logo search
1___2007

12.3.Система национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) является одним из важнейших инструментов государственного регулирования в странах рыночного хозяйства. Она представляет собой совокупность балансовых таблиц, отражающих на основе бухгалтерского принципа двойной записи в агрегированном виде экономический оборот в масштабе страны.

Современное развитие СНС началось в 1930 г., когда после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. стало ясно, что исключительно стихийный характер развития капиталистической экономики составляет не преимущество, а скорее опасность для общества. Возникла проблема активного участия государства в управлении экономическим развитием. Соответственно на первый план выдвинулась задача комплексного макроэкономического анализа и прогнозирования, позволяющих создавать нужную модель общества.

Развитие мировой экономики и соответственно экономической науки с применением математических методов и межотраслевого баланса позволили создать высокоэффективную систему национальных счетов, обобщенную под эгидой ООН и используемую во всех развитых странах.

Принципиальное различие методологии СНС и БНХ заключается в определении сферы производства. Под производством в СНС понимается социально-организованная деятельность по созданию благ и услуг. В производственную деятельность, кроме товарного производства, включается нетоварное производство государственных органов и домашних хозяйств.

Другая важнейшая особенность методологии СНС состоит в том, что ключевым понятием в структуре показателей производства является добавленная стоимость, соответствующая в терминологии БНХ условно чистой продукции.

Полная стоимость (валовой выпуск) благ или услуг, произведенных какой-либо отраслью или группой производителей, включает, кроме добавленной стоимости, также и промежуточное потребление.

Добавленная стоимость характеризует вклад конкретной совокупности факторов производства в создание стоимости в масштабах экономики в целом. Добавленная стоимость в СНС, как вклад каждого отдельного производителя, рассматривается не по отношению к продукту, а по отношению к производителю.

В отличие от баланса народного хозяйства национальное счетоводство рассматривает процесс общественного воспроизводства одновременно в двух аспектах: как баланс производства и потребления благ и услуг - с одной стороны, и как процесс создания и распределения доходов - с другой.

Одной из основных задач СНС является описание распределения дохода, возникающего в производстве. В масштабах экономики располагаемый национальный доход соответствует чистому внутреннему продукту, скорректированному на сальдо доходов в отношениях с заграницей. Также двойственно учитывается накопление, которому соответствует сумма инвестиций (сбережений) и сальдо кредитно-финансовых средств.

Система национальных счетов оперирует присущими ей экономическими категориями типа: институциональные единицы, экономические сектора, счета, балансирующие статьи и др. Институциональные единицы выступают в качестве базиса единицы учета в СНС, под которыми понимаются такие экономические единицы или общности, которые обладают единством поведения и могут самостоятельно владеть активами и отвечать по своим обязательствам. Институциональные единицы вправе от своего имени принимать решения, касающиеся экономической деятельности и проведения операций с другими институциональными единицами, то есть они являются юридическим лицом. Экономические потоки , соответствующие действиям институциональных единиц, являются операциями. В СНС выделяются три вида институциональных единиц: домашние хозяйства, юридические и социальные общности в виде корпораций ( под корпорациями в СНС понимаются также производственные институциональные единицы, которые юридически отделены от домашних хозяйств) и неприбыльных учреждений; центральные, окружные и местные правительственные учреждения, а также фонды соцстраха.

Объединение институциональных единиц в соответствии с тем или иным типом экономического поведения позволяет разделить экономику на экономические сектора. Сектора экономики непосредственно не соответствуют названным трем видам институциональных единиц. В системе национальных счетов, принятой ООН, выделяются четыре главных экономических сектора экономики:

  1. сектор нефинансовых корпораций охватывает институциональные единицы, которые заняты производством реализуемых на рыночной основе товаров и услуг;

  2. сектор финансовых корпораций охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством, а также вспомогательной финансовой деятельностью;

  3. общеправительственный сектор охватывает институциональные единицы, которые ответственны за принятие политических решений, экономическое регулирование, а также оказывают нерыночные услуги для личного и коллективного потребления и осуществляют перераспределение национального дохода и богатства. В состав общеправительственного сектора включаются центральные, окружные и местные органы управления, фонды социального страхования и неприбыльные учреждения, подконтрольные правительственным органам;

  4. сектор домашних хозяйств охватывает всех физических лиц, которые осуществляют в экономике функцию потребления, а также произведенные на рыночной основе товары и оказывающие услуги (нефинансовые), не корпорированные предприятия, находящиеся во владении членов домашних хозяйств, которые невозможно отделить от них ни с юридической, ни с экономической точек зрения.

Счета в СНС регистрируют операции, связанные с некоторыми специфическими аспектами экономической жизни. Балансирующими статьями в счетах являются наиболее значимые измерители экономических явлений. Обычно в них отражается главное содержание счета, та информация, которая служит основой для составления последующих счетов системы. Название балансирующих статей связано с тем, что они представляют собой результирующие показатели счетов и определяются по остаточному принципу.

Все балансирующие статьи в рассматриваемой СНС ООН определяются как на “валовой”, так и на “очищенной” основах. “Валовыми” являются показатели, исчисляемые с учетом величины потребления основного капитала, а “очищенными” - показатели, не учитывающие величину потребления основного капитала. “Очищенные” балансирующие статьи обычно имеют гораздо больше, по сравнению с “валовыми”, аналитическое значение. Однако “валовые” балансирующие статьи обычно легче (имеется в виду статистика зарубежных стран) поддаются исчислению. Для того, чтобы найти компромисс между этими двумя вариантами решений в рассматриваемой системе, предложено использовать двоякое представление балансирующих статей, исчисляемых как на “валовой”, так и на “очищенной” основах.

Основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений в СНС являются счета, которые, как и система бухучета, строятся по принципу двойной записи. В счетах все потоки регистрируются дважды: первый раз - как поступление ресурсов или изменение пассивов, а второй - как использование имеющихся ресурсов или изменение активов. Именно этот принцип позволяет осуществлять проверку правильности составления всех счетов СНС.

Вместе с тем следует отметить, что счета не являются единственной возможной формой представления экономических явлений в СНС.

Другой такой формой является матричная. Ярким примером использования матричной формы в СНС является межотраслевой баланс. В матричном варианте каждый счет представлен рядом парных строк и столбцов. В отличие от счетов, в матрицах каждая операция представлена единственной записью, которая отображается на пересечении соответствующих столбцов и строк. Преимущество матричной формы заключается в том, что она является очень емкой по своей информационной насыщенности. Недостаток же в том, что она не предоставляет возможность проверить правильность составления счетов. В рассматриваемой СНС ООН сделана серьезная попытка взаимоувязать эти две формы путем представления сводных счетов в матричной форме.

При изложении взаимосвязи основных явлений экономического оборота в СНС используется традиционный подход - форма счетов. Под экономическим оборотом в макроэкономике понимается циркулирующий в экономической системе поток товаров и услуг, который уравновешивается обратным потоком денежных платежей.

В основе построения СНС лежит схема экономического оборота, однако рассматривается она в условиях возможного неравновесия экономической системы, а также с учетом связей с другими странами. Для условия неравновесия экономической системы характерно превышение сбережений над инвестициями, или наоборот, что образует чистые ссуды, или чистые займы. Кроме того в СНС, в отличие от упрощенной схемы экономического оборота, показано, как в результате кругооборота реальных и денежных потоков за исчисляемый промежуток времени изменяются богатство страны (активы) и ее обязательства (пассивы) по отношению к другим странам.

Связь страны с другими государствами вызывает необходимость исчисления счетов в СНС как на “национальной”, так и на “внутренней” основах. “Национальные” показатели всегда связаны с национальной экономикой страны, состоящей из институциональных единиц, являющихся резидентами экономической территории страны, которая распространяется и за ее пределы. “Внутренние” показатели характеризуют деятельность как резидентных, так и нерезидентных институциональных единиц на географической территории страны. Необходимость выделения как “национальных”, так и “внутренних” показателей в СНС связана с тем, что, например, часть доходов может быть получена резидентами страны за границей, то есть на экономической, а не на географической территории страны (в случае, когда часть граждан-резидентов временно работают за границей или когда фирмы-резиденты часть своих доходов получают от экономической деятельности на территории других стран).

В СНС исчисление показателей как на “национальной”, так и на “внутренней” основах имеет большое аналитическое значение. Если, например, величина национального продукта страны превышает величину внутреннего продукта, то это означает, что резидентные единицы данной страны получают доходов на территории других государств больше, чем нерезидентные единицы на ее собственной территории. В зависимости от конкретных целей макроэкономического анализа могут использоваться как “национальные”, так и “внутренние” показатели СНС. Так, например, при анализе производства наиболее приемлемы внутренние показатели, поскольку производственная деятельность всегда имеет территориальную привязку. При анализе потока доходов большую аналитическую ценность представляют национальные показатели, поскольку они дают представление о том, какими доходами располагает национальная экономика (независимо от того, где они созданы). Наиболее удобную возможность перехода от национальных показателей к внутренним предоставляет платежный баланс. В связи с этим составление платежного баланса страны на регулярной основе следует рассматривать как одну из важных предпосылок построения всей СНС.

Все однородные счета СНС объединены в соответствующие блоки: “Текущие операции”, “Накопительные операции”, Балансовые счета”, “Товары и услуги”, “Внешние операции”.

Все счета, входящие в блок “Текущие операции”, связаны с первой фазой экономического оборота, производством, образованием и использованием доходов. Последней балансирующей статьей всех текущих счетов являются сбережения, то есть та часть доходов, созданных в производстве, которая не была использована для конечного потребления. В правой части всех счетов текущих операций отражаются ресурсы, в левой - использование ресурсов для проведения текущих операций. Каждый текущий счет в качестве ресурсов отражает, как правило, балансирующую статью предыдущего счета.

Таблица 12.1

Счет присвоения первичных доходов

Использование

Ресурсы

  1. Доходы от собственности

  1. Валовое чистое превышение от экономической деятельности (валовой смешанный доход)

  1. Валовые первичные доходы

  1. Потребление основного капитала

  1. Потребление основного капитала

  1. Чистое превышение от экономической деятельности (чистый смешанный доход)

  1. Чистые первичные доходы

  1. Доходы от собственности

  1. Компенсация за трудовую деятельность

  1. Налоги за производство и импорт

  1. Субсидии (-)

Второй фазой экономического оборота являются накопительные операции, которые отражаются в блоке “Накопительные операции”. Целью составления накопительных счетов является отражение изменения в активах, пассивах и чистой стоимости (разница между активами и пассивами) в разрезе каждого сектора и экономики в целом. Поэтому форма построения накопительных счетов отличается от формы построения текущих счетов. В правой части вместо “ресурсов” отражаются изменения пассивов и чистой стоимости, а в левой - вместо “использование” - изменения в активах. Поскольку сбережения являются балансирующей статьей всех текущих операций, то именно они и составляют входящий поток накопительных счетов.

Таблица 12.2

Счет капитала

Изменения в активах

Изменения в пассивах и ЧС

  1. Валовое капиталообразование

  1. Чистые сбережения основного капитала

  1. Получаемые капитальные трансферты

  1. Изменения в запасах: (+,-)

  1. Потребление основного капитала

  1. Передаваемые капитальные трансферты

  1. Чистые покупки земли и других непроизводственных активов

  1. Изменения в чистой стоимости за счет сбережений и чистых капитальных трансфертов

  1. Чистые ссуды (+), чистые займы (-)

Балансовые счета в СНС отражают наличие в стране или определенном секторе активов, пассивов и чистой стоимости в момент составления баланса. В левой части балансовых счетов показываются активы, в правой - пассивы и чистая стоимость. Все балансовые счета состоят из трех самостоятельных балансов: открывающийся баланс, изменения в балансе , закрывающийся баланс.

Таблица 12.3

Изменение в балансе

Активы

Пассивы

  1. Общие изменения в активах

  1. Общие изменения в пассивах

  1. В нефинансовых активах

а) производственных б)непроизводственных

  1. Изменения в чистой стоимости (всего) а) сбережения и чистые капитальные трансферты; б) др.изменения в объеме активов; в) изменения в фактических ценах; г) нейтральная переоценка (ревальвация); д) действительные приобретения (потери) от владения

  1. В финансовых активах

В результате текущих и накопительных операций происходят создание, передача и погашение экономических требований, итогом чего является накопление в экономике определенного количества активов, пассивов и чистой стоимости.

СНС представляет собой логически построенную и внутренне взаимосвязанную систему отображения экономических явлений, охватывающую реальные и денежные потоки в экономике, которая может рассматриваться в качестве модели экономического оборота страны.