logo search
1___2007

18.7. Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции

Изучение конъюнктуры рынка научно-технической продукции необходимо производить в следующей последовательности:

Исследование основных черт и особенностей рынка данного вида научно-технической продукции.

Разработка методики изучения конъюнктуры.

Сбор и накопление конъюнктурной информации.

Анализ конъюнктуры.

Прогноз конъюнктуры.

Рынок научно-технической продукции относится к организованному виду рынка. Поэтому информация о потребительских характеристиках научно-технической продукции является достаточно доступной даже для новейших исследований и разработок. Однако, в силу перечисленных в первом параграфе особенностей научно-технической продукции, ее конъюнктурные характеристики (цена, динамика спроса и предложения и т.п.) практически недоступны моментным методам изучения конъюнктуры в силу эталонности большей части инноваций. Поэтому изучение конъюнктуры научно-технической продукции осуществляется, главным образом, с точки зрения оценки ее производителей.

Конъюнктурный анализ рынка может быть проведен с позиции потребителя научно-технической продукции, с позиции конкурирующей фирмы, либо специализированной информационной фирмы.

Потребителя в основном интересуют цены и эффективность внедрения НИОКР. Как показывает опыт, информацию такого рода на научно-техническую продукцию возможно получить, проанализировав договора на аналогичную продукцию и предложения от различных производителей. Однако, низкая цена и лучшие декларированные технические характеристики новой техники не являются основными рыночными показателями для потребителя инновации. Как правило, для потребителя научно-технической продукции гарантией качества является не само совершенство инновации, а скорее, рейтинг ее разработчиков. Поэтому для оценки складывающейся конъюнктуры на рынке инноваций для потребителя наиболее важными показателями конъюнктуры являются показатели, оценивающие деятельность разработчиков того или иного вида научно-технической продукции.

Анализ конъюнктуры с точки зрения конкурентов, как правило, сводится к исследованию показателей эффективности и цены самой инновации.

Особенности научно-технической продукции сводят на нет серьезные попытки прогнозирования конъюнктуры на данный вид товара. Прогнозирование возможно лишь с точки зрения оценки косвенных факторов, таких как экономические условия развития конкурентов - разработчиков, оценка некоторых тенденций развития того или иного научно-технического направления и т.п.

Литература

  1. Ацюковский В.А. Блеск и нищета “физической экономики» Линдона Ларуша.//Экономическая газета,№3. – 2001.

  2. Ацюковский В.А. Космос против «рынка».//Экономическая газета,№37.- 2002.

  3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: “Финансы и статистика ”, 1995.

  4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: “Финансы и статистика”, 1994.

  5. Бутенко А.И., Кучеренко В.Р. и др. Механизм образования свободных экономических зон. - Одеса: ОЦНТІ, 1992.

  6. Бутенко А.И., Кучеренко В.Р. и др. Механизм функционирования акционерных обществ. - Одеса: ОЦНТІ, 1991.

  7. Бутенко А.И., Кучеренко В.Р., Карпов В.А. Конъюнктура рынка. – ОДЕУ, 1998

  8. Введение в рыночную экономику /Под ред. А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. - М.: Экономика,1993.

  9. Величко Ф., Герасимова Т. Путь к успеху. – М.:ВШКА. – 2001.

  10. Величко Ф.К. Ритмы нашей жизни и их нарушения. - М.:ДА. – 1991.

  11. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М.: Советская Россия. – 1989.

  12. Вернадський В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. –М.: Наука. – 1975.

  13. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. –М: «Банки и биржи», 1998

  14. Гудвин Р.М. Динамические модели народного хозяйства. - М.: Экономика, 1990.

  15. Гуляев В.К., Карпов В.А. Обоснование приватизации государственного имущества и создание на основе приватизируемого предприятия открытого акционерного общества. - Одеса: ОЦНТІ,1993.

  16. Дамари Р. Финансы и предпринимательство: финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организации. - Ярослав: «Периодика», 1993.

  17. Дефоссе Г. Фондовая биржа и биржевые операции: Перевод с франц. - М.: Церих ПЭЛ, 1992.

  18. Иновационный менеджмент /Под ред. Фишман Б.Е. - К. Видання концерна “Рамо” - 1991.

  19. Карпов В.А. Конъюнктурные исследования потенциала рынка. //Инвестирование экономики Украины в условиях рынка. –Одеса: Інститут проблем ринку й економіко-екологічних досліджень НАН України, 1998

  20. Карпов В.А. Конъюнктурный анализ регионального валютного рынка. //Ринкові важелі та стимули розвитку господарчих систем. – Одеса: ОДЕУ, 1998

  21. Карпов В.А. Роль арендных предприятий в процессах приватизации государственной собственности. - Одеса: ОЦНТІ, 1993.

  22. Карпов В.А. Фондовая биржа – индикатор РЦБ. Фондовое обозрение № 3-4, 1997

  23. Карпов В.А., Кучеренко В.Р., Писной К.В. Методические рекомендации по созданию организации арендаторов. - Одеса: ОЦНТІ, 1993.

  24. Карпов В.А., Кучеренко В.Р. Маркетинг: прогнозування кон’юнктури ринку: Навч. Посіб. – 2-ге вид.,випр. І доп. – К.:Т-во «Знання»,КОО,2003.- 284 с.

  25. Карпов В.А., Порядок составления и содержания плана приватизации (методические рекомендации). - Одеса: ОЦНТІ, 1993.

  26. Коваль Б. Время и деньги. – М.: ЦАИ.- 1995.

  27. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М.: «Экономика», 1989.

  28. Костюк В.Н. Макроєкономика: приспособление и становление. – Одесса: ОМК. – 1995, 145 с.

  29. Кузнецов П.Г. Смысл жизни человечества. //Экономическая газета, №16.- 2000.

  30. Кучеренко В.Р. Конъюнктура рынка научно-технической продукции. //Инвестирование экономики Украины в условиях рынка. –Одеса: Інститут проблем ринку й економіко-екологічних досліджень НАН України, 1998

  31. Кучеренко В.Р. Конъюнктурные исследования валютного рынка. «Фондовое обозрение» № 3-4, 1997

  32. Кучеренко В.Р., Карпов В.А. Рекомендации по подготовке предприятия к приватизации. - Одеса: ОЦНТІ -ОІНГ, 1993.

  33. Кучеренко В.Р., Карпов В.А., Маркітан О.С. Бізнес-планування фірми: Навч. Посіб. – К.: Знання, 2006. – 423 с.

  34. Ларуш Л. Семь атак на цивилизацию.//Экономическая газета, №25. – 2000. Ларуш Л. Торговля без валюты . //Экономическая газета, №49. – 2000.

  35. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. - М.: «Международные отношения», 1993.

  36. Льюис Эджел, Брэндан Бойд. Как покупать ценные бумаги. - Самара: Вид. “Самарский Дом Печати”, 1993.

  37. Мажухани Г.Р. Золотое правило инвестирования: Пер. с англ. - М.: «Церих ПЭЛ», 1994.

  38. Манн А.Т. Жизнь во времени. – М. – 1997.

  39. Маслов А. Экономика будущего или наука о том как быть богатым.ч.1. Экономическая теория. – Омск. – 2000.

  40. Настольная книга валютного дилера. - М.: «Верба», 1992.

  41. Нефедов А.М. Прощай,Фридман! /Экономическая газета, №48. – 2000.

  42. Никаноров С.П. Русский космизм.//Экономическая газета, №4. – 2001.

  43. Нікбахт С., Гропеллі А. Фінанси. - К.: “Вік”, “Глобус”, 1992.

  44. Овсієнко В. Витоки української економічної школи. //Освіта, №4-5.- 2001.

  45. Осокина И.Е. Делайте деньги на бирже. - М.: «Мировой океан, Российский банкир», 1992.

  46. Писарев В.М. Феномены и парадоксы.//Экономическая газета,№19.-2001.

  47. Попов В.В. США - Канада: взаимодействие национальных экономических циклов (распространение циклических колебаний в мировом капиталистическом хозяйстве). - М.: Международные отношения, 1988.

  48. Салыч Г.Г. Опционные, фьючерсные и форвардные контракты. М.: «Экономика»,1994.

  49. Скляр Ю. Фондовые индексы как индикаторы экономики// Бизнес-информ. - №9. - 1996.

  50. Соколенко С.И. Глобальные рынки XXI столетия. Перспективы Украины. –К.: «Логос», 1998

  51. Стасюк Ф.Ф. и др. Методические рекомендации по спецкурсу “Рынок ценных бумаг”. - Одеса: ОДЕУ, 1994.

  52. Стасюк Ф.Ф. Рекомендации по участию инвестиционных посредников в размещении местных займов. - Одесса: “Инвестсервис- ЛТД” - ОЦНТІ, 1994.

  53. Теслюк И.Е. Статистика финансов. - Минск: “Вышейшая школа”, 1994.

  54. Уманец Т.В., Гандрабура А.С. и др. Финасово-банковская статистика. - К.: УМК ОІНГ, 1992.

  55. Циклы природы и общества .Материалы V Международной конференции. Ч.2, Ставрополь, - 1997. - с 8-77.

  56. Четыркин Е.М. Финансовые вычисления по внешнеэкономической деятельности . - М.: Финансы и статистика, 1984.

  57. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: Мысль. – 1976.

  58. Шабаров В.Н. От либерморства – к физэкономике Кузнецова и Ларуша. //Экономическая газета,№1. – 2001.

  59. Экономика и организация предпринимательской деятельности. /Под редакцией Кучеренко В.Р., Маркитана А.С., Карпова В.А. - Одеса: «Логос-сервис», 1998

  60. Эрлих Анна. Технический анализ товарных и финансовых рынков.- М., 2000

  61. Економіка і планування бізнесу.// кол.авт.під кер. Кучеренка В.Р.,Одеса: «Автограф», 2005. – 428 с.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Раздел 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

1.

Циклы и ритмы национальной экономики

1.1.

Современные парадигмы развития национальной экономики

1.2.

Общая теория циклов

1.3.

Экономика и ноосфера – становление экономической ритмологии.

2.

Конъюнктурная составляющая динамического равновесия в Украине

2.1.

Теоретические аспекты динамического равновесия в экономике

2.2.

Анализ циклических составляющих основных показателей развития экономики Украины в 1993-2006 г.г.

3..

Сущность и задачи конъюнктурных исследований

3.1.

Понятие равновесия в экономике, экономическая статика и динамика

3.2.

Виды экономических процессов

3.3.

Содержание и виды экономической конъюнктуры

3.4.

Основные задачи конъюнктурных исследований

4.

Основы методики конъюнктурных исследований

4.1.

Этапы исследования экономической конъюнктуры

4.2.

Особенности исследования конъюнктуры по видам рынков

4.3.

Информационное обеспечение исследования конъюнктуры

5.

Система конъюнктурных показателей

5.1.

Основные требования к использованию экономических показателей в конъюнктурном анализе

5.2.

Классификация показателей рыночной конъюнктуры

5.3.

Особенности расчета основных показателей рыночной конъюнктуры

5.4.

Конъюнктурная политика государства

6.

Методы конъюнктурных исследований

6.1.

Классификация методов анализа экономической конъюнктуры

6.2.

Методы фундаментального анализа

6.3.

Общая характеристика методов технического анализа

6.4.

Теория Доу

6.5.

Волновая теория Эллиотта

6.6.

Организация разработки конъюнктурных прогнозов

7.

Финансовые вычисления в конъюнктурных исследованиях

7.1.

Область применения финансовых вычислений в конъюнктурном анализе

7.2.

Простые и сложные проценты

7.3.

Финансовые ренты

8.

Анализ динамики и цикличности экономических процессов

8.1.

Оценка уровня колебаний в экономической динамике

8,2.

Соотношения спроса и предложения по фазам экономического цикла

8.3.

Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка

8.4.

Содержание и эндогенный механизм длинных волн

8.5.

Малые циклы экономической конъюнктуры

9.

Цены и ценовые показатели конъюнктуры

9.1.

Спрос и ценообразование

9.2.

Виды цен и ценовых показателей

9.3.

Методы установления цен на рынке

10.

Оценки потенциала и основных пропорций рынка

9.1.

Понятие потенциала рынка

9.2.

Расчет и анализ потенциала рынка

9.3.

Анализ структуры и пропорциональности рынка

11.

Методы конъюнктурной оценки предпринимательского риска

11.1.

Понятие предпринимательского риска

11.2.

Виды предпринимательских рисков

11.3.

Измерение и предотвращение риска

Раздел II.Конъюнктурные исследования отдельных видов рынков

12.

Общехозяйственная конъюнктура

12.1.

Содержание общехозяйственной конъюнктуры

12.2.

Показатели общехозяйственной конъюнктуры

12.3.

Система национальных счетов

13.

Особенности конъюнктуры финансовых рынков Украины

13.1.

Структура и особенности конъюнктуры финансовых рынков

12.2.

История развития финансового рынка Украины

13.3.

Динамика развития украинского фондового рынка

14.

Анализ и прогнозирование конъюнктура рынка ценных бумаг

14.1.

Структура рынка ценных бумаг

14.2.

Виды операций на фондовой бирже

14.3.

Показатели биржевой конъюнктуры

14.4.

Методы расчета биржевых индексов

14.5.

Украинские фондовые индексы

14.6.

Анализ текущей биржевой конъюнктуры

15.

Конъюнктура валютного рынка

15.1.

Содержание конъюнктуры валютного рынка

15.2.

Валютные котировки и факторы их движения

15.3.

Методы исследования конъюнктуры валютного рынка

15.4.

Методы оценки и страхования валютных рисков

15.5.

Прогнозирование конъюнктуры валютного рынка

16.

Конъюнктура товарно-сырьевых бирж

16.1.

Особенности биржевой торговли

16.2.

Виды сделок и операций в торгово-посреднической деятельности

16.3.

Исследование биржевой конъюнктуры

16.4.

Методы текущего наблюдения за биржевой конъюнктурой

16.5.

Анализ текущей биржевой конъюнктуры

16.6.

Прогнозирование биржевой конъюнктуры

17.

Конъюнктура потребительского рынка

17.1.

Структура потребительского рынка

17.2.

Показатели конъюнктуры производства потребительских товаров

17.3.

Показатели сбытовой и торговой конъюнктуры

17.4.

Методика исследования конъюнктуры потребительского рынка

18.

Конъюнктура рынка научно-технической продукции

18.1.

Особенности рынка научно-технической продукции

18.2.

Жизненный цикл изделия

18.3.

Виды фирм в научно-технической сфере

18.4.

Информационное и консультативное обслуживание производств

18.5.

Показатели конъюнктуры научно-технической продукции

18.6.

Особенности ценообразования в научно-технической сфере

18.7.

Методика исследования конъюнктуры рынка научно-технической продукции

ЛИТЕРАТУРА

1 Анна Эрлих. Технический анализ товарных и финансовых рынков, стр. 135

2 По официальным данным государственных органов статистики Украины.

3 В основе параграфа материал С.И.Соколовского «Глобальные рынки XXI столетия», К.: «Логос», 1998

4 В.И.Ляшенко. Фондовые индексы и рейтинги. - К.: Сталкер, 1998