эта стадия включает в себя:
формирование структуры информационной базы данных;
методику сбора информации;
периодичность сбора информации;
методику обработки информации.
Источниками информации на этой стадии конъюнктурной работы служат:
статистические издания;
публикации отечественной и зарубежной периодики, содержащие элементы конъюнктурных наблюдений;
специальные справочные издания по отдельным видам рынков и издания организованных рынков;
компьютерные конъюнктурные обзоры специализированных фирм;
сетевая компьютерная информация о конъюнктуре организованных рынков (товарных и фондовых бирж).
На четвертой стадии исследования конъюнктуры рассчитываются по выбранной методике статистические характеристики и на основе того или иного метода анализа делается интерпретация направленности конъюнктуры.
Последняя стадия изучения конъюнктуры состоит в ее прогнозе на тот или иной период будущего.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции