6.1. Регулирование процентных ставок
Процентные ставки являются важнейшим инструментом регулирования денежной массы, который определяет спрос на финансовые активы, уровень внутренних сбережений и инвестиций. Регулируя процентные ставки, Центробанк влияет на объем кредитных ресурсов и соответственно денежной массы в целом. Так как кредитно-депозитные операции являлись основным источником доходов китайских банков (не менее 70% общей суммы доходов), то проведение Народным Банком Китая политики фиксированных процентных ставок и вмешательство правительства в кредитную деятельность коммерческих банков приводило к искажению влияния процентной ставки на экономическую ситуацию.
В процессе изменения процентной ставки государственных коммерческих банков выделяют несколько этапов. В период 1988-1996 гг., когда уровень инфляции в Китае был значительным, процентные ставки по депозитам и кредитам были высокими. Особенность политики НБК вплоть до 1994 г. заключалась в том, что процентные ставки по депозитам и кредитам были установлены на одном уровне, что практически лишало государственные банки возможности получения прибыли. После 1994 г. политическая функция распределения кредитных ресурсов была передана специально созданным для этой цели политическим банкам, а перед «большой четверкой» была поставлена задача постепенного перехода на рыночные принципы. Возможности их оперативной деятельности возросли, в том числе, банкам было предоставлено право в определенных рамках изменять уровень процентных ставок. Во второй половине 1990-х гг. Народный банк Китая проводил политику снижения процентных ставок по депозитам и кредитам, что было связано с активной финансовой политикой правительства. В этих условиях банковские кредиты способствовали росту правительственных инвестиций и объемов правительственных займов. Снижение процентных ставок преследовало сразу две важные цели. Оно позволяло увеличивать объем банковских кредитов и вместе с тем сокращать объем выплат долгов предприятий-заемщиков.
Таблица 26. Динамика процентных ставок по депозитам и кредитам
| 1995 | 1997 | 2001 | 2002 | 2007 | 2010 |
Депозиты На один год На 5 лет |
10.98 12,06 |
5,67 6,66 |
1,98 - |
2,25 2,79 |
4,14 5,85 |
2,75 - |
Кредиты На один год На пять лет |
13.50 15,12
|
8,64 10,53 |
5,30 - |
5,58 5,76
|
7,47 7,83 |
5,8 - |
По мере продвижения рыночных реформ НБК начинает политику либерализации процентных ставок, осуществление которой рассчитано на долгосрочный период. Первым шагом на пути ее проведения стало создание в 1996 г. межбанковского рынка краткосрочного кредита, процентные ставки на котором стали определяться спросом и предложением. Это позволило мобильно перераспределять средства из одних коммерческих банков в другие и сделало систему коммерческих банков более стабильной и платежеспособной. В 1998 г. произошла либерализация процентных ставок по облигациям государственных займов и финансовым облигациям. Акционерные и городские коммерческие банки, начиная с 1999 г., получили право предоставлять кредиты мелким и средним предприятиям частного сектора по рыночным процентным ставкам. В 2000 г. было разрешено предоставлять кредиты в иностранной валюте по рыночным процентным ставкам, учитывая изменения процентной ставки на международном кредитном рынке.
В 2002 г. было объявлено о проведении эксперимента по либерализации процентных ставок по депозитам и кредитам в сельских кредитных кооперативах шести провинций. В конце 2004 г. НБК провел либерализацию процентных ставок, установив предельные процентные ставки по депозитам и кредитам государственных и акционерных коммерческих банков. Чтобы ограничить кредитную экспансию и чрезмерный приток депозитов в банковскую систему, НБК фиксирует верхний предел ставок по банковским депозитам и нижний предел ставок по банковским кредитам. Кроме того, НБК устанавливает базовые процентные ставки по кредитам и депозитам. Хотя эти ставки имеют рекомендательный характер, их изменение оказывает сильное воздействие на процентную политику банков. Коммерческие банки должны определять процентные ставки, исходя из оценки финансовых рисков, определять уровень колебаний процентных ставок, а также принимать решения о введении плавающей или фиксированной процентной ставки.
Либерализация процентных ставок должна повысить конкуренцию в банковском секторе, улучшить качество банковских услуг, расширить масштабы деятельности банков, способствовать повышению эффективности распределения финансовых ресурсов. Повышение самостоятельности банков также должно оказать положительное воздействие на ситуацию «плохих» долгов, так как банки не будут выдавать кредиты без анализа платежеспособности клиентов, финансовых рисков и уровня получения прибыли.
Тем не менее, пока рано говорить о полной либерализации процентных ставок, так как НБК продолжает оказывать влияние на политику процентных ставок государственных банков, самостоятельность которых является достаточно ограниченной. Процесс акционирования банковского сектора в Китае еще находится в начальной стадии.
Однако руководство центрального банка и китайские экономисты считают, что условия для запуска механизмов рыночного регулирования процентной ставки в банковском секторе пока не созрели. Выделяются следующие причины, по которым откладывается полная либерализация процентной ставки:
дефицит государственного бюджета, скрытую часть которого составляют расходы на снижение большой доли плохих долгов государственных коммерческих банков;
неэффективный механизм финансового контроля, незаконченный процесс коммерциализации банков «большой четверки». Низкий уровень менеджмента банков, отсутствие эффективных инструментов регулирования может привести к резкому повышению процентных ставок по кредитам, что отрицательно скажется на деятельности предприятий;
мягкие ограничения на кредиты государственным предприятиям. В случае полной либерализации коммерческие банки повысят процентные ставки по кредитам для плохо функционирующих государственных предприятий. Чтобы выжить, предприятия будут вынуждены занимать под высокий процент, что только усугубит ситуацию с невозвратной задолженностью;
проблема вмешательства государства в деятельность предприятий, которая не прекратится сразу после либерализации процентной ставки.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки