logo
Кучук

6. Вступление Китая в вто: условия и результаты

Китай вступил в ВТО после 15 лет переговоров в декабре 2001 г. Переговоры о вступлении, точнее возвращении начались с 1986 г., когда Китай выразил желание восстановить свое членство в ГАТТ – предшественнице ВТО. Основной мотив вступления Китая в ВТО – необходимость активной интеграции в мировую экономику и систему международных экономических отношений. Чтобы стать членом ВТО, Китаю необходимо было привести национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами этой организации, прийти к соглашению с ее руководящими органами и каждой страной-участником в отдельности об условиях вступления. После преобразования ГАТТ в ВТО в 1995 г. переговоры стали проводиться по более широкому кругу вопросов и включали в себя проблемы либерализации деятельности иностранных компаний в сфере услуг (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьютерская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги). Однако основной проблемой в обсуждавшихся условиях вступления Китая в ВТО являлся не столько доступ на его рынок, сколько проблемы прозрачности экономической системы страны, формирования ее правовой, административной и институциональной систем, а также механизмов выполнения принимаемых обязательств.

Основные вопросы, обсуждаемые на заключительном этапе переговоров, можно сгруппировать следующим образом: отмена системы обязательного планирования и директивного выполнения планов по экспортно-импортным операциям; переход к рыночному ценообразованию; унификация налоговой системы и введение единого налогового режима для импортных и национальных товаров, а также национального режима для иностранных инвесторов; прозрачность внешнеторгового режима, системы лицензирования и квотирования; либерализация доступа иностранных предпринимателей на китайский рынок услуг; отмена субсидирования экспорта, финансовой поддержки государственных предприятий и протекционистской защиты сельского хозяйства; введение единого режима контроля над качеством товаров, включая систему сертификации качества.

Китай вступил в ВТО на правах развивающейся страны (РС), статус которой предоставляет члену этой организации ряд льгот и преимуществ по сравнению со стандартным статусом страны с рыночной экономикой. С 1995 г. ВТО относит к развивающимся странам те страны, у которых показатель душевого ВНП составляет менее 1000 дол. в год. Статус развивающейся страны в ВТО предоставил Китаю ряд льгот:

Кроме того, Китай наряду с новыми правами сохранил ряд полученных прежде прав:

Важнейшие обязательства КНР по либерализации внешнеэкономической деятельности в отдельных секторах экономики, принятые в ходе переговоров, выглядят следующим образом.

Сельское хозяйство. Китай согласился сократить экспортные субсидии, значительно снизить тарифы на импорт этой продукции, вывести торговлю сельскохозяйственной продукцией за рамки контролируемых государством каналов продовольственного и материально-технического снабжения. Китай согласился увеличить квоты на импорт американской сельскохозяйственной продукции - кукурузы, хлопка, пшеницы, риса. В результате этих договоренностей Китай начал процесс уменьшения государственной монополии на внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией и допуска в нее частного капитала. Растущая роль рыночного регулирования и частного предпринимательства, более открытые границы соответственно ограничивают масштабы государственного вмешательства в сельскохозяйственное производство. При этом государственные субсидии производству и государственные инвестиции в сельскую инфраструктуру, по различным оценкам, составляли не более 3-5% стоимости сельскохозяйственного производства, что значительно ниже уровня, позволяемого условиями ВТО (8,5%), и намного меньше финансовой поддержки, которую оказывают своему сельскому хозяйству страны ЕС и США (до 40% стоимости сельскохозяйственного производства).

Промышленность. Китай взял на себя обязательства поэтапно отменить систему квотирования на промышленную продукцию, а также отменить или существенно сократить тарифы на большое число промышленных товаров. В 1999 г. средневзвешенная импортная пошлина составляла 24,6%, а к 2005 г. в соответствии с соглашением она сократилась до 9,4%. К 2005 г. было отменено большинство квот на импорт промышленной продукции. Особенно следует выделить обязательства в сфере либерализации импорта автомобилей. К концу 90-х гг. тарифы на них составляли 80-100% стоимости, а в соответствии с обязательствами к середине 2006 г. средневзвешенная пошлина на автомобили и запчасти снизилась до 25%. Также была отменена система квот на импорт автомобилей.

Сфера услуг. Китай обязался отменить ограничения на долевое участие иностранных компаний в совместных предприятиях большинства отраслей данной сферы, а также территориальные ограничения на деятельность иностранных компаний. Иностранные банки в течение 5 лет после присоединения к ВТО должны были получить полный доступ на китайский рынок. К этому времени также должен быть существенно либерализован рынок ценных бумаг, иностранные банки должны получить право заниматься запрещенной для них посреднической деятельностью на рынке ценных бумаг на таких же условиях, что и китайские компании. Иностранным страховым компаниям, специализирующимся на страховании иностранного имущества, должно быть разрешено заниматься страхованием рисков по всей стране. Все географические ограничения отменяются через 3 года после вступления в ВТО. Иностранным страховым компаниям будет разрешено расширить сферу своей деятельности, включая запрещенное раньше для иностранцев страхование здоровья.

Торговля и дистрибьютерская деятельность (оптовая и розничная торговля, сервисное обслуживание, ремонт, транспортные перевозки). Китай должен в течение 3 лет отменить все существующие для иностранцев ограничения на предоставление дистрибьютерских услуг. Иностранные производители услуг должны получить право создавать в Китае свои филиалы со 100% участием. Расширяется деятельность иностранных компаний, специализирующихся на предоставлении профессиональных услуг, куда относятся юридические, аудиторские, инжиниринговые, архитектурные фирмы, предоставление компьютерных услуг и др. Одновременно расширяются права иностранных компаний в области распространения аудио и видеопродукции идолжна быть либерализована деятельность иностранных туристических компаний.

По вопросам торговых аспектов инвестиционной деятельности Китай согласился отменить все требования к иностранным инвесторам, связанные с обязательной продажей на экспорт части произведенной продукции, обязательным использованием местных комплектующих в процессе производства.

Необходимо отметить, что выполнение Китаем своих обязательств перед ВТО в целом носит компромиссный характер. Следуя их общему духу, КНР в то же время стремился максимально защитить свою экономику и выиграть как можно больший срок для подготовки национальных предприятий к жесткой международной конкуренции. В ряде конкретных случаев меры по поддержке национальной экономики несли на себе явные следы реанимации прежней, весьма эффективной до вступления Китая в ВТО, политики протекционизма и импортозамещения.

Наиболее активно китайское правительство проводило политику снижения импортных пошлин. На начало 1990-х гг. средневзвешенный уровень импортных тарифов все еще был очень высоким, составляя 44%, что было значительно выше уровня импортных тарифов даже развивающихся стран. По итогам Уругвайского раунда переговоров в рамках ВТО было принято соглашение о снижении среднего уровня таможенных пошлин до 3,5% для развитых стран и 10% - для развивающихся стран. На момент вступления в ВТО Китаю удалось снизить средний уровень импортных тарифов до 15%, а в 2003 г. – до 11%, досрочно выполняя, таким образом, свои обязательства перед ВТО.

Очень энергичные усилия Китай также предпринимал в сфере законодательства, приводя его в соответствие с правилами ВТО. Причем КНР вносила изменения в законодательство даже более быстрыми темпами, чем это требовалось по условиям ВТО. Вместе с тем, с учетом масштабности и сложности предстоящей работы, полностью пересмотреть законодательство, имеющее отношение к внешнеэкономическим связям, Китай сможет только к 2010 г.

Вступление в ВТО на условиях, выработанных в ходе переговоров, должно принести значительные экономические выгоды для Китая. Об этом свидетельствуют результаты первых лет членства Китая в ВТО. Темпы роста внешней торговли после вступления в ВТО достигли рекордного уровня, составив в 2002 г. - 21%, в 2003 г. – 37%, 2004 г. – 35%. В течение нескольких лет Китай по объему внешнеторгового оборота переместился с 6-го на 3-е место. Рост внешней торговли стал важным фактором повышения роста ВВП. Все это свидетельствует о том, что вступление в ВТО является важнейшим фактором успешного развития китайской экономики.

В числе наименее конкурентоспособных отраслей, которые столкнутся с трудностями после вступления страны в ВТО, экономисты называли сельское хозяйство, сталелитейную, алюминиевую, нефтехимическую и автомобильную отрасли. По мере выполнения обязательств, взятых при вступлении в ВТО, многим предприятиям этих отраслей пришлось функционировать в условиях снижения государственных дотаций и развития внутренней и внешней конкуренции. С учетом усиления конкуренции со стороны компаний с иностранным капиталом предприятия государственного сектора оказались перед необходимостью проведения модернизации и поиска необходимых финансовых ресурсов. Все эти факторы способствовали дальнейшему обострению и без того тяжелой ситуации с занятостью, которая стала главным приоритетом в политике правительства в последние годы.

Как уже отмечалось, Китай отнюдь не идеально следовал своим обязательствам перед ВТО, стремясь максимально защитить свою экономику и выиграть больше времени для подготовки национальных предприятий к международной конкуренции. За сохранение политики протекционизма в первую очередь выступали отраслевые министерства, крупные государственные предприятия и местные власти. Примеры протекционистской политики, в частности, касаются сохранения системы квотирования, налогообложения и нетарифных ограничений в сфере внешней торговли, например, низкой доли квот, выделенных для негосударственных предприятий, очень высоких требований к предприятиям с иностранным капиталом в третичном секторе, таких как сложные процедуры лицензирования, чрезмерно большой уставной капитал для входа на рынок страхования, связи и логистики и т.д. Особенно активную протекционистскую политику китайское правительство проводило в отношении сельского хозяйства и сектора телекоммуникационных услуг. Отмечается, в частности, что сохраняется очень большое количество ограничений в отношении иностранных операторских компаний, в результате действия которых им достаточно трудно закрепить свои позиции на китайском рынке связи. Безусловно, что причины такой ситуации заключаются не только в протекционистской политике китайских властей, но и в недостаточной степени институционализации частной собственности, которая проявляется в живучести неправовых форм контроля и регулирования национального и иностранного предпринимательства, местном чиновничьем произволе и других факторах, противодействующих нормальному экономическому развитию и существенно снижающих конкурентоспособность национальной экономики в условиях вступления страны в ВТО.

Необходимо обратить внимание и на такой немаловажный аспект, как влияние вступления Китая в ВТО на другие страны. Значительный рост китайского экспорта привел к росту предложения товаров на мировом рынке и снижению цен на эти товары, от чего выиграли в основном развитые страны – США и ЕС, являющиеся потребителями продукции трудоемких и техноемких отраслей Китая. С другой стороны, неизбежное в этой ситуации существенное расширение объемов импорта, в первую очередь сырьевых ресурсов, ведет к повышению цен на них. В то же время рост китайского импорта оборудования и технологий выгоден для европейских стран и США и поможет сократить их пассивное торговое сальдо с Китаем.

Следует обратить внимание и на другую группу стран – ЮВА, Южной Америки и Восточной Европы. Рост китайского экспорта трудоемкой продукции, текстиля и одежды идет за счет вытеснения с мировых рынков стран Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америки. В этом же направлении действует продолжающееся перемещение в Китай прямых иностранных инвестиций из развитых стран.

Вопросы для самопроверки

  1. Каким образом связаны приток в страну иностранных инвестиций и развитие внешней торговли?

  2. Какие инструменты стимулирования экспорта применяются в Китае?

  3. Как изменяются формы протекционистской политики во внешней торговле Китая?

  4. В чем заключается воздействие валютного курса на состояние внешней торговли Китая?

  5. Объясните причины превышения удельного веса экспорта продукции, произведенной в рамках поручительской переработки и сборки, над обычным экспортом Китая.

  6. Что такое внешнеторговая квота?

  7. Чем вызван рост положительного торгового сальдо Китая?

  8. Как изменяется структура китайского экспорта?

  9. Охарактеризуйте структуру китайского импорта.

  10. Назовите основных торговых партнеров Китая.

  11. Какую роль играет Гонконг во внешнеторговой политике Китая?

  12. В чем проявилось положительное влияние вступления Китая в ВТО на внешнюю торговлю?

  13. Как изменились ставки импортных пошлин в процессе подготовки Китая к вступлению в ВТО?

  14. С какими целями Китаю при вступлении в ВТО был предоставлен переходный период?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4