4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
Основной движущей силой высокого экономического роста Китая в период реформ являлась активная инвестиционная политика. Китай уже давно является мировым лидером по показателю валовых инвестиций к ВВП. Уровень инвестиций в основные фонды по отношению к ВВП в Китае составлял в 90-е гг. в среднем более 30%, однако в последние годы этот показатель значительно вырос и в 2007 г. составил уже 55% ВВП. Хотя, по мнению некоторых экспертов, этот показатель завышен на 3-5 процентных пунктов, тем не менее, и в этом случае он является наиболее высоким показателем инвестиций к ВВП в мировой экономике. В числе важных причин, определяющих этот показатель, - высокий уровень государственного инвестирования и высокий уровень сбережений населения, которые через кредитно-банковскую систему трансформируются в инвестиции.
Несмотря на развитие рыночных механизмов и формирование негосударственных каналов инвестирования экономики государство по-прежнему активно инвестирует не только внушительный по своим активам государственный сектор. Широкие масштабы приобрело финансирование государством экономической инфраструктуры.
В структуре инвестиций в основные фонды государственное финансирование представлено инвестициями государственного бюджета, кредитами государственных банков и финансовыми средствами, полученными от размещения государственных обязательств. В дореформенный период бюджетное финансирование обеспечивало до 1/3 инвестиционных ресурсов, однако уже в течение первого десятилетия реформ оно сократилось почти на 20% и составило в 1990 г. 8,7% общего объема инвестиций в основные фонды. В течение последних 20 лет уровень бюджетных инвестиций в зависимости от задач инвестиционной политики колебался довольно значительно, поднимаясь до наиболее высоких показателей в 2002 г. (7%) и опускаясь до самых низких значений в 1996 г. (2,7%) и 2006 г. (3,9%).
Несмотря на значительное снижение удельного веса бюджетных инвестиций в общей массе валовых инвестиций, они по-прежнему являются важным инструментом государственного регулирования и структурирования рынка капитала. Основная часть бюджетных инвестиций идет на развитие экономически и социально наиболее значимых отраслей – топливно-энергетического комплекса, охрану окружающей среды, науку, образование, здравоохранение.
Сокращение удельного веса бюджетных инвестиций в определенной степени компенсируется за счет выпуска специальных государственных казначейских обязательств, цель которого – финансирование строительства наиболее приоритетных инфраструктурных объектов. В целом, совокупный объем государственных казначейских обязательств, выпущенных для финансирования государственных инвестиций, на начало 2007 г. составил 800 млрд. юаней.
В процессе развития рыночной экономики очень важное место в структуре инвестиций в основные фонды заняло кредитное финансирование, основная масса которого приходится на четыре государственных коммерческих банка. Удельный вес кредитов как источника инвестирования на протяжении реформ держался на уровне примерно 20% общего объема инвестиций в основные фонды. В последние несколько лет роль кредитно-банковской сферы в инвестиционном процессе снижается (в 2007 г. – 15,3% общего объема инвестиций) за счет роста объемов инвестиций предприятий.
Большую часть объема инвестиций в основные фонды (примерно 60-70%) составляют «самостоятельно аккумулируемые средства», то есть прибыль предприятий различных форм собственности, а также средства, получаемые от эмиссии корпоративных ценных бумаг – акций и облигаций. Эмиссионная деятельность предприятий в Китае имеет разрешительный характер, и степень ее государственного регулирования достаточно высока. Поэтому основными эмитентами ценных бумаг являются крупные предприятия государственной собственности, а также государственные холдинги.
Следует отметить, что в отличие от других развивающихся стран, доля иностранного капитала в общем объеме инвестиций в экономике Китая невелика и имеет тенденцию к снижению. Наиболее высокой доля иностранного капитала в инвестициях была в 1996 г – 11,8%, наиболее низкой соответственно в 2007 г. - 3,4%. Однако процессы либерализации вызвали существенный рост национальных частных инвестиций, доля которых постоянно растет и по некоторым оценкам уже достигает половины общего объема инвестиций.
Как уже отмечалось, важнейшей причиной высокого удельного веса инвестиций к ВВП является высокий уровень сбережений населения. В свою очередь, высокий удельный вес сбережений стимулируется большим удельным весом рабочей силы в структуре населения. Этот показатель выше аналогичного показателя в других странах и объясняется сохранявшимися в течение длительного времени более высокими темпами роста трудоспособного населения по сравнению с общим ростом населения. Не менее важными причинами является неразвитость общенациональной системы социального обеспечения, необходимость откладывать значительную часть доходов на обеспечение старости, покупку жилья, оплату медицинских услуг, обучение детей. Важную роль играет также тяжелая ситуация на рынке рабочей силы. Неуверенность населения в завтрашнем дне, страх потерять работу стимулирует предпочтение населения к сбережению.
Как считают многие китайские экономисты, повышение темпов роста ВВП до уровня 9-10% в первой половине 2000-х гг. (13% в 2007 г.), а также прирост инвестиций, который составил 24,8%, значительно превзойдя показатель 1979-2001 гг. (10,9%), свидетельствуют о появлении инвестиционного перегрева. Рост инвестиций значительно обогнал экономический рост, что свидетельствует о неэффективном использовании капиталовложений, и соответственно значительно снизившейся по сравнению с 80-90-ми гг. совокупной производительности факторов производства. По оценкам экономистов, вклад показателя совокупной производительности факторов производства в экономический рост сократился в настоящее время до 1% по сравнению с 4% в предыдущий период. По эффективности вложений капитала в основные фонды Китай уступает не только прежним лидерам экономического роста в азиатском регионе, но также Индии, Вьетнаму и России. Это означает, что для производства одного юаня добавленной стоимости в настоящее время требуется гораздо больший объем инвестиций, чем в 80-90-е гг.
Следует отметить, что при очень высоком уровне инвестиций в основные фонды, то есть физический капитал, инвестиции в человеческий капитал – образование, здравоохранение и НИОКР являются совершенно недостаточными. В развитых странах доля инвестиций в человеческий капитал составляет от половины до 2/3 объема совокупных инвестиций. В Китае, где преимущественный акцент в накоплении капитала делается на его вещественных компонентах, соотношение в структуре инвестиций в физический и человеческий капитал примерно такое же, как у других развивающихся стран и не превышает 20%.
Осуществление модели экстенсивного роста в годы реформ было достигнуто за счет высокого роста инвестиций, чрезмерного потребления имеющихся природных ресурсов, дефицит которых обозначился в первой половине 90-х гг., резкого обострения экологической ситуации в стране, высоких социальных издержек. По оценкам специалистов АОН КНР, при учете всех социальных и экологических издержек реальный рост ВВП был бы на 2% ниже официальных статистических данных. Поэтому многие экономисты выступают за так называемое «зеленое» развитие, суть которого составляет учет в ВВП расходов, связанных с улучшением и сохранением окружающей среды, природных ресурсов, решением социальных проблем. В 2004 г. ГСУ и другие ведомства приступили к разработке системы оценки «экологической» составляющей роста ВВП.
Модель высокого экономического роста была главной и приоритетной целью стратегии экономического развития переходного периода, в основном завершившегося к середине 90-х гг. Новая стратегия скоординированного, сбалансированного, устойчивого развития, выдвинутая во второй половине 90-х гг., включает в себя 4 основных направления развития: согласованное развитие города и деревни, человека и окружающей среды, гармоничное развитие экономики и общества, согласованное региональное развитие. Новая стратегия сбалансированного развития совпала с периодом снижения темпов экономического роста и азиатским финансовым кризисом, поэтому на начальном этапе разработки сопровождалась так называемой активной финансовой политикой государства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки