18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
С точки зрения изучения конъюнктуры рынка научно-технической продукции, показатели ее характеризующие можно разделить на:
оценивающие деятельность научно-технических коллективов и их устойчивость на рынке;
характеризующие саму научно-техническую продукцию;
дающие представление о состоянии самого рынка научно-технической продукции.
К показателям, оценивающим деятельность той или иной научно-технической организации, можно отнести объемные и финансовые показатели ее деятельности, доля охвата рынка, конкуренто-способность, количественные и качественные оценки авторитетности научного коллектива.
К объемным и финансовым показателям деятельности научно-технических организаций прежде всего следует отнести объем научно-технических работ, в том числе по их видам, валовый доход и чистый доход (прибыль) организации.
Динамика изменения объема научно-технической продукции даже одной научно-технической организации может в целом повлиять на изменение конъюнктуры спроса на данный вид разработок.
Изменение структуры видов научно-технических работ дает достаточную характеристику тенденций динамики конъюнктуры рынка научно-технической продукции.Важнейшими показателями конкурентоспособности являются: доля рынка и уровень конкурентоспособности.
Важное значение для научно-технической фирмы имеет ее “имидж” и авторитетность в данном направлении научных разработок. Формально оценить авторитетность практически невозможно, однако косвенно это делается с помощью показателей рейтинга и научно-технического потенциала организации.
К показателям, оценивающим научно-техническую продукцию, следует отнести: показатели эффективности ее предполагаемого и фактического внедрения, срок окупаемости затрат на НИОКР, научно-технический уровень разработок.
Эффективность является одним из основных ценообразующих показателей научно-технической разработки. Экономический эффект от внедрения инновации рассчитывается по следующей формуле:
, (18.4)
где: Рt - стоимостная оценка результатов внедрения инновации в
t - м году,
Зt - затраты на внедрение инновации в t - м году;
З раз - затраты на разработку инновации.
Важнейшим показателем, характеризующим инновацию, является срок окупаемости затрат. В общем виде этот показатель рассчитывается следующим образом:
(18.5)
где: Т - срок реализации, лет;
Рt - среднегодовые затраты на внедрение инновации.
Особую трудность при расчете этого показателя вызывает привидение разновременных затрат и результатов всех лет внедрения к их средней базе. Это решается с помощью так называемого коэффициента приведения:
, где , (18.6)
dt - коэффициент приведения затрат;
EH - норматив приведения разновременных затрат;
tp - расчетный год;
t - год, затраты которого приводятся к расчетному году.
Показатели научно-технического уровня разработок могут рассчитываться по различным методикам применительно к тому или иному виду продукции.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции