logo
Кучук

4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика

Основной движущей силой высокого экономического роста Китая в период реформ являлась активная инвестиционная политика. Китай уже давно является мировым лидером по показателю валовых инвестиций к ВВП. Уровень инвестиций в основные фонды по отношению к ВВП в Китае составлял в 90-е гг. в среднем более 30%, однако в последние годы этот показатель значительно вырос и в 2007 г. составил уже 55% ВВП. Хотя, по мнению некоторых экспертов, этот показатель завышен на 3-5 процентных пунктов, тем не менее, и в этом случае он является наиболее высоким показателем инвестиций к ВВП в мировой экономике. В числе важных причин, определяющих этот показатель, - высокий уровень государственного инвестирования и высокий уровень сбережений населения, которые через кредитно-банковскую систему трансформируются в инвестиции.

Несмотря на развитие рыночных механизмов и формирование негосударственных каналов инвестирования экономики государство по-прежнему активно инвестирует не только внушительный по своим активам государственный сектор. Широкие масштабы приобрело финансирование государством экономической инфраструктуры.

В структуре инвестиций в основные фонды государственное финансирование представлено инвестициями государственного бюджета, кредитами государственных банков и финансовыми средствами, полученными от размещения государственных обязательств. В дореформенный период бюджетное финансирование обеспечивало до 1/3 инвестиционных ресурсов, однако уже в течение первого десятилетия реформ оно сократилось почти на 20% и составило в 1990 г. 8,7% общего объема инвестиций в основные фонды. В течение последних 20 лет уровень бюджетных инвестиций в зависимости от задач инвестиционной политики колебался довольно значительно, поднимаясь до наиболее высоких показателей в 2002 г. (7%) и опускаясь до самых низких значений в 1996 г. (2,7%) и 2006 г. (3,9%).

Несмотря на значительное снижение удельного веса бюджетных инвестиций в общей массе валовых инвестиций, они по-прежнему являются важным инструментом государственного регулирования и структурирования рынка капитала. Основная часть бюджетных инвестиций идет на развитие экономически и социально наиболее значимых отраслей – топливно-энергетического комплекса, охрану окружающей среды, науку, образование, здравоохранение.

Сокращение удельного веса бюджетных инвестиций в определенной степени компенсируется за счет выпуска специальных государственных казначейских обязательств, цель которого – финансирование строительства наиболее приоритетных инфраструктурных объектов. В целом, совокупный объем государственных казначейских обязательств, выпущенных для финансирования государственных инвестиций, на начало 2007 г. составил 800 млрд. юаней.

В процессе развития рыночной экономики очень важное место в структуре инвестиций в основные фонды заняло кредитное финансирование, основная масса которого приходится на четыре государственных коммерческих банка. Удельный вес кредитов как источника инвестирования на протяжении реформ держался на уровне примерно 20% общего объема инвестиций в основные фонды. В последние несколько лет роль кредитно-банковской сферы в инвестиционном процессе снижается (в 2007 г. – 15,3% общего объема инвестиций) за счет роста объемов инвестиций предприятий.

Большую часть объема инвестиций в основные фонды (примерно 60-70%) составляют «самостоятельно аккумулируемые средства», то есть прибыль предприятий различных форм собственности, а также средства, получаемые от эмиссии корпоративных ценных бумаг – акций и облигаций. Эмиссионная деятельность предприятий в Китае имеет разрешительный характер, и степень ее государственного регулирования достаточно высока. Поэтому основными эмитентами ценных бумаг являются крупные предприятия государственной собственности, а также государственные холдинги.

Следует отметить, что в отличие от других развивающихся стран, доля иностранного капитала в общем объеме инвестиций в экономике Китая невелика и имеет тенденцию к снижению. Наиболее высокой доля иностранного капитала в инвестициях была в 1996 г – 11,8%, наиболее низкой соответственно в 2007 г. - 3,4%. Однако процессы либерализации вызвали существенный рост национальных частных инвестиций, доля которых постоянно растет и по некоторым оценкам уже достигает половины общего объема инвестиций.

Как уже отмечалось, важнейшей причиной высокого удельного веса инвестиций к ВВП является высокий уровень сбережений населения. В свою очередь, высокий удельный вес сбережений стимулируется большим удельным весом рабочей силы в структуре населения. Этот показатель выше аналогичного показателя в других странах и объясняется сохранявшимися в течение длительного времени более высокими темпами роста трудоспособного населения по сравнению с общим ростом населения. Не менее важными причинами является неразвитость общенациональной системы социального обеспечения, необходимость откладывать значительную часть доходов на обеспечение старости, покупку жилья, оплату медицинских услуг, обучение детей. Важную роль играет также тяжелая ситуация на рынке рабочей силы. Неуверенность населения в завтрашнем дне, страх потерять работу стимулирует предпочтение населения к сбережению.

Как считают многие китайские экономисты, повышение темпов роста ВВП до уровня 9-10% в первой половине 2000-х гг. (13% в 2007 г.), а также прирост инвестиций, который составил 24,8%, значительно превзойдя показатель 1979-2001 гг. (10,9%), свидетельствуют о появлении инвестиционного перегрева. Рост инвестиций значительно обогнал экономический рост, что свидетельствует о неэффективном использовании капиталовложений, и соответственно значительно снизившейся по сравнению с 80-90-ми гг. совокупной производительности факторов производства. По оценкам экономистов, вклад показателя совокупной производительности факторов производства в экономический рост сократился в настоящее время до 1% по сравнению с 4% в предыдущий период. По эффективности вложений капитала в основные фонды Китай уступает не только прежним лидерам экономического роста в азиатском регионе, но также Индии, Вьетнаму и России. Это означает, что для производства одного юаня добавленной стоимости в настоящее время требуется гораздо больший объем инвестиций, чем в 80-90-е гг.

Следует отметить, что при очень высоком уровне инвестиций в основные фонды, то есть физический капитал, инвестиции в человеческий капитал – образование, здравоохранение и НИОКР являются совершенно недостаточными. В развитых странах доля инвестиций в человеческий капитал составляет от половины до 2/3 объема совокупных инвестиций. В Китае, где преимущественный акцент в накоплении капитала делается на его вещественных компонентах, соотношение в структуре инвестиций в физический и человеческий капитал примерно такое же, как у других развивающихся стран и не превышает 20%.

Осуществление модели экстенсивного роста в годы реформ было достигнуто за счет высокого роста инвестиций, чрезмерного потребления имеющихся природных ресурсов, дефицит которых обозначился в первой половине 90-х гг., резкого обострения экологической ситуации в стране, высоких социальных издержек. По оценкам специалистов АОН КНР, при учете всех социальных и экологических издержек реальный рост ВВП был бы на 2% ниже официальных статистических данных. Поэтому многие экономисты выступают за так называемое «зеленое» развитие, суть которого составляет учет в ВВП расходов, связанных с улучшением и сохранением окружающей среды, природных ресурсов, решением социальных проблем. В 2004 г. ГСУ и другие ведомства приступили к разработке системы оценки «экологической» составляющей роста ВВП.

Модель высокого экономического роста была главной и приоритетной целью стратегии экономического развития переходного периода, в основном завершившегося к середине 90-х гг. Новая стратегия скоординированного, сбалансированного, устойчивого развития, выдвинутая во второй половине 90-х гг., включает в себя 4 основных направления развития: согласованное развитие города и деревни, человека и окружающей среды, гармоничное развитие экономики и общества, согласованное региональное развитие. Новая стратегия сбалансированного развития совпала с периодом снижения темпов экономического роста и азиатским финансовым кризисом, поэтому на начальном этапе разработки сопровождалась так называемой активной финансовой политикой государства.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4