10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
Расчет рыночного потенциала производится поэтапно, в следующей последовательности:
Определяется число производственных и потребительских единиц.
Рассчитываются показатели производственных мощностей и потребительских возможностей (уровень номинальной и реальной заработной платы, сегментные возможности потребления и т.п.)
Дается оценка торгового потенциала.
В формализованном виде потенциал рынка можно выразить функцией взаимодействия спроса и предложения:
S = f (D), (10.1)
где S - рыночное предложение;
D - рыночный спрос.
Тогда график функции будет иметь следующий вид:
Предложение (S)
A
D
Q' Спрос (D)
Рис. 10.1. Потенциальные возможности спроса и предложения на рынке
На участке кривой D < A спрос превышает предложение, однако потенциал определяется предложением. С ростом предложения увеличение спроса замедляется и происходит его насыщение в точке А. В этой точке спрос и предложение равны. Эта точка соответствует рыночному равновесию. Дальнейший рост предложения приводит к незначительному росту спроса на подешевевший товар до некоторого уровня пресыщения - Q’. На этом участке (D > A) потенциал определяется уровнем спроса.
В соответствии с проделанным выше теоретическим анализом, потенциал легче рассчитывать по следующей формуле:
n Пп = (РiМi + Зi) + Э – И, при D<A i=1 П = Ппот.= qT, при D = A Ппот.= qТ, при D > A
(10.2.)
где П - потенциал рынка, ед.;
Пп - производственный потенциал, ед.;
Ппот. - потребительский потенциал, ед.;
Pi - показатели производительности мощностей i-го производителя, ед./ед.мощности;
Мi - мощности i -го производителя, ед.мощности;
Зi - запасы готовой продукции, ед.;
Э - экспорт продукции, ед.;
И - импорт продукции, ед.;
q - потребности одного потребителя, ед.;
Т - число потребителей, чел.
Точка Q’ является точкой насыщения рынка. Это очень важное понятие в рыночной конъюнктуре.
Насыщенность рынка - это максимальное количество товаров, которое данное количество потребителей, задействованных на рынке, может потребить в данный момент времени.
Под насыщенностью рынка также понимают наличие товаров в торговой сети.
Производственный потенциал рынка целесообразно рассчитывать по уточненной формуле:
Пп = (Рi MiKзKр – Вл + Зi) + Э – И (10.3.)
где Кз - технический коэффициент загрузки мощностей;
Кр - коэффициент загрузки мощностей, связанный с ресурсными факторами;
Вп - внутреннее потребление, ед.
Потенциал рынка является моментной характеристикой максимальных возможностей рынка. Динамической характеристикой возможностей рынка является показатель емкости рынка.
Емкость рынка - это максимально возможное количество (стоимость) товаров (услуг), которое можно реализовать на рынке за какой-то промежуток времени.
- Кучеренко в.Р., Карпов в.А., Соломенцев и.А.
- Раздел 1. Теоретические основы конъюнктурных исследований.
- Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии
- 2. Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в экономике Украины
- 2.2. Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.Г.
- 3.Понятие и задачи изучения рыночной конъюнктуры
- 3.1. Равновесие в экономике, экономическая статика и динамика.
- 3.2. Виды экономических процессов.
- 3.3. Содержание и виды экономической конъюнктуры
- 3.4. Основные задачи конъюнктурных исследований.
- Основы методики конъюнктурных исследований
- 4.1. Этапы исследования экономической конъюнктуры.
- 4.2. Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков.
- 4.3. Информационное обеспечение исследования конъюнктуры.
- 5.3.Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры
- 5.4. Конъюнктурная политика государства
- Нормативные значения коэффициента хозяйственной
- Методы конъюнктурных исследований
- 6.1. Классификация методов анализа экономической конъюнктуры.
- 6.2. Методы фундаментального анализа
- Регрессия
- Корреляция
- Экспертные
- 6.3. Общая характеристика методов технического анализа
- 6.4. Теория Доу
- 6.5. Волновая теория Эллиотта.
- 6.6. Организация разработки конъюнктурных прогнозов
- Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях
- 7.1. Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе
- 7.2. Простые и сложные проценты
- 7.3.Финансовые ренты
- 8.1. Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла
- 8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка
- 8.3. Содержание и эндогенный механизм длинных волн.
- 8.5. Малые циклы экономической конъюнктуры.
- 9. Цены и ценовые показатели конъюнктуры
- 9.1. Спрос и ценообразование
- 9.2. Виды цен и ценовых показателей
- 9.3. Методы установления цен на рынке
- 10. Оценка потенциала и основных пропорций рынка
- 10.1. Понятие потенциала рынка
- 10.2. Расчет и анализ потенциала рынка
- 10.3. Анализ структуры и пропорциональности рынка
- 11. Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска
- 1.1. Понятие предпринимательского риска
- 11.2. Виды предпринимательских рисков
- 11.3. Измерение и предотвращение риска
- Общехозяйственная конъюнктура
- 12.1. Содержание общехозяйственной конъюнктуры
- 12.2. Показатели общехозяйственной конъюнктуры
- 12.3.Система национальных счетов
- 13. Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины
- 13.1. Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков
- 13.2. История развития финансового рынка Украины3
- Динамика развития украинского фондового рынка
- 14.1. Структура рынка ценных бумаг.
- 14.2. Виды операций на фондовой бирже.
- 14.3. Показатели биржевой конъюнктуры.
- 14.4. Методы расчета биржевых индексов
- 14.5. Украинские фондовые индексы
- 14.6. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 15. Конъюнктура валютного рынка
- 15.1. Содержание конъюнктуры валютного рынка
- 15.2. Валютные котировки и факторы их движения
- 15.3. Методы исследования конъюнктуры валютного рынка
- 15.4.Методы оценки и страхования валютных рисков
- 15.5. Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка
- 16. Конъюнктура товарно-сырьевых бирж
- 16.1. Особенности биржевой торговли
- 16.2. Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности
- Покупатель товара
- 16.3. Исследование биржевой конъюнктуры
- 16.4. Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой
- 16.5. Анализ текущей биржевой конъюнктуры
- 17. Конъюнктура потребительского рынка
- 17.1. Структура потребительского рынка
- 17.2. Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров
- 17.3. Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры
- 17.4. Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка
- 18. Конъюнктура рынка научно-технической продукции
- 18.1. Особенности рынка научно-технической продукции
- 18.2. Жизненный цикл изделия
- 18.3. Виды фирм в научно-технической сфере
- 18.4 Информационное и консультативное обслуживание производства
- 18.5. Показатели конъюнктуры научно-технической продукции
- 18.6. Особенности ценообразования в научно-технической сфере
- 18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции