logo
Кучук

3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.

В 1977 г. в руководстве страны произошли серьезные перестановки, наиболее одиозные сторонники «культурной революции» были выведены из состава правительственных и партийных органов. Новое руководство страны постепенно отходило от экономической политики, которая была характерна для «большого скачка» и «культурной революции», и отличалась авантюризмом, спекуляциями на национальной исключительности и минимизацией внешнеэкономических связей. В 1977 г. состоялся ряд совещаний по экономическим вопросам, на которых разрабатывались меры по оздоровлению экономической ситуации в стране. В 1978 г. была восстановлена организационная структура Госсовета, началась ликвидация революционных комитетов, которые имели статус местных органов власти. Была принята программа «четырех модернизаций», которая была рассчитана на 20 лет до 2000 г. и предусматривала увеличение ВВП страны в 4 раза, а доходов населения - в 2 раза. ВВП Китая в это время оценивался примерно в 280 млрд. дол. (США – 2582 млрд. дол., СССР – 1212 млрд. дол., Япония – 1152 млрд. дол.), рост показателя ВВП в 4 раза к 2000 г. делал возможным перемещение Китая на 5 место в мире.

К 2000 г. Китаю предстояло провести техническую реконструкцию базовых отраслей промышленности, значительно увеличить мощности нефтехимической, электронной и других современных отраслей промышленности, поднять на новый уровень легкую промышленность, обеспечить рост военного потенциала, провести механизацию сельского хозяйства. Предусматривалось развитие сети учебных и научных учреждений, общий рост образовательного уровня населения. В число факторов экономического роста включалась научно-техническая революция, осуществление которой должно было опираться на собственную научную базу с широким заимствованием зарубежных научных достижений.

В рамках программы «четырех модернизаций» были приняты пятилетний (1976-1980) и десятилетний (1976-1985) планы, однако оба плана были приняты в общем виде, так как плановые органы в это время находились в процессе восстановления, а полноценная статистическая база отсутствовала. В соответствии с десятилетним планом на 1976-1985 гг. предполагалось удвоить ВВП страны, построить 120 крупных промышленных предприятий преимущественно в сфере тяжелой промышленности. Основными факторами роста должны были стать крупномасштабные инвестиции и привлечение в сферу промышленности большого количества дополнительной рабочей силы.

В числе новых промышленных предприятий, которые предполагалось построить, заметное место должны были занять предприятия по добыче нефти и угля и производству стали. Особенно большие надежды в осуществлении будущих планов связывались с новыми месторождениями нефти, открытыми в Западном Китае и на шельфе. В расчете на будущий рост добычи нефти Китай заключил ряд крупных контрактов на импорт оборудования для добычи и переработки нефти. Средства для оплаты импорта оборудования предполагалось получить от роста экспорта нефти. Однако огромные средства, вложенные в разведку нефти, особенно на шельфе, не дали ожидаемых результатов, и нефтяной бум довольно быстро закончился.

Значительный рост инвестиций в новое строительство в базовых отраслях, начавшийся в 1978 г., сопровождался крупномасштабными закупками за рубежом новой техники и оборудования. Норма накопления в 1978 г. повысилась до 36,5%, вплотную приблизившись к уровню «большого скачка» 1958 г. Объем импортных закупок превысил валютные возможности страны и не учитывал способности адаптации импортируемой техники. С точки зрения китайских экономистов, эти показатели свидетельствовали о том, что в экономике происходил очередной «скачок». Однако в отличие от «большого скачка», для которого была характерна политика развития мелкого производства за счет местных ресурсов, экономическое развитие в 1978 г. получило название «западного скачка», то есть ориентирующегося на заимствование техники и опыта западных стран.

В результате осуществления очередного, третьего «скачка» экономика страны столкнулась с очень серьезным дефицитом финансовых, энергетических и материальных ресурсов. Вместе с тем очень значительные масштабы приняла городская безработица, которая составила более 20 млн. чел. В еще большей степени безработица была характерна для сельской местности. В результате сохранения в течение длительного времени низких темпов роста сельское хозяйство не способно было обеспечить решение продовольственной проблемы в стране.

Поэтому последние годы пятой пятилетки (1979-1980) характеризуются окончательным отходом от прежней политики приоритетного развития тяжелой промышленности и разработкой новых направлений экономического развития. Реакцией руководства страны на очевидный кризис модели плановой экономики стал отказ от стратегии догоняющего развития, либерализация в системе собственности, реформы в сельском хозяйстве, политика открытости во внешнеэкономической сфере, привлечение иностранных инвестиций, перераспределение избыточных трудовых ресурсов сельского хозяйства в трудоемкие отрасли промышленности. Историческим рубежом, после которого начался период экономических реформ, стал 3-й Пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшийся в декабре 1978 г.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему в период урегулирования государство проводило политику либерализации отношений собственности?

  2. Какие цели имело преобразование организации сельскохозяйственного производства?

  3. Какие меры были предприняты государством для повышения производительности труда и роста сельского хозяйства?

  4. Какие отрасли промышленности были выбраны в качестве приоритетных в 60-е гг.?

  5. В чем наиболее сильно проявилось отрицательное влияние культурной революции на экономическом развитии страны?

  6. Что означала милитаризация экономики страны и в чем она проявлялась?

  7. В период культурной революции подъемы и спады в экономике сменяли друг друга. Какими факторами объяснялась эта нестабильность?

  8. Что такое «третья линия обороны»?

  9. Какие показатели экономического развития свидетельствуют о снижении эффективности производства?

  10. Какие новые факторы экономического роста были характерны для «программы четырех модернизаций»?