Нормативные значения коэффициента хозяйственной
конъюнктуры
-
Значение коэффициента хозяйственной конъюнктуры
Характеристика состояния хозяйственной конъюнктуры
менее 0,6
Дефицит в экономике, превышение спроса над предложением.
0,8 – 1,1
Нормальное состояние хозяйственной конъюнктуры.
1,1 – 1,3
Угроза кризиса перепроизводства или возникновение дефицита спроса.
Свыше 1,4
Кризис перепроизводства, товары не находят спроса.
К недостаткам данного показателя следует отнести его низкую оперативность, а также практическую невозможность определения его фактического значения в масштабах всей национальной экономики. В связи с этим он рассчитывается по выборочной совокупности объектов / предприятий, товарных групп/.
Состояние конъюнктуры оценивают по движению показателей хозяйственной активности на товарных и фондовых биржах. К таким показателям благополучия конъюнктуры на товарных биржах служит коэффициент ликвидности:
Кл - Тр , (5.12.)
Тп
где Кл - коэффициент ликвидности;
Тр – объем реализации товаров на бирже;
Тп – объем предложения товаров.
Самым главным достоинством данных показателей является оперативность их получения. Их значение фиксируется на биржах три раза в день: на момент открытия биржи, середины и окончания торгов.
Недостатки: влияние внешних факторов, не связанных с механизмом движения конъюнктуры.
Необходимость воздействия на уровень потребительского спроса возникает в случае более быстрого роста предложения товаров на рынках. О формировании такой ситуации свидетельствуют величины показателей состояния хозяйственной конъюнктуры. Так, например, основание для применения методов конъюнктурной политики является тенденция к увеличению коэффициента хозяйственной конъюнктуры и приближение его значения к опасной черте – 1, 3 /табл. 5.1./.
Как уже было сказано, «кейсианские» рецепты регулирования предполагают в этом случае усиленное стимулирование производства для недопущения его кризиса со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Законы регулирования спроса подсказывают, что для достижения поставленной цели возможно использование двух вариантов:
искусственное увеличение платежеспособного спроса / или поддержания его на прежнем уровне /
расширение спроса посредством регулирования уровня цен на продукцию, сказывающуюся в состоянии перепроизводства.
Для увеличения платежеспособного спроса населения используют следующие методы:
увеличение пособий и дополнительных выплат по социальной помощи нуждающимся из бюджета;
повышение необлагаемого налогом минимума доходов;
снижение косвенных налогов на товары, по которым формируется избыточное предложение.
Все эти методы дают одинаковый результат, и их практическое применение зависит от конкретных целей. Так, естественно, что если существует угроза перепроизводства автомобилей, то ее нельзя устранить, повышая спрос путем увеличения пособий малообеспеченным или пенсий. Таким образом, применение методов конъюнктурной политики во многом сводится к анализу многочисленных зависимостей спроса, цены и предложения по различным товарам. Это так называемая качественная сторона антициклического регулирования.
Количественные параметры применяемых методов определяются на основе изучения конъюнктурных зависимостей.
Пусть Ц1 = 100 при уровне налога на добавленную стоимость 20%, Ц2 = 110. Следовательно, для увеличения спроса с С1 до С2 необходимо снизить ставку налога на 10 процентных пунктов.
Особое место в стимулировании потребительского спроса в политике антициклического регулирования занимает проблема занятости и вмешательство государства на рынке труда. Здесь наиболее простым решением является предоставление предприятиям субсидий с целью предотвращения их банкротства. Однако целесообразность этого метода сомнительна, т. к. у предпринимателей теряются стимулы к решению своих проблем собственными силами, а все усилия сосредотачиваются на получение субсидий из бюджета.
Практика показала, что более целесообразным в этом случае является политика государства на рынке труда. При этом рассматривается пассивная и активная политика. Сущность пассивной состоит в бюджетных ассигнованиях на поддержании платежеспособного спроса безработных с помощью специальных пособий. При осуществлении активной политики главный акцент делается на формировании государственной системы переобучения кадров с целью сокращения срока временной не занятости
Воздействие на инвестиционный спрос проявляется в двух направлениях: стимулирования и сдерживания.
Стимулирование инвестиционного спроса возможно следующими методами:
Предоставление субвенцией под частные инвестиции.
Снижение налогов на прибыль, направляемую на развитие производства, а также личных доходов, используемых на приобретение акций.
Снижение ставки ссудного процента в соответствии с методикой, изложенной в теме 4.
Увеличение объемов государственных капиталовложений в национальную экономику.
Механизм стимулирования инвестиционного спроса аналогичен воздействию на потребительский спрос.
Сдерживание инвестиционного спроса формируется теми же методами, но с обратным знаком. В практике государственного регулирования особое внимание при этом уделяется финансово-кредитным методам, т.к. заемные средства в условиях рыночной экономики занимают наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций.
Антициклическое регулирование способно принести лишь краткосрочные эффекты. Вначале расширение спроса повышает занятость при неизбежном росте инфляции. Более высокий темп роста цен рождает эффект «инфляционных ожиданий» при котором ожидание дальнейшего роста цен и требования повышения заработной платы увеличивают издержки предприятий. Рост издержек приводит к тому, что предприятиям невыгодно осуществлять существенное расширение производства. В результате занятость и производства возвращаются к первоначальному уровню.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции