logo
Кучук

Капитализация фондового рынка Китая

Годы 2000 2005 2006 2007

Капитализация (трлн. юаней) 4,8 3,2 8,9 32,7

в % в ВВП 48,3 17,4 42,2 131,1

Взрывной рост фондового рынка в 2007 г. привел к тому, что по показателю капитализации (рыночная стоимость акций) фондовый рынок Китая сразу переместился с 8-го на 4-е место в мире после США, Японии и Англии и первое место среди развивающихся стран. Однако следует отметить, что официальный показатель капитализации китайской фондовой биржи значительно завышен из-за переоцененности включенных в него не обращаемых акций.

Росту фондового рынка Китая в 2007 г. способствовал ряд факторов:

- высокие темпы экономического роста;

- отмена годичного моратория на первичную эмиссию акций предприятий;

- первичное размещение (IPO) и дополнительные выпуски акций ведущих

предприятий, банков, страховых компаний;

- рост активов вследствие ревальвации национальной валюты;

- рост валютных резервов и положительного сальдо торгового баланса.

На фондовый рынок вышел целый ряд ведущих компаний страны: China Mobile, Petro China, Торгово-промышленный банк, Банк Китая, Банк коммуникаций, Строительный банк. В результате размещения пакетов акций они собрали 61 млрд. дол, в том числе корпорация Petro China в результате IPO получила 66,8 млрд. юаней (9,1 млрд. дол.). На внутренний фондовый рынок вышли крупнейшие компании, которые до этого предпочитали размещение на фондовых рынках за рубежом. Например, доля фондовой биржи Гонконга в общем объеме собранного китайскими предприятиями капитала в 2007 г. очень значительно сократилась и составила всего 11%.

Улучшению ситуации на фондовом рынке способствовали институциональные изменения. Новая редакция «Закона о ценных бумагах» облегчила доступ на биржу для более мелких компаний. Были ужесточены требования к прибыльности и прозрачности деятельности компаний, для мониторинга финансовых рисков был создан Китайский фонд по защите инвесторов в ценные бумаги. Реформа системы разделения акций на торгуемые и не торгуемые привела к снижению концентрации акций в руках крупных акционеров и способствовала улучшению корпоративного управления акционерных компаний. Стала меняться и психология мелких индивидуальных инвесторов, переходящих от спекулятивных операций к долгосрочному инвестированию.

4. Рынок облигаций

Масштабы первых облигационных выпусков в 80-х гг. были очень ограниченными и имели целью решение проблемы дефицита государственного бюджета. В 90-е гг. объемы эмиссии облигаций значительно выросли, и выпуск облигаций стал достаточно распространенной практикой привлечения финансовых средств не только государством, но и банками. Однако облигации по-прежнему составляют основу первичного рынка. Абсолютно большая часть их (более 90%) распространяется через межбанковский рынок. На фондовый рынок и «рынок через прилавок» (продажа за наличный расчет в банках физическим лицам) приходится буквально несколько процентов. Основными эмитентами облигаций являются государство и его структуры: Министерство финансов, Народный банк Китая, политические и коммерческие банки, компании ценных бумаг, инвестиционные фонды, страховые компании, а также крупные предприятия. Главными покупателями облигаций являются коммерческие банки и другие финансовые институты, которые держат их вплоть до погашения. Это является основной причиной их низкой ликвидности.

Основными видами выпускаемых облигаций являются векселя (облигации) Народного банка Китая, государственные (казначейские), финансовые и корпоративные облигации. Появляются новые виды облигаций, например, иностранные облигации, номинированные в юанях, которые выпускаются зарубежными финансовыми институтами (Азиатским банком развития, Международной финансовой корпорацией).

Накануне финансового кризиса в 2007 г. совокупная капитализация рынка облигаций достигла 8,7 трлн. юаней, что меньше аналогичного показателя рынка акций в 3,7 раза и составляет только 35% ВВП. По данному показателю Китай значительно отстает от таких азиатских стран как Южная Корея, Малайзия, Сингапур.

Государственные (казначейские) облигации выпускаются с начала 80-х гг., когда их главной целью было пополнение бюджетного дефицита. Объемы выпуска государственных обязательств значительно выросли уже в конце 90-х гг. в ходе осуществления активной финансовой политики. Государство только за 1998-2000 гг. выпустило облигаций внутреннего и внешнего займов на сумму 1,2 трлн. юаней. Полученные средства были использованы на строительство и модернизацию объектов промышленности, энергетики, транспортной инфраструктуры, водного хозяйства, защиту окружающей среды и позволили увеличить темпы экономического роста на 1,5 – 2% в год. В настоящее время приоритеты в использовании средств, полученных от эмиссии государственных облигаций, смещаются с поддержания высоких темпов экономического роста на развитие социальной сферы и экологические проекты. От краткосрочных займов, которые были характерны для 80-х гг., государство перешло к выпуску облигационных займов со сроком погашения в 15, 20 и даже 30 лет.

В 2006 и 2007 гг. выпуск государственных облигаций составил соответственно 888 и 763 млрд. юаней. В последние годы для выпуска государственных облигаций характерны невысокие темпы роста, что объясняется высокими темпами роста налоговых поступлений, ростом масштабов выпуска финансовых и корпоративных облигаций. Еще одна причина – рост внутреннего долга государства по предыдущим облигационным займам. В 2009 г. эти выплаты составили 132 млрд. юаней. Местным и муниципальным правительствам пока не разрешено выпускать свои облигации, однако существует практика передачи им центральным правительством права выпуска облигационных займов. Кроме того, некоторые местные правительства при помощи международных финансовых структур начали экспериментальный выпуск муниципальных облигаций.

Финансовые облигации в Китае представлены преимущественно облигациями государственных банков (3-х политических и 4-х коммерческих). Доля остальных банковских и финансовых институтов минимальна. Объем выпуска финансовых облигаций вырос в 2007 г. почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 1.150 млрд. юаней, в 2008 г. он сократился. С 2007 г. политические и коммерческие банки с высоким кредитным рейтингом с разрешения соответствующих властей могут выпускать номинированные в юанях облигации в Гонконге.

Корпоративные облигации. Если сравнить масштабы выпуска предприятиями облигаций и акций, то выпуск акций по сравнению с облигациями значительно больше. После неудачного опыта с выпуском облигаций государственными предприятиями местного подчинения в начале 90-х гг. центральное правительство занимает очень осторожную политику в отношении корпоративных облигаций. На каждый выпуск должно быть получено разрешение Комитета по развитию и реформам, который ежегодно распределяет квоты на выпуск облигаций между предприятиями и различными отраслями. На рынок корпоративных облигаций допускаются только крупные государственные компании с наивысшим кредитным рейтингом. Обращение их жестко ограничивается биржевым рынком, куда поступает меньшая часть выпущенных корпоративных облигаций. Помимо этого существуют ограничения в отношении процентных ставок. Процентная ставка по корпоративным облигациям (плавающая или фиксированная) выше, чем по государственным облигациям и срочным банковским депозитам. Сроки выпуска корпоративных облигаций составляют от 1 до 10 лет.

Таким образом, выпуск и обращение корпоративных облигаций в Китае пока достаточно ограничены. В развитых странах ситуация прямо противоположная. Например, в США корпоративные облигации занимают 36% рынка ценных бумаг, превышая масштабы рынка акций и банковские депозиты. Тем не менее, в последние годы объемы выпуска корпоративных облигаций в Китае быстро увеличиваются. Если за 1992-2005 гг. было выпущено корпоративных облигаций общим объемом 400 млрд. юаней, то в 2007 г. – уже на сумму 505,9 млрд. юаней.

Основными эмитентами корпоративных облигаций являются крупные государственные предприятия энергетики, машиностроения, угледобывающей и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, морского и воздушного транспорта, отраслей высоких технологий, строительные компании. В структуре инвесторов абсолютно преобладают государственные коммерческие банки, небольшая часть облигаций покупается акционерными и городскими коммерческими банками, а также страховыми компаниями.

Краткосрочные обязательства (векселя и облигации сроком до 1 года) появились в Китае в 2003 г., когда начались операции НБК с выпуском векселей. Причиной выпуска векселей явился огромный объем притока иностранной валюты и быстрый рост валютных запасов. Скупка Центробанком иностранной валюты у коммерческих банков приводит к быстрому и чрезмерному росту предложения базовой валюты, т.е. юаней. Это в свою очередь вызывает чрезмерный рост инвестиций и цен. Чтобы снизить уровень инфляции НБК начал выпуск векселей. Использование этого инструмента помогает НБК уменьшать объем базовой валюты в обращении.

Векселя НБК составляют основу рынка краткосрочных обязательств, на них приходится около 60% всех обязательств рынка. Через выпуск векселей НБК изъял из обращения базовой валюты на сумму 3,6 трлн. юаней в 2005 г. и 3 трлн. юаней в 2006 г. Покупать векселя может ограниченное количество участников рынка. Это финансовые структуры первого уровня – коммерческие банки, компании ценных бумаг, страховые компании, в общей сложности более 50 участников сделок.

С 2004 г. на рынке краткосрочных обязательств начался выпуск и обращение краткосрочных облигаций предприятий. Кроме того, краткосрочные обязательства могли выпускать и финансовые структуры, например, компании ценных бумаг.

Выпуск краткосрочных обязательств предприятий связан с тем, что объем выпуска и операций с облигациями на рынке ценных бумаг развивается медленно, так как он очень сильно монополизирован государством и государственными банками. Лишь немногие крупные государственные предприятия могут выпускать облигации на рынке ценных бумаг. Выпуск краткосрочных обязательств очень выгоден для предприятий, так как помогает им решать проблему сбора капитала.

Экономисты считают, что быстрый рост объемов выпуска краткосрочных обязательств в определенной степени заменит предприятиям дефицитные банковские кредиты. Краткосрочные облигации предприятий также выгодны и для населения, так как процентная ставка по ним выше, чем ставка по банковским депозитам. Эмитентами краткосрочных обязательств являются в основном крупные государственные, акционерные и частные предприятия.

Таким образом, появление нового финансового продукта – краткосрочных обязательств предприятий помогает уменьшить монополию государства и государственных банков на рынке облигаций. Однако пока доля краткосрочных облигаций предприятий еще очень невелика и составляет 3,5% (2005 г.) общего объема облигаций, выпускаемых на всех финансовых рынках.

В отличие от рынка ценных бумаг, где в последние годы объем торговли облигациями был нестабилен, на рынке краткосрочных обязательств он растет очень быстро, прежде всего благодаря выпуску векселей НБК. Поэтому большая часть выпуска и оборота обязательств сконцентрирована в настоящее время на рынке краткосрочных обязательств, что соответствует мировой тенденции.