logo
Кучук

2. Транспорт

Транспорт является своеобразным барометром мировой экономики. Являясь важнейшей частью экономики, он обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. Как потребитель большого количества оборудования, разнообразных транспортных средств, топлива и энергии, он влияет на отраслевую структуру экономики.

Следует отметить, что современные представления о сущности, содержании и функциях транспорта изменились. Перевозки рассматриваются как одна из ключевых функций транспортной логистики, которая включает в себя не только транспортировку, но и переработку грузов, упаковку, складирование, хранение, страхование рисков, таможенные процедуры. При этом до 50% всех затрат на логистику связано с транспортными издержками.

Развитие транспортной сферы в Китае с самого начала и до настоящего времени всегда относилось к числу актуальных экономических проблем. От старого Китая были унаследованы малая протяженность железных дорог, нерациональное размещение транспортной системы, которая была сосредоточена в основном в восточных районах страны, ограниченное количество транспортных средств. В дореформенный период произошли существенные изменения в транспортной сфере: улучшилась транспортная инфраструктура, увеличилось количество транспортных средств, значительно возросла протяженность транспортной сети, объем грузо- и пассажирооборота, появились электрифицированные железные дороги. Если раньше почти вся транспортная сеть была привязана к приморским районам, то к концу 70-х гг. повысилась доля западной части Китая в общей протяженности железных дорог.

Однако транспорт в целом продолжал оставаться одним из слаборазвитых секторов экономики страны. Поэтому в период реформ процесс модернизации транспортной системы был направлен на создание разветвленной комплексной транспортной системы, соединяющей основные экономические центры страны, обеспечивающей потребности внутреннего рынка и позволяющей интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Наиболее быстро транспортный комплекс развивался в 80-е гг. С конца 80-х и в 90-е гг. развитие транспорта замедлилось, коэффициент эластичности по пассажироперевозкам и особенно по грузоперевозкам значительно снизился, все острее стала проявляться ограниченность возможностей транспортного комплекса в удовлетворении растущего спроса со стороны быстро развивающейся экономики. При этом ситуация в отдельных секторах транспортного комплекса складывалась по-разному. Наиболее быстро развивался авиационный и автомобильный транспорт. Этому способствовал экономический рост, подъем уровня доходов населения, усиление миграционных процессов, расширение сферы услуг. Железнодорожный и водный виды транспорта развивались довольно медленно, удельный вес их в транспортных перевозках падал. В наибольшей степени это относилось к железнодорожному транспорту, доля которого по мере расширения сети современных шоссейных дорог сократилась в перевозках на короткие расстояния, ухудшилось его финансовое положение.

Важную роль в разрешении проблем, возникших в транспортной сфере, сыграл значительный рост инвестиций в эту отрасль в 90-е гг. Для аккумулирования финансовых средств на развитие транспорта привлекались не только государственные, но и частные капиталы, выпускались акции, создавались целевые фонды (в частности, правительственный фонд строительства транспортных объектов), все более активно использовался иностранный капитал. Иностранный капитал стал привлекаться в сферу транспорта с середины 90-х гг., однако его доля в совместных предприятиях ограничивалась. Кроме того, иностранный капитал был допущен в производство гражданских самолетов и управление железными дорогами. С 2008 г. в железнодорожных и морских перевозках было разрешено создавать предприятия со 100% иностранным капиталом.

Таблица 18. Структура транспортных перевозок в 2008 г. (%)

Виды транспорта

Железные

дороги

Автомобиль-

ный

Водный

Авиацион-

ный

Трубопро-

водный

Грузоперевозки

23,8

12,3

62,0

0,1

1,9

Пассажироперевозки

33,2

54,0

12,3

Основной тенденцией в грузоперевозках является рост доли водного транспорта, в то время как в пассажирских перевозках растет удельный вес авиационного транспорта. На грузоперевозки приходится 52,6% объема затрат на транспортную логистику, на складирование и хранение – 34,7%.

В соответствии с планами долгосрочного развития транспортной инфраструктуры ставятся задачи строительства современных магистралей в направлениях восток – запад и север – юг, особое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры в западных районах страны. Планируется также усилить развитие современной системы городского транспорта: городских скоростных автострад, электрифицированного рельсового транспорта (линий метрополитена и железных дорог). Помимо Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, закончено строительство метрополитена в городах Нанкин и Шэньчжэнь, в ближайшие годы предполагается построить метро в Шэньяне, Харбине, Даляне, Ухани, Сиани, Циндао, Чунцине, Ханчжоу, Хэфее и других городах.

Планы долгосрочного развития транспорта были скорректированы в результате мирового финансового кризиса, начавшегося осенью 2008 г. Сокращение внешнего спроса на китайский экспорт, обострение проблемы безработицы и необходимость занять безработное население побудили правительство усилить внимание к строительству транспортной инфраструктуры. В сторону значительного увеличения масштабов скорректированы планы по строительству шоссейных дорог в сельской местности, скоростных автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов. Объем валовых инвестиций в основные фонды транспортного комплекса в 2009 г. должен вырасти до 1 трлн. юаней по сравнению с 800 млрд. в 2008 г.