17.1. Структура потребительского рынка
В структуре производства выпуск товаров потребительского спроса составляет значительную часть. Номенклатура выпускаемой продукции предметов потребления гораздо шире, чем производство товаров для организации производства. К этому разнообразию товаров можно присоединить и громадное разнообразие интересов и вкусов потребителей (сколько людей, столько и интересов). Все это в совокупности с особенностями организации производства и реализации товаров широкого потребления составляет разнообразную палитру конъюнктуры рынка потребительских товаров.
Именно на этом рынке формируется совокупный спрос. Конъюнктура потребления на потребительском рынке определяет структуру производственного потребления. Потребительский рынок существенно влияет и на динамику обращения наличной денежной массы и состояние всей денежной массы страны.
Методика изучения конъюнктуры товаров длительного пользования и повседневного спроса в значительной степени отличается друг от друга.
Период использования товаров длительного пользования (холодильники, стиральные машины и т.п.) охватывает продолжительный промежуток времени, что в значительной мере затрудняет исследование конъюнктуры подобных товаров по их номенклатуре. Однако, это же обстоятельство упрощает видовое прогнозирование потребления товаров длительного пользования.
При изучении конъюнктуры по определенной номенклатурной группе товаров длительного пользования основное внимание уделяется внутри номенклатурным потребительским характеристикам товара: модели товара, его классу, типу, внешнему оформлению, торговой марке и т.п. Перечисленные характеристики в значительной мере влияют на цену товара и соответственно на уровень спроса. Товары длительного пользования, как правило, относятся к товарам с высокой стоимостью, из-за чего эластичность спроса по номенклатуре очень мала, что делает условия производства этих товаров очень жесткими, с высоким уровнем конкуренции.
В качестве материала конъюнктурного анализа обычно используют товарные каталоги, которые содержат информацию о ценах, производстве и потребительских характеристиках товара, рекламные каталоги фирм-производителей с информацией о ценах и развернутой характеристике товара, “прайс-листы” торговых фирм, содержащие краткую характеристику товара и его цену.
Товары повседневного спроса отличаются большой эластичностью спроса и взаимозаменяемостью. Поэтому их номенклатурной характеристике свойственна высокая степень колеблемости. Внутри номенклатурной группы (это понятие для товаров повседневного спроса несколько размыто) спрос и предложение в основном определяется ценовыми факторами. Поэтому для товаров повседневного спроса более важным, с точки зрения факторного анализа, является исследование номенклатурной конъюнктуры. Для каждого вида товара существует свой среднестатистический уровень колеблемости спроса и предложения. Для продовольственных товаров существенное значение имеет сезонность производства сельскохозяйственной продукции. На конъюнктуру ряда товаров повседневного спроса (например, одежду) существенно влияет сезонность потребительского спроса.
Внутри номенклатурный анализ конъюнктуры товаров повседневного спроса связан в основном с изучением спроса по группам (сегментам) потребителей. Поскольку на внутри номенклатурную конъюнктуру в основном оказывает влияние ценовой фактор, изучение конъюнктуры по сегментам потребителей основывается на анализе взаимосвязей качественных характеристик товара, влияющих на его цену, и вкусов потребителей.
Значение товарных каталогов для изучения товаров повседневного спроса носит скорее рекламный, чем информационный характер, что делает их непригодными для конъюнктурных исследований (исключение составляют цены на товары).
Для оценки конъюнктуры товаров повседневного спроса информационная база анализа должна составляться самими исследователями на основе непрерывного наблюдения за рынком.
Изучение конъюнктуры товарных рынков зависит от объекта и субъекта наблюдения. С точки зрения объекта анализа конъюнктуру делят на производственную, сбытовую и торговую. В зависимости от субъекта наблюдения конъюнктура изучается с точки зрения производителя, продавца и потребителя. Производителю необходима конъюнктурная информация по конкурентам, потребителям и торговым посредникам. Продавцу необходима информация о производстве товара и спросе на него. Для продавца спрос на товары связан с конъюнктурой торговли.
В зависимости от масштабов торговли выделяют оптовую и розничную торговлю.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции