8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
Человеческие потребности рождают определенные интересы в экономических отношениях. С одной стороны, естественные потребности рождают спрос на товары, удовлетворяющие этой потребности. С другой, чтобы получить эти товары, их следует произвести или обменять на другие, т.е. продать данный товар, предложить его к обмену на рынке. Таким образом, одни и те же люди, с одной стороны, являются покупателями, с другой, продавцами, создавая спрос и предложение на товарном рынке. Все производимые товары должны потребляться. Нарушение этого правила говорит о ненужности на данный момент тех товаров, которых предложено больше необходимого количества. На макроэкономическом уровне спрос должен быть равен предложению.
Вместе с тем, для того, чтобы обменять какое-то количество товара на другое, необходимо знать соотношение обмена этих товаров. Это соотношение принято называть ценой. Цена товара зависит не только от спроса и предложения, но и от других факторов - денежного дохода, вкусов и предпочтений покупателей, накоплений и состояния денежной системы. Однако цена является функцией от этих факторов и поэтому, если они фиксированы, то объем спроса или предложения можно выразить функцией:
Q = f ( P ), (8.1)
где: Q - объем спроса или предложения;
P - цена товара.
Изменение спроса и предложения от цены является динамической функцией. А поскольку цена товара зависит от большого количества факторов, то ее изменение в динамике, как правило, носит конъюнктурный характер.
В экономической литературе динамичное изменение предложения принято называть кривой предложения, которую графически можно иллюстрировать следующим рисунком:
P Qs Qs = f(p)
Рис. 8.1. Кривая предложения (зависимость цены от количества предложенных товаров на рынке)
При этом справедливо утверждение, что чем выше цена товара, тем больше количество его предложения. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке.
Кривая спроса (рис 8.1) показывает, какое количество товаров потребители могут приобрести при данном уровне цены.
Qd = f(p) P Q
Рис. 8.2. Кривая спроса (зависимость цены от количества проданного товара на рынке)
Естественно, что спрос падает с ростом цены. Для одного вида товаров кривые спроса и предложения можно расположить на одном графике (рис. 8.3).
P1 P P22 P Q Qd Qs
Рис. 8.3. Динамика спроса и предложения по цене товара
Пересечение кривых спроса и предложения принято называть точкой их равновесия. Действительно, в точке с координатами Q и P объем спроса (Qd) равен объему предложения (Qs). При таком состоянии рынка на данный товар отсутствует его перепроизводство или дефицит. Предложение и спрос не всегда уравновешены, однако свойство конкурентных рынков - тенденция к равновесию.
Действительно, если первоначальная цена Р1 (рис.8.3) выше равновесного уровня, то производители будут пытаться изготовить больше товаров, чем покупатели могут их купить. Это приведет к затовариванию и в конечном итоге к снижению цены до Р. Если же она ниже цены равновесия (Р2), то изготавливаемых товаров не будет хватать для покрытия спроса, что будет создавать давление на повышение цены. Рост цены вызовет рост производства и, в конечном итоге, спрос и предложение будут уравновешены. Кривые спроса и предложения показывают зависимость объектов продажи и покупок от цены товара. Однако спрос и предложение определяется и другими факторами. Производство товара зависит от издержек производства, спрос от бюджета потребителей и от других факторов. Принимая решение о производстве, производитель стремится выбрать такой его объем, при котором прибыль - как разница между ценой и издержками должна быть максимальной.
На рисунке 8.3 функция Q показывает стандартное положение производства некоторого товара при заданной цене Р1. Однако, кроме цены на производство влияет ряд других факторов. Например, в результате применения более прогрессивной технологии удается повысить объем выпуска продукции и одновременно снизить издержки производства. Это даст возможность производителю при цене Р1 получить дополнительную прибыль за счет увеличения объема производства. На рис.7.9 это показано, как рост от Q1 до Q2. Выпуск растет независимо от цены, а поэтому вся кривая предложения сдвигается вправо с до .
Qs' P
P1
P2
Qs Q1 Q3 Q2 Рис. 8.4. Сдвиг кривой предложения при возрастающем спросе
Однако цена не может оставаться постоянной при изменении условий производства. Кривая предложения приходит в равновесие с кривой спроса в точке Р2 с объемом производства Q3, т.е., цена падает с увеличением объема производства. Такая ситуация возможна лишь в условиях, когда доход не растет. Рост доходов производителей ведет к росту их доходов как потребителей и в результате цепочки обменов происходит сдвиг кривой спроса до (рис. 8.4). Из рассмотренных нами примеров становится очевидно, что равновесие на рынке не есть статичное состояние.
Экономика развивается циклично. Волну полного цикла можно представить трендом зависимости деловой активности от фактора. На рис. 8.5 времени по оси ординат отложен объем производства, по оси абсцисс - время. Каждая из полуфаз цикла отмечена точкой изменения динамики производства.
3 Q2,Q4
Q3
4321T 2T
5T 987654321T 1T Q1,Q5,Q9
87654321T 654321T
Q6,Q8
Q7
7654321T
T
Рис. 8.5. Цикл деловой активности
Рассмотрим изменение спроса и предложения в динамике экономического цикла.
Qs’
9
Р1,P9 2T
P8,P2 3 8
7
P7,P3,
P6,P4 4T
P5 5
Qd
Q3 Q2 Q9 Q6 Q7
Q4 Q1 Q8
Q5
Рис.8.6. Динамика спроса и предложения по фазам экономического цикла
Точка 1 - начало экономического цикла характеризуется ценой равновесия Р1 и объемом спроса-предложения Q1. (таблица 8.1).
Первая полуфаза (от т.1 до т.2) подъема характеризуется сдвигом предложения (кривая от Qs’ до Qs’’ ). Вторая полуфаза (от т.2 до т.3) характеризуется дальнейшим ростом производства и сдвигом кривой предложения (кривая от Qd’’ до Qd’’’). Уровень спроса остается прежним (Qd’). Это ведет к постоянному снижению цен на протяжении всей фазы подъема ( от Р1 в т.1 до Р3 в т.3), что в конце концов приводит к затовариванию рынка и началу кризиса в т.3. Начало кризиса характеризуется дальнейшим падением спроса и сдвигом влево кривой спроса (кривая от Qd’ до Qd’’) при остановившемся предложении, при этом впервые с начала цикла снижается объем производства и потребления до Q3. Вторая полуфаза кризиса характеризуется дальнейшим свертыванием спроса (кривая от Qd’’ до Qd’’’) и падением производства до Q5 при неизменной функции предложения Qs’’’. В точке 5 цены на товары настолько минимальны, что кривая предложения Qs’’’ сдвигается влево до Qs’’ - начинается первая фаза депрессии. На этой фазе дальнейшее свертывание производства приводит к росту цен от Р5 до Р6 . Однако не изменившийся спрос и инертность экономических процессов на второй фазе депрессии приводят к дальнейшему сдвигу предложения влево от Qs’’ до Qs’. Цены продолжают расти до Р7 на фоне минимального объема производства Q7. Сократившееся производство приводит к относительному сдвигу спроса (кривая от Qd’’’ до Qd’’) и росту предложения Q8, начинается первая полуфаза оживления, характеризующаяся оживлением деловой активности. На второй полуфазе, предшествующей подъему производства, происходит дальнейший сдвиг спроса от Qd’ до Qd’ . На фоне этого цены и объем предложения товаров продолжают расти до Р9 и Q9.
Таблица 8.1.
Характеристика динамики спроса и предложения по фазам экономического цикла
-
Точ-
Цена
Объ-
С п р о с
П р е д л о ж е н и е
ки
рав-
Ем
Функция
Динамика
Функция
Динамика
рав-
нове-
рав-
Спроса
Спроса
Предложения
Предложения
но-
сия
нове-
Обоз.
Напр.
Объ-
Цена
Обоз.
Напр.
Объ-
Цена-
ве-
Сия
ф-ции
сдви-
Ем
Спро-
ф-ции
Сдви-
Ем
Пред-
сия
Га ф-ции
Спро- са
Са
Га ф-ции
Пред-ло- же- ния
Ло- же- ния
P1
Q1
Qd’
-
Qs’
P2<P1
Q2<Q1
Qd’
-
Qs’’
P3<P2
Q3<Q2
Qd’
Qs’’’
-
P4<P3
Q4<Q3
Qd’’
Qs’’’
-
P5<P4
Q5<Q4
Qd’’’
-
Qs’’’
P6>P5
Q6<Q5
Qd’’’
-
Qs’’
P7>P6
Q7<Q6
Qd’’’
Qs’
-
P8>P7
Q8>Q7
Qd’’
Qs’
-
P9>P8
Q9>Q8
Qd’
-
Qs’
Таким образом, в начале и конце цикла цены на товары максимальные. Максимальный объем производства наблюдается в конце подъема (т.3), а минимальный в конце депрессии (т.8.).
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции