logo
1___2007

8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла

Человеческие потребности рождают определенные интересы в экономических отношениях. С одной стороны, естественные потребности рождают спрос на товары, удовлетворяющие этой потребности. С другой, чтобы получить эти товары, их следует произвести или обменять на другие, т.е. продать данный товар, предложить его к обмену на рынке. Таким образом, одни и те же люди, с одной стороны, являются покупателями, с другой, продавцами, создавая спрос и предложение на товарном рынке. Все производимые товары должны потребляться. Нарушение этого правила говорит о ненужности на данный момент тех товаров, которых предложено больше необходимого количества. На макроэкономическом уровне спрос должен быть равен предложению.

Вместе с тем, для того, чтобы обменять какое-то количество товара на другое, необходимо знать соотношение обмена этих товаров. Это соотношение принято называть ценой. Цена товара зависит не только от спроса и предложения, но и от других факторов - денежного дохода, вкусов и предпочтений покупателей, накоплений и состояния денежной системы. Однако цена является функцией от этих факторов и поэтому, если они фиксированы, то объем спроса или предложения можно выразить функцией:

Q = f ( P ), (8.1)

где: Q - объем спроса или предложения;

P - цена товара.

Изменение спроса и предложения от цены является динамической функцией. А поскольку цена товара зависит от большого количества факторов, то ее изменение в динамике, как правило, носит конъюнктурный характер.

В экономической литературе динамичное изменение предложения принято называть кривой предложения, которую графически можно иллюстрировать следующим рисунком:

P

Qs

Qs = f(p)

Рис. 8.1. Кривая предложения (зависимость цены от количества предложенных товаров на рынке)

При этом справедливо утверждение, что чем выше цена товара, тем больше количество его предложения. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке.

Кривая спроса (рис 8.1) показывает, какое количество товаров потребители могут приобрести при данном уровне цены.

Qd = f(p)

P

Q

Рис. 8.2. Кривая спроса (зависимость цены от количества проданного товара на рынке)

Естественно, что спрос падает с ростом цены. Для одного вида товаров кривые спроса и предложения можно расположить на одном графике (рис. 8.3).

P1

P

P22

P

Q

Qd

Qs

Рис. 8.3. Динамика спроса и предложения по цене товара

Пересечение кривых спроса и предложения принято называть точкой их равновесия. Действительно, в точке с координатами Q и P объем спроса (Qd) равен объему предложения (Qs). При таком состоянии рынка на данный товар отсутствует его перепроизводство или дефицит. Предложение и спрос не всегда уравновешены, однако свойство конкурентных рынков - тенденция к равновесию.

Действительно, если первоначальная цена Р1 (рис.8.3) выше равновесного уровня, то производители будут пытаться изготовить больше товаров, чем покупатели могут их купить. Это приведет к затовариванию и в конечном итоге к снижению цены до Р. Если же она ниже цены равновесия (Р2), то изготавливаемых товаров не будет хватать для покрытия спроса, что будет создавать давление на повышение цены. Рост цены вызовет рост производства и, в конечном итоге, спрос и предложение будут уравновешены. Кривые спроса и предложения показывают зависимость объектов продажи и покупок от цены товара. Однако спрос и предложение определяется и другими факторами. Производство товара зависит от издержек производства, спрос от бюджета потребителей и от других факторов. Принимая решение о производстве, производитель стремится выбрать такой его объем, при котором прибыль - как разница между ценой и издержками должна быть максимальной.

На рисунке 8.3 функция Q показывает стандартное положение производства некоторого товара при заданной цене Р1. Однако, кроме цены на производство влияет ряд других факторов. Например, в результате применения более прогрессивной технологии удается повысить объем выпуска продукции и одновременно снизить издержки производства. Это даст возможность производителю при цене Р1 получить дополнительную прибыль за счет увеличения объема производства. На рис.7.9 это показано, как рост от Q1 до Q2. Выпуск растет независимо от цены, а поэтому вся кривая предложения сдвигается вправо с до .

Qs'

P

P1

P2

Qs

Q1

Q3

Q2

Рис. 8.4. Сдвиг кривой предложения при возрастающем спросе

Однако цена не может оставаться постоянной при изменении условий производства. Кривая предложения приходит в равновесие с кривой спроса в точке Р2 с объемом производства Q3, т.е., цена падает с уве­личением объема производства. Такая ситуация возможна лишь в условиях, когда доход не растет. Рост доходов производителей ведет к росту их до­ходов как потребителей и в результате цепочки обменов происходит сдвиг кривой спроса до (рис. 8.4). Из рассмотренных нами примеров становится очевидно, что равнове­сие на рынке не есть статичное состояние.

Экономика развивается циклично. Волну полного цикла можно представить трендом зависимости деловой активности от фактора. На рис. 8.5 времени по оси ординат отложен объем производства, по оси абсцисс - время. Каждая из полуфаз цикла отмечена точкой изменения динамики производства.

3

Q2,Q4

Q3

4321T

2T

5T

987654321T

1T

Q1,Q5,Q9

87654321T

654321T

Q6,Q8

Q7

7654321T

T

Рис. 8.5. Цикл деловой активности

Рассмотрим изменение спроса и предложения в динамике экономического цикла.

Qs’

9

Р1,P9

2T

P8,P2

3

8

7

P7,P3,

P6,P4

4T

P5

5

Qd

Q3

Q2

Q9

Q6

Q7

Q4

Q1

Q8

Q5

Рис.8.6. Динамика спроса и предложения по фазам экономического цикла

Точка 1 - начало экономического цикла характеризуется ценой равновесия Р1 и объемом спроса-предложения Q1. (таблица 8.1).

Первая полуфаза (от т.1 до т.2) подъема характеризуется сдвигом предложения (кривая от Qs’ до Qs’’ ). Вторая полуфаза (от т.2 до т.3) характеризуется дальнейшим ростом производства и сдвигом кривой предложения (кривая от Qd’’ до Qd’’’). Уровень спроса остается прежним (Qd’). Это ведет к постоянному снижению цен на протяжении всей фазы подъема ( от Р1 в т.1 до Р3 в т.3), что в конце концов приводит к затовариванию рынка и началу кризиса в т.3. Начало кризиса характеризуется дальнейшим падением спроса и сдвигом влево кривой спроса (кривая от Qd’ до Qd’’) при остановившемся предложении, при этом впервые с начала цикла снижается объем производства и потребления до Q3. Вторая полуфаза кризиса характеризуется дальнейшим свертыванием спроса (кривая от Qd’’ до Qd’’’) и падением производства до Q5 при неизменной функции предложения Qs’’’. В точке 5 цены на товары настолько минимальны, что кривая предложения Qs’’’ сдвигается влево до Qs’’ - начинается первая фаза депрессии. На этой фазе дальнейшее свертывание производства приводит к росту цен от Р5 до Р6 . Однако не изменившийся спрос и инертность экономических процессов на второй фазе депрессии приводят к дальнейшему сдвигу предложения влево от Qs’’ до Qs’. Цены продолжают расти до Р7 на фоне минимального объема производства Q7. Сократившееся производство приводит к относительному сдвигу спроса (кривая от Qd’’’ до Qd’’) и росту предложения Q8, начинается первая полуфаза оживления, характеризующаяся оживлением деловой активности. На второй полуфазе, предшествующей подъему производства, происходит дальнейший сдвиг спроса от Qd’ до Qd’ . На фоне этого цены и объем предложения товаров продолжают расти до Р9 и Q9.

Таблица 8.1.

Характеристика динамики спроса и предложения по фазам экономического цикла

Точ-

Цена

Объ-

С п р о с

П р е д л о ж е н и е

ки

рав-

Ем

Функция

Динамика

Функция

Динамика

рав-

нове-

рав-

Спроса

Спроса

Предложения

Предложения

но-

сия

нове-

Обоз.

Напр.

Объ-

Цена

Обоз.

Напр.

Объ-

Цена-

ве-

Сия

ф-ции

сдви-

Ем

Спро-

ф-ции

Сдви-

Ем

Пред-

сия

Га ф-ции

Спро- са

Са

Га ф-ции

Пред-ло- же- ния

Ло- же- ния

P1

Q1

Qd

-

Qs

P2<P1

Q2<Q1

Qd

-

Qs’’

P3<P2

Q3<Q2

Qd

Qs’’’

-

P4<P3

Q4<Q3

Qd’’

Qs’’’

-

P5<P4

Q5<Q4

Qd’’’

-

Qs’’’

P6>P5

Q6<Q5

Qd’’’

-

Qs’’

P7>P6

Q7<Q6

Qd’’’

Qs

-

P8>P7

Q8>Q7

Qd’’

Qs

-

P9>P8

Q9>Q8

Qd

-

Qs

Таким образом, в начале и конце цикла цены на товары максимальные. Максимальный объем производства наблюдается в конце подъема (т.3), а минимальный в конце депрессии (т.8.).