4. Организационная структура сельского хозяйства
Основной формой организации производства в сельском хозяйстве после отмены в 1984 г. народных коммун как коллективной формы хозяйствования, становится мелкое крестьянское хозяйство. Переход к системе семейного подряда в начале 80-х гг. означал передачу права пользования землей и соответственно права распоряжения значительной частью произведенной на ней продукции крестьянской семье, при этом собственность на землю продолжала сохраняться за коллективом деревни.
Так как народные коммуны были отменены, то земля была передана в коллективную собственность крестьян и управлялась от их имени либо комитетом жителей деревни, либо коллективной хозяйственной организацией крестьян. Получить землю в подряд, то есть аренду на льготных условиях, имели право только крестьяне, являющиеся жителями деревни, в собственности которой находилась земля. Право пользования землей крестьянская семья получала на определенный срок. Первоначально этот срок определялся в 1-3 года, но в результате неоднократной корректировки Закона о земельном подряде, он был продлен до 30 лет. Передаче в семейный подряд подлежат не только пахотные, но и пастбищные земли, лесные и водные участки. В соответствии с Законом о земельном подряде 2003 г. крестьяне имеют право передачи подряда на возмездной основе в различных формах: передачи права хозяйствования, аренды, внесения земли в качестве пая при участии в капитале предприятия или фонде общественного страхования.
Незаконным является проведение комитетами жителей деревни или коллективными хозяйственными организациями так называемых «упорядочений» подрядных участков, то есть изменения их размеров в течение срока действия договора, принуждения крестьянина в прямой или завуалированной форме к передаче права пользования или реквизиции участков у крестьян за долги.
Практически вся земля в китайской деревне находится в пользовании крестьян на условиях подряда. Площадь подрядных участков очень мала. Со времени проведения первой аграрной реформы в китайской деревне в начале 50-х гг. численность крестьянских семей возросла со 100 млн. до 252 млн. в 2005 г., то есть в 2,5 раза. Поэтому в среднем по стране на одно крестьянское хозяйство приходилось 0,14 га. Однако в силу значительных региональных различий в экономически развитых приморских провинциях Фуцзянь и Гуандун, а также пригородах Пекина и Шанхая на одно крестьянское хозяйство приходится 0,03-0,05 га, в то время как в провинциях Северо-Восточного Китая, где плотность населения значительно ниже, средний размер крестьянского хозяйства составляет 0,2-0,4 га.
Ликвидация коллективных форм хозяйствования и введение системы семейного подряда в начале 80-х гг. способствовали росту производства сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, превращение мелкого крестьянского хозяйства в основного субъекта хозяйствования не позволило вплоть до настоящего времени решить ряд серьезных проблем в сельском хозяйстве страны.
Абсолютно недостаточное по сравнению с потребностями финансирование сельского хозяйства со стороны крестьянских хозяйств и государства привело к тому, что ирригационное строительство, которое активно осуществлялось в период плановой экономики, в 80-90-е гг. велось в очень ограниченных масштабах. Многие ирригационные сооружения находятся в плохом состоянии и часто не в состоянии противостоять разрушительному воздействию стихийных бедствий, которым в последние годы особенно интенсивно подвергается сельское хозяйство страны. Это приводит к значительным потерям урожая на пахотных землях, общая площадь которых достигает примерно 50 млн. га.
С другой стороны, коллективная форма собственности на сельскохозяйственные земли является формальной, поэтому нерешенность вопроса права собственности на сельскохозяйственные земли приводит к огромному количеству нарушений в системе землепользования. Закон о семейном подряде оказался не в состоянии защитить интересы крестьянского хозяйства, которое обладает только правом пользования, но не собственности и распоряжения землей. Огромный спрос на землю со стороны несельскохозяйственных субъектов привел к тому, что незаконный захват крестьянских земель принял угрожающие масштабы.
