9.3. Методы установления цен на рынке
Способы установления цен на товары зависят от типа рынка, на котором они реализуются. Доминирующие принципы функционирования рынка и методов ценообразования позволяют выделить три их основные группы с преобладающим влиянием:
рыночного механизма ценообразования через соотношение спроса и предложения;
государственного регулирования ценообразования;
монополистического фактора.
В чистом виде на практике ни один из перечисленных типов рынков не встречается, а их комбинация дает переплетение самых разнообразных факторов, которые необходимо учитывать при установлении цены на товары. Формирование и движение цен происходит в тесной связи и зависимости от уровня и динамики затрат на производство. Установление издержек производства - отправной момент формирования цены товара, которые в сумме со средней прибылью составляют цену производства. Рыночная цена устанавливается путем прибавления к цене производства различных надбавок и скидок, определяемых состоянием конъюнктуры на рынке.
Обычно производитель и фирма, реализующая товар, вносит устраивающие их цены в так называемые “прайсинги”.
“Прайсинги” формируются посредством разных методов, позволяющих определить затраты на производство и реализацию товаров и возможную прибыль при различных масштабах производства и реализации и условиях, складывающихся на рынке. Чаще всего применяются методы:
полных затрат;
усредненных затрат;
предельных затрат;
прямых затрат;
стандартных издержек производства;
целевой цены.
Расчеты по любому из перечисленных методов определяют не рыночную цену, а выступают лишь исходным моментом ее установления на рынке. Реальное формирование цены происходит с учетом конкурентоспособности товара и состояния спроса и предложения. Таким образом делаются поправки к базисной цене, которые учитывают различия в комплектации товаров, разницу в технико-экономических показателях, степень сервисного обслуживания, сроки и условия поставки и т.п.
Цена товара в зависимости от изменения мощности или производительности устанавливается по формуле:
, (9.4)
где Ц1 , Ц2 - цены сравниваемых товаров,
Р1 , Р2 - мощность или производительность сравниваемых товаров,
n - показатель степени, учитывающий зависимость цены от мощности или производительности.
Такие показатели в развитых странах публикуются в периодических изданиях, например, “Cost Engineering”, “ Chemical Age”, “Power and Gas” и др.
Уровень конкурентоспособности при формировании цены учитывается соотношением:
, (9.5)
где Iтп , Iэп - групповой параметрический показатель по техническим параметрам и экономический параметр конкурентоспобности товара без учета продажных цен;
B - доля рынка базисного товара;
Q - показатель, отражающий соотношение между спросом и предложением на рассматриваемый базисный товар, а также показатель престижа производителя.
При осуществлении сделки часто принимаются скидки к цене, основными из которых являются:
базисные - для постоянных покупателей, если они за установленный период времени приобретают определенное количество товара;
дилерские - для покрытия собственных расходов дилера на продажу и сервис, а также обеспечения ему прибыли;
специальные - для покупателей, в которых продавец особо заинтересован.
При осуществлении торговых сделок часто товар реализуется с оплатой аванса или продается в кредит. Тогда в первом случае покупатель кредитует продавца и продажная цена снижается, во втором - продавец кредитует покупателя и продажная цена увеличивается.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции