logo search
1___2007

17.1. Структура потребительского рынка

В структуре производства выпуск товаров потребительского спроса составляет значительную часть. Номенклатура выпускаемой продукции предметов потребления гораздо шире, чем производство товаров для организации производства. К этому разнообразию товаров можно присоединить и громадное разнообразие интересов и вкусов потребителей (сколько людей, столько и интересов). Все это в совокупности с особенностями организации производства и реализации товаров широкого потребления составляет разнообразную палитру конъюнктуры рынка потребительских товаров.

Именно на этом рынке формируется совокупный спрос. Конъюнктура потребления на потребительском рынке определяет структуру производственного потребления. Потребительский рынок существенно влияет и на динамику обращения наличной денежной массы и состояние всей денежной массы страны.

Методика изучения конъюнктуры товаров длительного пользования и повседневного спроса в значительной степени отличается друг от друга.

Период использования товаров длительного пользования (холодильники, стиральные машины и т.п.) охватывает продолжительный промежуток времени, что в значительной мере затрудняет исследование конъюнктуры подобных товаров по их номенклатуре. Однако, это же обстоятельство упрощает видовое прогнозирование потребления товаров длительного пользования.

При изучении конъюнктуры по определенной номенклатурной группе товаров длительного пользования основное внимание уделяется внутри номенклатурным потребительским характеристикам товара: модели товара, его классу, типу, внешнему оформлению, торговой марке и т.п. Перечисленные характеристики в значительной мере влияют на цену товара и соответственно на уровень спроса. Товары длительного пользования, как правило, относятся к товарам с высокой стоимостью, из-за чего эластичность спроса по номенклатуре очень мала, что делает условия производства этих товаров очень жесткими, с высоким уровнем конкуренции.

В качестве материала конъюнктурного анализа обычно используют товарные каталоги, которые содержат информацию о ценах, производстве и потребительских характеристиках товара, рекламные каталоги фирм-производителей с информацией о ценах и развернутой характеристике товара, “прайс-листы” торговых фирм, содержащие краткую характеристику товара и его цену.

Товары повседневного спроса отличаются большой эластичностью спроса и взаимозаменяемостью. Поэтому их номенклатурной характеристике свойственна высокая степень колеблемости. Внутри номенклатурной группы (это понятие для товаров повседневного спроса несколько размыто) спрос и предложение в основном определяется ценовыми факторами. Поэтому для товаров повседневного спроса более важным, с точки зрения факторного анализа, является исследование номенклатурной конъюнктуры. Для каждого вида товара существует свой среднестатистический уровень колеблемости спроса и предложения. Для продовольственных товаров существенное значение имеет сезонность производства сельскохозяйственной продукции. На конъюнктуру ряда товаров повседневного спроса (например, одежду) существенно влияет сезонность потребительского спроса.

Внутри номенклатурный анализ конъюнктуры товаров повседневного спроса связан в основном с изучением спроса по группам (сегментам) потребителей. Поскольку на внутри номенклатурную конъюнктуру в основном оказывает влияние ценовой фактор, изучение конъюнктуры по сегментам потребителей основывается на анализе взаимосвязей качественных характеристик товара, влияющих на его цену, и вкусов потребителей.

Значение товарных каталогов для изучения товаров повседневного спроса носит скорее рекламный, чем информационный характер, что делает их непригодными для конъюнктурных исследований (исключение составляют цены на товары).

Для оценки конъюнктуры товаров повседневного спроса информационная база анализа должна составляться самими исследователями на основе непрерывного наблюдения за рынком.

Изучение конъюнктуры товарных рынков зависит от объекта и субъекта наблюдения. С точки зрения объекта анализа конъюнктуру делят на производственную, сбытовую и торговую. В зависимости от субъекта наблюдения конъюнктура изучается с точки зрения производителя, продавца и потребителя. Производителю необходима конъюнктурная информация по конкурентам, потребителям и торговым посредникам. Продавцу необходима информация о производстве товара и спросе на него. Для продавца спрос на товары связан с конъюнктурой торговли.

В зависимости от масштабов торговли выделяют оптовую и розничную торговлю.