logo
1___2007

16.3. Исследование биржевой конъюнктуры

Динамика спроса и предложения на бирже постоянно меняется под влиянием множества факторов. В то же время, доходы биржевых посредников напрямую зависят от уровня цены на реализуемые товары. Изменение цен волнует и клиентов биржи. Поэтому постоянное изучение и анализ складывающейся ситуации на биржевом рынке является одной из основных задач в разработке тактики и стратегии поведения на биржевых торгах.

Динамику биржевого рынка принято называть биржевой конъюнктурой.

Биржевая конъюнктура отражает состояние на биржевом рынке системы факторов (условий), определяющих соотношение предложения и спроса.

Динамика биржевой конъюнктуры может фиксироваться сопоставлением моментных параметров биржевого процесса. Поэтому основной задачей изучения биржевой конъюнктуры является определение возможного объема сделок и динамики цен по отдельным группам товаров.

Изучение конъюнктуры биржевого рынка должно осуществляться в определенной последовательности. Принято выделять следующие этапы изучения биржевой конъюнктуры:

Текущее наблюдение за общей ситуацией на рынке.

Текущее наблюдение за торгами по выбранному ассортименту.

Разработка методики изучения конъюнктуры.

Сбор и накопление конъюнктурной информации.

Анализ конъюнктуры.

Прогноз конъюнктуры.

Наблюдение за общей ситуацией на рынке необходимо для выбора поведения на торгах. Общая активность на рынке проявляется в виде цикличности баланса совокупного биржевого спроса.

Контрагенты биржи, как правило, специализируются на проведении операций с определенной группой товаров, и им постоянно необходима информация о состоянии конъюнктуры именно по товарным контингентам.

Методика изучения биржевой конъюнктуры включает в себя определение факторов и показателей, измеряющих состояние конъюнктуры, выбор методов наблюдения, анализа и прогнозирования ее динамики.

Накопление информации может осуществляться по избранной методике или в объеме, предоставляемом самой биржей. Как правило, любая биржа предоставляет информацию по объемам сделок, котировкам биржевых цен и характеру заключаемых сделок в разрезе товарных контингентов. Существуют различные способы биржевой котировки цен, основанные на применении математико-статистических методов с использованием ЭВМ. Результаты котировок доводятся до клиентов биржи не позднее следующего за торгами дня. Примерная форма бюллетеня котировок представлена в таблице 16.2.

Таблица 16.2.

Бюллетень котировок ОТБ за ____________20--г.

Наиме-

Качествен-

Еди-

Типич-

Цена за единицу товара

Нование

ные разно-

ница

ный

Ти-

Мини-

Макси-

Нача-

Окон-

Товара

Видности

изме-

Объем

пич-

маль-

Маль-

Ла тор-

Чания

Товара

рения

Сделки

ная

ная

Ная

Гов

Торгов

1

2

3

4

5

6

7

8

9