logo search
1___2007

9.2. Виды цен и ценовых показателей

В зависимости от особенностей купли-продажи устанавливаются разные виды цен, которые для удобства и во избежание путаницы, обозначаются специальными терминами (таблица 8.1).

Таблица 9.1.

Классификация цен

Классификационный признак

Вид цены

Способ установления

Особенности

1

2

3

4

1. По степе- ни соотно- шения спроса и предложе- ния

1.1. Цена спроса

Устанавливается на рынке поку­пателями

На макро-уровне опре-деляется со-вокупным спросом

1.2. Цена пред- ложения

Указывается в оферте (официальном предложении продавца без скидок)

На макро-уровне опре-деляется со-вокупным предложе-нием

1.3. Цена равно- весия

Определяется путем оптимального сочетания цены спроса и предложения

2. Соотноше ния спроса и предло- жения на товарном рынке

2.1. Цена произ- водства или производите- лей

Включает издержки производ-ства и среднюю прибыль на авансированный капитал

2.2. Цена продавца

Включает цену производства и среднюю прибыль торговца.

2.3. Цена покупателя

Заявленная цена покупателя

Устанавлива-ется для данного рынка и покупатель-ского спроса

2.4. Цена сделки

Устанавливается путем соглашения продавца и покупателя

3. Торговые цены

3.1. Продажная цена

Цена, по которой реализуется товар на рынке

3.2. Оптовая

Устанавливается на товары, по­ставляемого крупными партиями

3.3. Розничная

Устанавливается при реализации отдельным покупателям или от­дельными партиями

4. По степе- ни охвата рынка

4.1. Мировые

Устанавливаются уровнем цен стран экспортеров или импортеров товара, ценами мировых бирж, аукционов и т.п.

4.2. Внутренние

Устанавливаются на товары, реализуемые на внутреннем рынке

4.3. Экспортные

Устанавливаются на товары, реализуемые на внешнем рынке

4.4. Импортные

Устанавливаются на товары, реализуемые на внутреннем рынке, но завезенные из-за рубежа

5. По степе- ни конку- ренции

5.1. Цены конку- рентного рынка

Цены, устанавливаемые на конкурентном рынке

5.2. Монополь- ные цены

Цены, устанавливаемые монополистами на монопольном рынке

6. По уровню контроли- руемости государст- вом

6.1. Свободные цены

Цены, на которые государство не накладывает ограничений

6.2. Регулиру- емые цены

Цены, на которые государство накладывает определенные ограничения

6.3. Государст- венные цены

Цены, устанавливаемые на товары и услуги государственного сектора экономики

6.4. Фиксиро- ванные цены

Жестко устанавливаемые государством цены

7. По степе- ни фикса- ции цены

7.1. Скользящая цена

Устанавливается в зависимости от оговоренных условий

7.2. Твердая

Фиксированная цена, указываемая в соглашении купли-продажи

7.3. Номинальная

Публикуется в справочниках, биржевых котировках, прейскурантах

8. По мето- дам стан- дартизации

8.1. Прейскуран- тная цена

Указывается в прайс-листах

Равнозначна справочной

8.2. Тарифная цена

Цены на услуги

8.3. Биржевые котировки

Цены, зафиксированные на бирже

8.4. Цены Инкотермс

Цены, устанавливаемые конт-рактами, соответствующими международным стандартам Инко­термс

8.4.1. Фактурная цена

Определяется условиями пос-тавки, закрепленными в контракте

8.4.2. Фактурная цена СИФ ( cif - cost, insurance, freight - стоимость, страховка, фрахт)

Предусматривают фрахтовку судна, оплату стоимости перевозки, таможенные расходы, страховку и риск гибели или порчи товара после пересечения линии порта за счет продавца

8.4.3. Фактурная цена ФОБ ( fob - free on board- свободен на борту)

Предусматривает транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна за счет продавца. Покупатель за свой счет фрахтует судно, страхует груз и несет риск за его гибель или повреждение

В США цены ФОБ равно-значны ценам “Франко”

8.4.4. Фактурная цена ФОР ( for - free on rain- свободен на рель- сах)

Предусматривает доставку груза на железнодорожную станцию и его погрузку в вагон за счет продавца, остальные затраты несет покупатель

8.4.5. Фактурная цена ФАС ( fas - free alongside ship - сво- бодно вдоль бор- та судна)

Предусматривает расходы с доставкой товара в порт отправления и размещения вдоль борта судна в пределах досягаемости его грузовых устройств, а при отсутствии судна - в месте, указанном покупателем, а также риск порчи и гибели товара до момента размещения и сдачи его у борта судна за счет про­давца.

8.4.6. Фактурная цена КАФ ( caf - cost, freight - стоимость, фрахт)

Обязанности продавца и поку-пателя по сделкам КАФ иден-тичны их обязанностям по сделкам СИФ, за исключением страхового обеспечения перевозки. Риск от случайной гибели или порчи товара в процессе морской перевозки несет покупатель

8.4.7. Фактурная цена Франко (franco)

Предусматривает доставку товара в определенное место за счет продавца (франко-завод, франко-склад, франко-вагон, франко-причал). Покупатель несет все дальнейшие расходы по выгрузке, транспортировке, хранению и все связанные с этим риски.

9. По време- ни уста- новления

9.1. Базисные

Цены сравнения

Равнозначны фактическим

9.2. Текущие

Цены на момент их оценки

9.3. Отчетные

Цены за отчетный период

9.4. Плановые

Планируемые цены

При анализе динамики цен и определении их уровня используются ценовые показатели, такие, как индексы и удельные цены.

Индексы цен - это относительные показатели, отражающие динамику цен. Они позволяют выявить основные тенденции в движении цен и конъюнктурном прогнозе.

Удельные цены - средние цены на единицу мощности, производительности, веса или другой характеристики.

Индексы цен относятся к группе индексов качественных показателей, поскольку цена, как это уже отмечалось ранее, является суммарной характеристикой продаваемого товара.

Простые (индивидуальные) индексы цен рассчитываются по отдельному товару:

, (9.1)

где iP - простой индекс цены;

P1 - цена товара на момент исчисления индекса;

P0 - базисная цена товара.

Простой индекс показывает изменение цены товара за анализируемый период.

Однако, для оценки общего состояния конъюнктуры необходимы расчеты общих индексов цен.

В зависимости от цели анализа принято разделять общие индексы на агрегатные и средние из индивидуальных индексов.

Агрегатный индекс цен показывает среднее изменение цен на товары и услуги, реализованные в отчетном периоде:

IP = , (9.2)

где IP - агрегатный индекс цен;

P1,i - цена на момент исчисления индекса;

P0,i - базисная цена i - го товара;

Q0,i ,Q1,i - соответственно базисные отчетные объемы реализованного товара.

Индекс из средних индивидуальных индексов цен рассчитывается по следующей формуле:

, (9.3)

где T0 - товарооборот базисного периода.

Например: ситуация на товарной бирже характеризуется следующими данными:

Товар

Единица

Результаты торгов на 1.05.

Результаты торгов на 1.06.

Измерения

Объем продаж

Цена (усл.ден.ед.)

Объем продаж

Цена (усл.ден.ед.)

А

т.т.

100

2

80

2,5

Б

п.м.

120

5

190

5

Следует оценить тенденции в изменениях цен на товары и в целом на бирже.

Расчет индивидуальных индексов цен показывает, что цена товара А повысилась на 25%, а цена товара Б осталась неизменной.

Агрегатный индекс составляет:

IP = (802,5 + 1905) : (1802 + 1905 ) = 1150 : 1110 = 1,04

В результате можно сделать вывод, что общая ситуация с ценами характеризуется небольшим их ростом на весь объем продаж (+4%).

Таким образом, повышение цены товара А дала общий прирост товарооборота всего на 41 усл.ден.ед. (1150-1110).

Индекс из средних индивидуальных индексов составляет:

= (2,5100 + 5120)% (2100 +1205) = 850 : 800 = 1,06

Этот индекс предусматривает, что цены на товары А и Б в среднем увеличились на 6%, без учета роста товарооборота.