logo
1___2007

9.3. Методы установления цен на рынке

Способы установления цен на товары зависят от типа рынка, на котором они реализуются. Доминирующие принципы функционирования рынка и методов ценообразования позволяют выделить три их основные группы с преобладающим влиянием:

  1. рыночного механизма ценообразования через соотношение спроса и предложения;

  2. государственного регулирования ценообразования;

  3. монополистического фактора.

В чистом виде на практике ни один из перечисленных типов рынков не встречается, а их комбинация дает переплетение самых разнообразных факторов, которые необходимо учитывать при установлении цены на товары. Формирование и движение цен происходит в тесной связи и зависимости от уровня и динамики затрат на производство. Установление издержек производства - отправной момент формирования цены товара, которые в сумме со средней прибылью составляют цену производства. Рыночная цена устанавливается путем прибавления к цене производства различных надбавок и скидок, определяемых состоянием конъюнктуры на рынке.

Обычно производитель и фирма, реализующая товар, вносит устраивающие их цены в так называемые “прайсинги”.

“Прайсинги” формируются посредством разных методов, позволяющих определить затраты на производство и реализацию товаров и возможную прибыль при различных масштабах производства и реализации и условиях, складывающихся на рынке. Чаще всего применяются методы:

Расчеты по любому из перечисленных методов определяют не рыночную цену, а выступают лишь исходным моментом ее установления на рынке. Реальное формирование цены происходит с учетом конкурентоспособности товара и состояния спроса и предложения. Таким образом делаются поправки к базисной цене, которые учитывают различия в комплектации товаров, разницу в технико-экономических показателях, степень сер­висного обслуживания, сроки и условия поставки и т.п.

Цена товара в зависимости от изменения мощности или производительности устанавливается по формуле:

, (9.4)

где Ц1 , Ц2 - цены сравниваемых товаров,

Р1 , Р2 - мощность или производительность сравниваемых товаров,

n - показатель степени, учитывающий зависимость цены от мощности или производительности.

Такие показатели в развитых странах публикуются в периодических изданиях, например, “Cost Engineering”, “ Chemical Age”, “Power and Gas” и др.

Уровень конкурентоспособности при формировании цены учитывается соотношением:

, (9.5)

где Iтп , Iэп - групповой параметрический показатель по техническим параметрам и экономический параметр конкурентоспобности товара без учета продажных цен;

B - доля рынка базисного товара;

Q - показатель, отражающий соотношение между спросом и предложением на рассматриваемый базисный товар, а также показатель престижа производителя.

При осуществлении сделки часто принимаются скидки к цене, основными из которых являются:

  1. базисные - для постоянных покупателей, если они за установленный период времени приобретают определенное количество товара;

  2. дилерские - для покрытия собственных расходов дилера на продажу и сервис, а также обеспечения ему прибыли;

  3. специальные - для покупателей, в которых продавец особо заинтересован.

При осуществлении торговых сделок часто товар реализуется с оплатой аванса или продается в кредит. Тогда в первом случае покупатель кредитует продавца и продажная цена снижается, во втором - продавец кредитует покупателя и продажная цена увеличивается.