3. Финансовые риски
Риски в системе государственных финансов связаны с дефицитом государственного бюджета и масштабами государственного долга.
Дефицит государственного бюджета впервые был официально признан в начале реформ, но оставался очень низким, и к середине 90-х гг. он все еще не превышал 1% ВВП. Проблема, однако, заключалась в том, что, несмотря на низкий уровень бюджетного дефицита, инвестиции в основной капитал росли темпами, значительно превышающими экономический рост, и поэтому неизбежным следствием этой ситуации стало быстрое увеличение денежной массы и инфляция. В связи со снижением темпов экономического роста во второй половине 90-х гг. правительство начало проводить активную финансовую политику. Суть этой политики заключалась в наращивании государственных инвестиций в базовые отрасли промышленности и транспортную инфраструктуру за счет увеличения дефицита бюджета и государственных заимствований. В результате дефицит государственного бюджета к 2002 г. достиг наивысшего уровня - 2,6% ВВП, что, тем не менее, не считается опасным показателем по международным критериям (5%).
В период 2001-2007 гг. благодаря успешной налоговой политике бюджетные доходы по сравнению с расходами росли быстрее. Государству удалось заметно увеличить доходную часть бюджета, что позволило снизить уровень дефицита государственного бюджета до 0,36% ВВП в 2007 г.
Однако финансовый кризис, стимулировавший рост государственных расходов и снижение доходов, неизбежно вызывает рост бюджетного дефицита. В проекте 2009 г. дефицит государственного бюджета запланирован в объеме 950 млрд. юаней, т.е. 3% ВВП.
Государственный долг. В начале 80-х гг., когда обозначился дефицит государственного бюджета, правительство стало проводить политику внутренних заимствований для его покрытия. В этот период размещение государственных облигационных займов носило принудительный характер, и облигации характеризовались низким уровнем ликвидности. Объемы заимствований в 80-е гг. были достаточно ограниченными, однако в 90-е гг., особенно во второй половине, с началом активной финансовой политики объем государственных заимствований стал быстро увеличиваться. Средства, полученные от выпуска государственных займов, направлялись правительством на сооружение крупных объектов в базовых отраслях промышленности и транспорта, модернизацию предприятий, защиту окружающей среды, социальные программы, укрепление финансовой базы государственных банков, развитие сельской инфраструктуры. Именно политика государственных заимствований составила основу активной финансовой политики государства.
За период 1998-2004 гг. ежегодный выпуск государством долгосрочных строительных облигаций составлял от 100 до 150 млрд. юаней. Хотя в соответствии с Законом о бюджете местным правительствам было запрещено выпускать займы, центральное правительство часто передавало это право местным властям. Тем не менее, нужно отметить, что выпуск облигаций строительных займов составлял меньшую часть эмиссии государственных обязательств, объем которой за 1995-2005 гг. вырос в 4,5 раза и составил в 2005 г. 690 млрд. юаней.
Одна из целей политики финансовой стабилизации заключается в постепенном сокращении участия государства в экономическом строительстве и соответственно уменьшении объемов эмиссии долгосрочных облигаций строительных займов. Их выпуск сократился в 2005 г. до 80, а в 2006 г. до 50 млрд. юаней.
Задолженность правительства владельцам государственных обязательств накапливается и превращается в государственный долг. Общая сумма накопленных государством обязательств составила в 2008 г., по данным официальной статистики, 5.327 млрд. юаней или 17,7% ВВП. В 2009 г. сумма внутреннего долга должна вырасти до 6.270 млрд. юаней, т.е. на 943 млрд. юаней, так как государство должно значительно увеличить объем облигационных заимствований для покрытия дефицита бюджета. По сравнению с другими странами показатель соотношения государственного долга и ВВП в Китае можно оценить как очень низкий. Для развитых стран государственный долг составляет от 60 до более 100% ВВП, например, в странах ЕС этот показатель равен в среднем 67%, в Японии – 163%.
Однако некоторые экономисты в Китае считают, что при оценке размеров внутреннего государственного долга недостаточно учитывать только объем накопленных заимствований и дефицит государственного бюджета. В сумму государственного долга нужно включить плохие долги государственных банков, задолженность государства по выплате пособий безработным, выплате пенсий, заработной платы. С учетом этих составляющих государственный долг составляет, по разным оценкам, от 90 до 100% ВВП.
Продолжение реформы государственных финансов связано не только с сокращением экономических и увеличением социальных функций государства, повышением уровня эффективности и прозрачности государственного бюджета, четким разграничением прав и обязанностей правительства. Необходимо также решать связанные с государственными финансами проблемы государственного имущества и социального обеспечения. Поэтому некоторые экономисты предлагают разделить бюджет на три части: бюджет общественных расходов, бюджет государственного имущества и бюджет социального обеспечения. В проекте бюджета на 2009 г. поставлена задача проведения эксперимента по формированию бюджета государственного имущества.
В целом, финансовую политику китайского правительства можно охарактеризовать как не отвечающую современным требованиям развития страны. Хотя доля ВВП, распределяемого через государственный бюджет возросла, она все еще недостаточна для выполнения правительством своих функций регулирования социально-экономического развития. Распределение полученных финансовых ресурсов является нерациональным. Роль правительства в экономическом строительстве завышена. В первую очередь это относится к местным правительствам, которые рассматривают экономическую деятельность как источник получения прибыли. Так как отсутствуют жесткие регуляторы, ограничивающие финансовые расходы правительственных и партийных структур, поэтому доля административно-управленческих расходов чрезмерно высока.
В течение многих лет финансовая политика государства строилась на стимулировании инвестиционного роста, в результате чего Китай имеет один из самых высоких в мире показателей уровня инвестиций в основной капитал. При этом, государственные расходы на социальное развитие и социальное обеспечение в Китае заметно ниже, чем в развивающихся странах, имеющих примерно такой же уровень развития.
Вопросы для самопроверки
Охарактеризуйте структуру государственных финансов.
Что такое государственный бюджет?
Из каких статей состоят доходная и расходная части государственного бюджета?
Как изменились источники формирования современного государственного бюджета Китая по сравнению с периодом плановой экономики?
Как изменилось соотношение статей в расходной части государственного бюджета, и какими причинами это вызвано?
Охарактеризуйте структуру социальных расходов китайского государственного бюджета.
Почему существует разделение бюджетов центрального и местных правительств, и каковы источники их финансирования?
Из каких статей формируются внебюджетные фонды?
Почему основная часть внебюджетных фондов создается местными правительствами?
В чем причины существования постоянного дефицита государственного бюджета Китая?
С какими целями государство осуществляет политику внутренних заимствований?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки