logo search
1___2007

8.2. Методы анализа основных тенденций конъюнктуры рынка

Основной целью анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций развития рынка. На практике, кривая конъюнктуры может быть построена лишь на основе динамических рядов показателей - индикаторов рынка. Для оценки динамики конъюнктуры используются статистические методы анализа временных рядов и индексный метод. При исследовании конъюнктуры принято выдерживать такую последовательность:

  1. рассчитываются показатели динамики уровней ряда (цепные, базисные темпы роста и прироста);

  2. строятся графики уровней анализируемого показателя и показателей его динамики;

  3. с помощью того или иного метода дается оценка кривой конъюнктуры;

  4. делается интерпретация основной тенденции и функции конъюнктуры;

  5. рассчитываются показатели колеблемости и цикличности конъюнктуры.

После расчета показателей динамики построение графиков дает определенные представления о форме тренда конъюнктуры. Однако, для неустойчивой конъюнктуры графики динамики могут не выявить устойчивой тенденции. Обнаружить устойчивую тенденцию в таких условиях можно, прибегнув к специальным статистическим методам сглаживания. Метод технического выравнивания, когда на графике визуально проводится кривая, отражающая на взгляд исследователя тенденцию развития. Метод механического сглаживания заключается в расчете и построении скользящих и более уровневых средних, отражающих тенденцию или цикличности развития. Методы аналитического выравнивания состоят в построении статистических моделей тренда на основе того или иного предположения. Одним из таких методов является метод наименьших квадратов. Построенная с его помощью теоретическая кривая конъюнктуры дает возможность рассчитать показатели колеблемости и цикличности конъюнктуры. Однако, в ряде случаев, выявление цикличности требует применения особых методов. Последовательность их применения следующая: отбираются рыночные показатели, проявляющие наибольшие колебания, строятся их динамические ряды за достаточно продолжительный период. В каждом из них исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или снижению, а также сезонные колебания. Остаточные ряды, которые по сути должны отражать конъюнктурные или чисто случайные колебания, стандартизируются, т.е. приводятся к общему знаменателю, обеспечивающему их сравнимость. Затем устанавливается синхронность и взаимосвязь показателей путем расчета коэффициентов корреляции. Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы. Нанесенные на график кластерные оценки должны выявить лаг фаз конъюнктурных циклов. Многомерная модель цикличности общехозяйственной конъюнктуры принято называть экономическим барометром.

При анализе достаточно представительного динамического ряда параллельно должны решаться вопросы вычленения основного тренда, цикличности средней длины, сезонности и остаточных (случайных) колебаний.