Критическая ситуация, сложившаяся в системе землепользования, вызвана рядом причин, важнейшей из которых является несовпадение интересов крестьян с одной стороны и интересов правительства с другой стороны. Крестьяне предпочитают сохранять землю даже в том случае, когда главным источником их дохода является несельскохозяйственная деятельность. Правительство заинтересовано в модернизации сельского хозяйства и росте производства, поэтому оно поощряет процесс концентрации земли и создание крупных фермерских хозяйств, ориентированных на рыночное производство. С этой целью была разрешена передача подрядных участков в субаренду, в том числе крестьянам из других деревень на условии продажи права пользования земельным участком на аукционе.
Однако создание рынка обращения прав на земллю способствовало возникновению другой серьезной проблемы. Торговля правом пользования землей в несельскохозяйственных целях под жилищное, промышленное и прочее строительство приняла очень широкий размах. Наиболее заинтересованными в передаче земли под строительство несельскохозяйственных объектов оказались местные правительства, которые обладают реальным правом распоряжения крестьянской землей. Изъятие земли у крестьян происходит в нерыночной форме. Вначале крестьянская земля из коллективной собственности переходит в государственную собственность, а затем местные власти, как представители государства продают право пользования этой землей по рыночным ценам. Доходы от торговли землей, по данным обследований, составляют от 35 до 60% доходов бюджетов местных правительств, а также представляют благодатную почву для коррупции. Иногда местные правительства используют реквизированные крестьянские земли как средство привлечения выгодных для них инвесторов, продавая право пользования землей на льготных условиях. Разница между ценой, которую платит покупатель земли, и возмещением, которое получает крестьянин, огромна. К тому же, очень небольшая часть земли проходит через открытые аукционы. Китайское законодательство слабо ограничивает действия местных правительств по реквизиции крестьянских земель, хотя в развитых странах правительство должно покупать землю для общественных целей через рыночный механизм. Поэтому реквизиция крестьянской земли в стране приняла такие масштабы. Особенно интенсивно этот процесс развивается в густонаселенных провинциях Восточного Китая, где рыночные цены на землю являются очень высокими. В 2009 г. доходы от передачи земли составили 1,4 трлн. юаней, при этом 2/3 – приходится на побережье.
По данным обследований, при передаче земли доходы делятся следующим образом: местное правительство получает 60-70%, сельский комитет – 25-30%, крестьянин – 5-10% цены земли. По обследованиям в провинции Чжэцзян, где земельные цены очень высокие, цена 1 му (0,06 га) земли при передаче составляет 50 тыс. юаней, при этом крестьянин может рассчитывать на получение 20-30 тыс., а рыночная цена составляет 1,5 млн. юаней.
В результате число крестьян, потерявших землю, быстро растет. По некоторым оценкам, численность крестьян лишившихся земли, в 2007 г. уже достигла 90 млн. чел. Так как в деревне в отличие от города система социального обеспечения слабо развита, то земля для крестьянина является гарантией его материального благополучия, и потеря земли лишает его будущего. Местные власти очень часто пересматривают в одностороннем порядке условия договора о подряде. Как показывают многочисленные обследования, несмотря на официальный срок подряда 30 лет, пересмотр условий договора в большинстве случаев происходит каждые 3-5 лет, в связи с чем возникает огромное количество земельных споров.
Процесс обезземеливания, который активно развивается в китайской деревне в последние годы, лишает крестьян средств к существованию и выталкивает их в города. Официальная позиция государства в отношении существующей системы собственности на землю пока остается неизменной. Тем не менее, многие китайские экономисты считают необходимым пересмотреть эту систему и предлагают признать фактически существующую собственность государства на землю с последующей передачей этой земли в вечную аренду крестьянам.
Важной частью новой политики государства в отношении сельского хозяйства и деревни является создание условий для формирования крупных рыночно ориентированных крестьянских хозяйств и развития на их основе агро-промышленного комплекса. Мелкие крестьянские хозяйства сыграли положительную роль на начальной стадии реформ, обеспечив рост сельскохозяйственного производства, однако уже со второй половины 80-х гг. маломощные крестьянские хозяйства, в большей степени ориентированные на собственное потребление, стали превращаться в тормоз на пути повышения эффективности сельского хозяйства. Реформируя систему землепользования на основе введения семейного подряда, государство рассчитывало на создание хозяйственных объединений и кооперативов. В 80-е гг. в сельской местности были восстановлены снабженческо-сбытовые и кредитные кооперативы, которые должны были обеспечивать сельскохозяйственное производство материальными и финансовыми ресурсами, тем не менее их материальная база оказалась слишком слабой, и они не получили серьезной государственной поддержки. Из-за мелких размеров крестьянских хозяйств и отсутствия государственной поддержки слабое распространение в Китае получили кооперативы по совместному использованию сельскохозяйственной техники, которые характерны для сельского хозяйства многих развитых, в частности, европейских стран.
Такие же тенденции были характерны для организации кооперативов и хозяйственных объединений, производящих сельскохозяйственную продукцию. В 2002 г. число участников хозяйственных объединений и кооперативов не превышало 2,5% общего количества крестьянских дворов. С целью активизации этого процесса государство приняло в 2006 г. Закон о крестьянских специализированных кооперативах. Наиболее перспективным, вероятно, следует считать путь модернизации сельского хозяйства на основе формирования крупных специализированных крестьянских хозяйств, который активно осуществляется на юге страны – в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу и Фуцзянь. В этом регионе создаются достаточно крупные специализированные крестьянские хозяйства, занимающиеся выращиванием сельскохозяйственной продукции, площадь которых составляет несколько десятков и даже более сотни гектаров. Эти хозяйства занимаются не только производством, но и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также ее сбытом на внутреннем и внешнем рынках, образуя крупные агро-промышленные компании. Наибольшее распространение такие компании получили в рыночно ориентированных отраслях сельского хозяйства, таких как выращивание фруктов и овощей, птицеводство, водные промыслы. Соотношение производств, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, по показателю добавленной стоимости в конце 90-х гг. составляло в Китае 1:0,8, в то время как в развитых странах – 1:3 и 1:4.
Создание хозяйственных объединений в Китае развивается в направлении горизонтальной и вертикальной интеграции. Численность крестьянских дворов, участвующих в различных формах хозяйственных объединений, к началу 2006 г. достигла 87 млн., то есть 1/3 общего числа крестьянских хозяйств. Горизонтальная интеграция означает объединение крестьянских хозяйств, специализирующихся на производстве определенной продукции. Она в большей степени характерна для зернопроизводящих провинций. Например, в провинции Хэнань 1,8 млн. крестьянских дворов входят в 8,7 тыс. специализированных объединений, в провинции Сычуань 1,2 млн. крестьянских хозяйств входят в 26,8 тыс. специализированных объединений.
Что касается вертикальной интеграции, то в настоящее время в сельском хозяйстве Китая распространены две модели: 1) перерабатывающее предприятие – кооператив – крестьянские хозяйства; 2) перерабатывающее предприятие – крупное специализированное хозяйство – мелкие крестьянские хозяйства. При этом складывается следующее разделение труда: крестьянские хозяйства производят сельскохозяйственную продукцию; кооператив или специализированное хозяйство предоставляет посреднические услуги крестьянскому двору: снабжение материальными ресурсами, предоставление сельскохозяйственной техники, первичную переработку сельскохозяйственной продукции; предприятие закупает продукцию, перерабатывает и организует ее сбыт.
Развитие процесса вертикальной интеграции в сельском хозяйстве Китая и создание агро-промышленных комплексов имеет наибольшие перспективы в экономически наиболее развитом Восточном Китае. Обязательным условием этого процесса является кардинальное изменение государственной политики в отношении сельского хозяйства. Оно включает в себя следующие меры: финансирование и субсидирование сельского хозяйства, стабилизация цен и рост доходов крестьян, развитие сельской инфраструктуры, научно-исследовательские разработки и их внедрение в производство, сбор и распространение информации, охрана окружающей среды и рациональное использование земельных и водных ресурсов, обеспечение продовольственной безопасности. В 2003 г. государство начало осуществление шести проектов по созданию современных высокотехнологичных сельскохозяйственных производств. Основные направления, разрабатываемые в рамках этих проектов, включают выведение новых сортов сельскохозяйственных культур и пород скота, внедрение технологий глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки