6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
Китай вступил в ВТО после 15 лет переговоров в декабре 2001 г. Переговоры о вступлении, точнее возвращении начались с 1986 г., когда Китай выразил желание восстановить свое членство в ГАТТ – предшественнице ВТО. Основной мотив вступления Китая в ВТО – необходимость активной интеграции в мировую экономику и систему международных экономических отношений. Чтобы стать членом ВТО, Китаю необходимо было привести национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами этой организации, прийти к соглашению с ее руководящими органами и каждой страной-участником в отдельности об условиях вступления. После преобразования ГАТТ в ВТО в 1995 г. переговоры стали проводиться по более широкому кругу вопросов и включали в себя проблемы либерализации деятельности иностранных компаний в сфере услуг (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьютерская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги). Однако основной проблемой в обсуждавшихся условиях вступления Китая в ВТО являлся не столько доступ на его рынок, сколько проблемы прозрачности экономической системы страны, формирования ее правовой, административной и институциональной систем, а также механизмов выполнения принимаемых обязательств.
Основные вопросы, обсуждаемые на заключительном этапе переговоров, можно сгруппировать следующим образом: отмена системы обязательного планирования и директивного выполнения планов по экспортно-импортным операциям; переход к рыночному ценообразованию; унификация налоговой системы и введение единого налогового режима для импортных и национальных товаров, а также национального режима для иностранных инвесторов; прозрачность внешнеторгового режима, системы лицензирования и квотирования; либерализация доступа иностранных предпринимателей на китайский рынок услуг; отмена субсидирования экспорта, финансовой поддержки государственных предприятий и протекционистской защиты сельского хозяйства; введение единого режима контроля над качеством товаров, включая систему сертификации качества.
Китай вступил в ВТО на правах развивающейся страны (РС), статус которой предоставляет члену этой организации ряд льгот и преимуществ по сравнению со стандартным статусом страны с рыночной экономикой. С 1995 г. ВТО относит к развивающимся странам те страны, у которых показатель душевого ВНП составляет менее 1000 дол. в год. Статус развивающейся страны в ВТО предоставил Китаю ряд льгот:
право на сохранение экспортных субсидий в течение 8 лет, а также субсидирование сельского хозяйства в размере 8,5% от стоимости продукции;
право субсидирования всего внутреннего производства, не направленного на экспорт;
право в течение 2 лет продолжать использовать процедуру выдачи импортных лицензий;
право открывать свой рынок услуг поэтапно и по секторам в течение переходного периода, в случае слишком активного проникновения иностранных компаний в тот или иной сектор рынка услуг принять соответствующие меры и не выполнять в полном объеме взятых на себя обязательств и т.д.
Кроме того, Китай наряду с новыми правами сохранил ряд полученных прежде прав:
право на безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле со странами – членами ВТО;
право на участие в Соглашениях, действующих в рамках ВТО, что позволяет ему увеличить экспорт;
право сохранения системы государственной торговли, включая право государства устанавливать, а правительства регулировать цены на основные виды продукции;
право на экспортные пошлины на более чем 80 групп товаров, предполагающее охрану природных ресурсов;
право на защиту и выведение из сферы рыночной конкуренции отраслей экономики, связанных с государственной безопасностью и поэтому не подлежащих открытию для иностранного капитала (оборонная промышленность, издательское дело, кино-видео-индустрия и др.).
Важнейшие обязательства КНР по либерализации внешнеэкономической деятельности в отдельных секторах экономики, принятые в ходе переговоров, выглядят следующим образом.
Сельское хозяйство. Китай согласился сократить экспортные субсидии, значительно снизить тарифы на импорт этой продукции, вывести торговлю сельскохозяйственной продукцией за рамки контролируемых государством каналов продовольственного и материально-технического снабжения. Китай согласился увеличить квоты на импорт американской сельскохозяйственной продукции - кукурузы, хлопка, пшеницы, риса. В результате этих договоренностей Китай начал процесс уменьшения государственной монополии на внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией и допуска в нее частного капитала. Растущая роль рыночного регулирования и частного предпринимательства, более открытые границы соответственно ограничивают масштабы государственного вмешательства в сельскохозяйственное производство. При этом государственные субсидии производству и государственные инвестиции в сельскую инфраструктуру, по различным оценкам, составляли не более 3-5% стоимости сельскохозяйственного производства, что значительно ниже уровня, позволяемого условиями ВТО (8,5%), и намного меньше финансовой поддержки, которую оказывают своему сельскому хозяйству страны ЕС и США (до 40% стоимости сельскохозяйственного производства).
Промышленность. Китай взял на себя обязательства поэтапно отменить систему квотирования на промышленную продукцию, а также отменить или существенно сократить тарифы на большое число промышленных товаров. В 1999 г. средневзвешенная импортная пошлина составляла 24,6%, а к 2005 г. в соответствии с соглашением она сократилась до 9,4%. К 2005 г. было отменено большинство квот на импорт промышленной продукции. Особенно следует выделить обязательства в сфере либерализации импорта автомобилей. К концу 90-х гг. тарифы на них составляли 80-100% стоимости, а в соответствии с обязательствами к середине 2006 г. средневзвешенная пошлина на автомобили и запчасти снизилась до 25%. Также была отменена система квот на импорт автомобилей.
Сфера услуг. Китай обязался отменить ограничения на долевое участие иностранных компаний в совместных предприятиях большинства отраслей данной сферы, а также территориальные ограничения на деятельность иностранных компаний. Иностранные банки в течение 5 лет после присоединения к ВТО должны были получить полный доступ на китайский рынок. К этому времени также должен быть существенно либерализован рынок ценных бумаг, иностранные банки должны получить право заниматься запрещенной для них посреднической деятельностью на рынке ценных бумаг на таких же условиях, что и китайские компании. Иностранным страховым компаниям, специализирующимся на страховании иностранного имущества, должно быть разрешено заниматься страхованием рисков по всей стране. Все географические ограничения отменяются через 3 года после вступления в ВТО. Иностранным страховым компаниям будет разрешено расширить сферу своей деятельности, включая запрещенное раньше для иностранцев страхование здоровья.
Торговля и дистрибьютерская деятельность (оптовая и розничная торговля, сервисное обслуживание, ремонт, транспортные перевозки). Китай должен в течение 3 лет отменить все существующие для иностранцев ограничения на предоставление дистрибьютерских услуг. Иностранные производители услуг должны получить право создавать в Китае свои филиалы со 100% участием. Расширяется деятельность иностранных компаний, специализирующихся на предоставлении профессиональных услуг, куда относятся юридические, аудиторские, инжиниринговые, архитектурные фирмы, предоставление компьютерных услуг и др. Одновременно расширяются права иностранных компаний в области распространения аудио и видеопродукции идолжна быть либерализована деятельность иностранных туристических компаний.
По вопросам торговых аспектов инвестиционной деятельности Китай согласился отменить все требования к иностранным инвесторам, связанные с обязательной продажей на экспорт части произведенной продукции, обязательным использованием местных комплектующих в процессе производства.
Необходимо отметить, что выполнение Китаем своих обязательств перед ВТО в целом носит компромиссный характер. Следуя их общему духу, КНР в то же время стремился максимально защитить свою экономику и выиграть как можно больший срок для подготовки национальных предприятий к жесткой международной конкуренции. В ряде конкретных случаев меры по поддержке национальной экономики несли на себе явные следы реанимации прежней, весьма эффективной до вступления Китая в ВТО, политики протекционизма и импортозамещения.
Наиболее активно китайское правительство проводило политику снижения импортных пошлин. На начало 1990-х гг. средневзвешенный уровень импортных тарифов все еще был очень высоким, составляя 44%, что было значительно выше уровня импортных тарифов даже развивающихся стран. По итогам Уругвайского раунда переговоров в рамках ВТО было принято соглашение о снижении среднего уровня таможенных пошлин до 3,5% для развитых стран и 10% - для развивающихся стран. На момент вступления в ВТО Китаю удалось снизить средний уровень импортных тарифов до 15%, а в 2003 г. – до 11%, досрочно выполняя, таким образом, свои обязательства перед ВТО.
Очень энергичные усилия Китай также предпринимал в сфере законодательства, приводя его в соответствие с правилами ВТО. Причем КНР вносила изменения в законодательство даже более быстрыми темпами, чем это требовалось по условиям ВТО. Вместе с тем, с учетом масштабности и сложности предстоящей работы, полностью пересмотреть законодательство, имеющее отношение к внешнеэкономическим связям, Китай сможет только к 2010 г.
Вступление в ВТО на условиях, выработанных в ходе переговоров, должно принести значительные экономические выгоды для Китая. Об этом свидетельствуют результаты первых лет членства Китая в ВТО. Темпы роста внешней торговли после вступления в ВТО достигли рекордного уровня, составив в 2002 г. - 21%, в 2003 г. – 37%, 2004 г. – 35%. В течение нескольких лет Китай по объему внешнеторгового оборота переместился с 6-го на 3-е место. Рост внешней торговли стал важным фактором повышения роста ВВП. Все это свидетельствует о том, что вступление в ВТО является важнейшим фактором успешного развития китайской экономики.
В числе наименее конкурентоспособных отраслей, которые столкнутся с трудностями после вступления страны в ВТО, экономисты называли сельское хозяйство, сталелитейную, алюминиевую, нефтехимическую и автомобильную отрасли. По мере выполнения обязательств, взятых при вступлении в ВТО, многим предприятиям этих отраслей пришлось функционировать в условиях снижения государственных дотаций и развития внутренней и внешней конкуренции. С учетом усиления конкуренции со стороны компаний с иностранным капиталом предприятия государственного сектора оказались перед необходимостью проведения модернизации и поиска необходимых финансовых ресурсов. Все эти факторы способствовали дальнейшему обострению и без того тяжелой ситуации с занятостью, которая стала главным приоритетом в политике правительства в последние годы.
Как уже отмечалось, Китай отнюдь не идеально следовал своим обязательствам перед ВТО, стремясь максимально защитить свою экономику и выиграть больше времени для подготовки национальных предприятий к международной конкуренции. За сохранение политики протекционизма в первую очередь выступали отраслевые министерства, крупные государственные предприятия и местные власти. Примеры протекционистской политики, в частности, касаются сохранения системы квотирования, налогообложения и нетарифных ограничений в сфере внешней торговли, например, низкой доли квот, выделенных для негосударственных предприятий, очень высоких требований к предприятиям с иностранным капиталом в третичном секторе, таких как сложные процедуры лицензирования, чрезмерно большой уставной капитал для входа на рынок страхования, связи и логистики и т.д. Особенно активную протекционистскую политику китайское правительство проводило в отношении сельского хозяйства и сектора телекоммуникационных услуг. Отмечается, в частности, что сохраняется очень большое количество ограничений в отношении иностранных операторских компаний, в результате действия которых им достаточно трудно закрепить свои позиции на китайском рынке связи. Безусловно, что причины такой ситуации заключаются не только в протекционистской политике китайских властей, но и в недостаточной степени институционализации частной собственности, которая проявляется в живучести неправовых форм контроля и регулирования национального и иностранного предпринимательства, местном чиновничьем произволе и других факторах, противодействующих нормальному экономическому развитию и существенно снижающих конкурентоспособность национальной экономики в условиях вступления страны в ВТО.
Необходимо обратить внимание и на такой немаловажный аспект, как влияние вступления Китая в ВТО на другие страны. Значительный рост китайского экспорта привел к росту предложения товаров на мировом рынке и снижению цен на эти товары, от чего выиграли в основном развитые страны – США и ЕС, являющиеся потребителями продукции трудоемких и техноемких отраслей Китая. С другой стороны, неизбежное в этой ситуации существенное расширение объемов импорта, в первую очередь сырьевых ресурсов, ведет к повышению цен на них. В то же время рост китайского импорта оборудования и технологий выгоден для европейских стран и США и поможет сократить их пассивное торговое сальдо с Китаем.
Следует обратить внимание и на другую группу стран – ЮВА, Южной Америки и Восточной Европы. Рост китайского экспорта трудоемкой продукции, текстиля и одежды идет за счет вытеснения с мировых рынков стран Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америки. В этом же направлении действует продолжающееся перемещение в Китай прямых иностранных инвестиций из развитых стран.
Вопросы для самопроверки
Каким образом связаны приток в страну иностранных инвестиций и развитие внешней торговли?
Какие инструменты стимулирования экспорта применяются в Китае?
Как изменяются формы протекционистской политики во внешней торговле Китая?
В чем заключается воздействие валютного курса на состояние внешней торговли Китая?
Объясните причины превышения удельного веса экспорта продукции, произведенной в рамках поручительской переработки и сборки, над обычным экспортом Китая.
Что такое внешнеторговая квота?
Чем вызван рост положительного торгового сальдо Китая?
Как изменяется структура китайского экспорта?
Охарактеризуйте структуру китайского импорта.
Назовите основных торговых партнеров Китая.
Какую роль играет Гонконг во внешнеторговой политике Китая?
В чем проявилось положительное влияние вступления Китая в ВТО на внешнюю торговлю?
Как изменились ставки импортных пошлин в процессе подготовки Китая к вступлению в ВТО?
С какими целями Китаю при вступлении в ВТО был предоставлен переходный период?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки