18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
В зависимости от назначения результатов НИОКР в научно-технической сфере могут применяться различные методы ценообразования. Если нововведение имеет прикладной характер, а его освоение потребителем приносит ему дополнительную прибыль, то его цена должна определяться как доля разработчика в этом приросте:
(18.7)
где: Ц - цена нововведения;
а - доля разработчика в приросте прибыли;
Пi - прирост прибыли к потребителя за i-й год;
- срок эффективной эксплуатации нововведения.
Срок эффективной эксплуатации нововведения определяется экспертным путем и зависит от специфики отрасли и реализуемого нововведения (прежде всего от новизны). Обычно “п” принимается равным 2-4-м годам.
Значение “а”, т.е. доля разработчика в приросте прибыли определяется на основе общепринятого коэффициента участия в прибыли, скорректированного на величину коэффициента в создании нововведения. Коэффициент участия в прибыли обычно применяется в пределах 0,2-0,4 и зависит от суммы получаемой дополнительной прибыли и, в конечном итоге, устанавливается по договоренности сторон.
Необходимость его корректировки обусловлена тем, что научно-техническая фирма может реализовывать нововведения в различной форме от рабочей документации до опытной партии. Чем выше степень завершенности разработки, тем выше значение коэффициента участия в нововведении.
Рассмотрим следующий пример. Малое внедренческое предприятие “Прогресс” предлагает машиностроительному предприятию модернизированный токарный станок, применение которого позволяет снизить трудоемкость изготовления деталей и процент брака, увеличивает производительность труда. Подобная модернизация осуществляется в среднем один раз в три года. Этот срок принимается в качестве “п”.
Расчеты разработчика, подтвержденные результатами внедрения данного оборудования на других предприятиях, показывают, что эксплуатация нововведения гарантирует получение дополнительной прибыли: 1-й год - 1 800 грн; 2-й год - 4000 грн.; 3-й год - 3600 грн. Итого - 9400 грн.
Научно-техническая фирма берет на себя все работы по внедрению вплоть до сервисного обслуживания модернизированного оборудования.
Имея данную информацию, сторонам следует лишь договориться о конкретной доли каждого в получаемой дополнительной прибыли. Если, например, достигнуто соглашение о доли разработчика - 3%, то цена за нововведение составит 2820 грн.
При данной форме ценообразования, получившей название “распределение результата”, фирму-разработчика должны интересовать нижний предел, до которого она может идти на уменьшение своего коэффициента участия в прибыли. Этот предел должен гарантировать ей получение средней нормы прибыли при реализации нововведения, т.е.:
, (18.8.)
где: ЦН.П. - нижний предел цены на нововведения;
ЗР - затраты на разработку нововведения;
Ко - ожидаемый объем реализации нововведения, единиц;
Зс - затраты на создание (материальное воплощение) нововведения;
НП - средняя норма прибыли в отрасли.
Ценообразование на основе “распределения результата” привлекательно тем, что обеспечивает окупаемость затрат потребителя нововведений, создает у него заинтересованность в их приобретении. Если выполняется это условие, то создатель нововведения, обеспечивая высокий уровень объема продаж, гарантирует себе коммерческий успех от проведенных работ.
В случае, если результатом нововведения является новый продукт, то чаще всего цена такой разработки определяется по принципу роялти. В качестве базисного показателя при этом целесообразно применять объем продаж.
Одной из разновидностей подхода “распределения результата” является формирование цены в зависимости от параметров разрабатываемого нововведения. В этом случае цена определяется следующим образом:
Ц = f ( a1 , a2 , ... , an ) , (18.9)
где Ц - цена НИОКР;
ai - параметры разработки (производительность, мощность, ре-монтопригодность и т.п.).
Например, стоимость НИОКР по разработке нового штамповочного станка определена в 1000 грн. В случае увеличения его производительности разработчик получает дополнительную премию в размере 100 грн. за каждый дополнительный процент сверх норматива, оговоренного в техническом задании на разработку.
Если конечный результат разработки не всегда ясен,или она не направлена на получение дополнительной прибыли, то возможно использование “затратного принципа” ценообразования. В ряде случаев применяется смешанная форма установления цены на нововведения, то есть компенсация затрат разработчика, а в случае коммерческого успеха - получение процента от прироста прибыли.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции