logo
1___2007

4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.

Методика исследования конъюнктуры - это последовательность действий и совокупность конкретных приемов исследования, позволяющих дать анализ сложившегося положения на рынке и выработать прогноз ближайших перспектив его развития.

В практике такое исследование должно дать ответ на следующие вопросы: где? когда? и по каким ценам могут быть проданы или куплены интересующие товары.

Прежде, чем приступить к изучению конъюнктуры, необходимо составить достаточное представление о качественных характеристиках экономического процесса. Для реализации этого необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Тенденции одного экономического процесса не следует механически переносить на другие, а тенденции общехозяйственной конъюнктуры на отраслевые или региональные рынки.

  2. Неустойчивость конъюнктуры требует постоянного и непрерывного наблюдения за рынком.

  3. Выявление динамики экономической конъюнктуры (тренда) невозможно без создания информационной базы, описывающей изучаемый экономический процесс.

Методика изучения экономической конъюнктуры включает следующие виды работ:

Перечисленные виды работ изучения экономической конъюнктуры расположены в порядке этапности их разработки.

Конъюнктурные исследования должны осуществляться в определенной последовательности. Принято выделять следующие стадии (этапы) изучения экономической конъюнктуры:

  1. Исследование основных черт и особенностей рынка.

  2. Разработка методики изучения конъюнктуры.

  3. Сбор и накопление конъюнктурной информации.

  4. Анализ конъюнктуры.

  5. Прогноз конъюнктуры.

На первой стадии определяются особенности изучаемого рынка, даются его качественные характеристики, устанавливается круг экономических показателей, характеризующих рынок. Особенности рынка характеризуют качественные отличия в динамике однотипных экономических процессов.

Источниками информации по первой стадии служат:

Вторая стадия охватывает методику изучения конъюнктуры рынка:

Определение типа и вида экономической конъюнктуры необходимо вследствие различия применяемых конъюнктурно образующих показателей и различных подходов интерпретации тенденции динамических колебаний экономического процесса. Например, для оценки динамики общехозяйственной конъюнктуры применяются одни объемные агрегатные показатели (национальное богатство, ВНП, ВВП), а для оценки динамики простой специальной конъюнктуры применяются агрегатные показатели темпов выпуска продукции и прибыли предприятий.

В зависимости от вида экономической конъюнктуры и задач конъюнктурного исследования применяются различные методы конъюнктурных наблюдений, причем их применение зависит от поставленной задачи анализа конъюнктуры конкретного вида рынка. Каждая из задач может решаться самостоятельно. Как уже отмечалось ранее, основными задачами исследования рыночной конъюнктуры являются:

Именно с этих позиций производится анализ рыночной конъюнктуры и построение его методики.

Особое место в конъюнктурных исследованиях занимает интерпретация количественных характеристик динамических процессов, т.е. построение теории конъюнктуры динамического процесса. Это самый важный и наиболее трудный момент исследования. Как правило, интерпретация проводится на основе накопленного опыта и формально-логических заключений экспертов.

Источниками информации по второй стадии исследований конъюнк­туры являются специальные монографии, пособия и периодическая литера­тура, посвященная методам экономического анализа динамических процес­сов, которые включают в себя также некоторые разделы математической статистики, математико-статистические методы прогнозирования, общую и экономическую статистику, общеэкономические методы анализа и т.д.

Третья стадия изучения конъюнктуры закладывает качественные характеристики анализа. От полноты и достоверности информации зависит правильность интерпретации направленности экономической конъюнктуры.

Эта стадия включает в себя:

Источниками информации на этой стадии конъюнктурной работы слу­жат:

На четвертой стадии исследования конъюнктуры рассчитываются по выбранной методике статистические характеристики и на основе того или иного метода анализа делается интерпретация направленности конъюнктуры.

Последняя стадия изучения конъюнктуры состоит в ее прогнозе на тот или иной период будущего.