logo
1___2007

18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции

С точки зрения изучения конъюнктуры рынка научно-технической продукции, показатели ее характеризующие можно разделить на:

оценивающие деятельность научно-технических коллективов и их устойчивость на рынке;

характеризующие саму научно-техническую продукцию;

дающие представление о состоянии самого рынка научно-технической продукции.

К показателям, оценивающим деятельность той или иной научно-технической организации, можно отнести объемные и финансовые показатели ее деятельности, доля охвата рынка, конкуренто-способность, количественные и качественные оценки авторитетности научного коллектива.

К объемным и финансовым показателям деятельности научно-технических организаций прежде всего следует отнести объем научно-технических работ, в том числе по их видам, валовый доход и чистый доход (прибыль) организации.

Динамика изменения объема научно-технической продукции даже одной научно-технической организации может в целом повлиять на изменение конъюнктуры спроса на данный вид разработок.

Изменение структуры видов научно-технических работ дает достаточную характеристику тенденций динамики конъюнктуры рынка научно-технической продукции.Важнейшими показателями конкурентоспособности являются: доля рынка и уровень конкурентоспособности.

Важное значение для научно-технической фирмы имеет ее “имидж” и авторитетность в данном направлении научных разработок. Формально оценить авторитетность практически невозможно, однако косвенно это делается с помощью показателей рейтинга и научно-технического потенциала организации.

К показателям, оценивающим научно-техническую продукцию, следует отнести: показатели эффективности ее предполагаемого и фактического внедрения, срок окупаемости затрат на НИОКР, научно-технический уровень разработок.

Эффективность является одним из основных ценообразующих показателей научно-технической разработки. Экономический эффект от внедрения инновации рассчитывается по следующей формуле:

, (18.4)

где: Рt - стоимостная оценка результатов внедрения инновации в

t - м году,

Зt - затраты на внедрение инновации в t - м году;

З раз - затраты на разработку инновации.

Важнейшим показателем, характеризующим инновацию, является срок окупаемости затрат. В общем виде этот показатель рассчитывается следующим образом:

(18.5)

где: Т - срок реализации, лет;

Рt - среднегодовые затраты на внедрение инновации.

Особую трудность при расчете этого показателя вызывает привидение разновременных затрат и результатов всех лет внедрения к их средней базе. Это решается с помощью так называемого коэффициента приведения:

, где , (18.6)

dt - коэффициент приведения затрат;

EH - норматив приведения разновременных затрат;

tp - расчетный год;

t - год, затраты которого приводятся к расчетному году.

Показатели научно-технического уровня разработок могут рассчитываться по различным методикам применительно к тому или иному виду продукции.