logo
Кучук

2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ

С началом реформ в экономической политике на первый план выходит фактор регионализма, который потеснил экономические интересы центрального правительства. Четко обозначились экономические интересы местных правительств, которые реализовались в политике децентрализации в сфере собственности, финансов и производства. На уровне центрального правительства происходило осознание невозможности проводить экономические реформы и развивать экономику без рассредоточения управления, передачи значительной части полномочий местным правительствам и создания региональной системы макроуправления экономикой.

В период 80-х гг. центральное правительство в рамках административной децентрализации передало местным правительствам очень значительную часть объектов промышленной и транспортной инфраструктуры, включая морские порты (Далянь, Тяньцзинь), а вместе с ним и большую часть финансовых доходов. По мере сокращения централизованного директивного планирования укреплялась экономика, контролируемая местными правительствами, которые стали с одной стороны проводниками общегосударственных интересов, а с другой стороны, имели собственные экономические интересы, которые часто превалировали над общегосударственными интересами.

Изменение роли местных правительств в проведении региональной экономической политики привело центральное правительство к пониманию необходимости дифференцированного подхода к экономическому развитию регионов, невозможности одновременного равномерного развития регионов. Руководство страны провозгласило принцип «включения разных скоростей регионов в рыночные отношения». Новая экономическая политика в отношении регионов отдавала приоритет восточным приморским районам, которые в результате действия таких факторов, как наличие квалифицированной рабочей силы, более развитой промышленной и транспортной инфраструктуры, высокого уровня образования и науки, притока иностранного капитала, оказались более восприимчивыми к экономическим реформам.

Приморские районы должны были стимулировать общий экономический рост, обеспечить включение страны в международное разделение труда.

Политика открытости, провозглашенная центральным правительством одновременно с экономическими реформами в начале 80-х гг., реально касалась только восточных регионов, так как именно здесь были открыты все виды экономических зон, открытые приморские города, а также шел основной приток иностранного капитала. Местные правительства в Восточном Китае получили от центра права на ведение внешнеэкономической деятельности, финансовую самостоятельность в распоряжении полученными доходами и право оставлять часть валютных доходов. В наиболее привилегированном положении оказался регион Юго-Восточного Китая, в первую очередь, провинция Гуандун.

Важнейшей составной частью региональной экономической политики 80-х гг. стало изменение роли крупных городов, которые объединяли вокруг себя более мелкие города-спутники, а также сельские уезды, и образовывали экономические и промышленные центры, значительно увеличивая масштабы своей территории.

На макроуровне с середины 80-х гг. Китай делится по меридиональному принципу на 3 региона: Восточный, Центральный и Западный Китай.

В период экономических реформ региональная экономическая структура формировалась на основе принципа открытости и развития ориентированной на экспорт экономики. Первые специальные зоны внешней открытости и районы освоения создавались на побережье Юго-Восточного Китая.. На первом этапе в начале 80-х гг. было создано 4 специальных экономических зоны (СЭЗ): Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, в 1988 г. – пятая зона Хайнань. Вслед за этим были открыты 14 приморских городов. Следующим видом зон становятся зоны технико-экономического развития (ЗТЭР). В 90-е гг. появилось третье поколение экономических зон – зоны высоких технологий (ЗВТ).

Первые специальные экономические зоны, расположенные в провинциях Гуандун и Фуцзянь, были созданы для привлечения капиталов соотечественников из Гонконга и Тайваня. Как и во многих других странах, они создавались по общей схеме поощрения ориентированных на экспорт производств путем либерализации инвестиционного климата на специально выбранной территории. Принципы создания таких зон были заимствованы из опыта развитых стран по подъему депрессивных районов за счет оживления мелкого и среднего частного бизнеса, а также из практики других развивающихся стран 60-х гг., когда возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта при широком использовании иностранного капитала.

Все экономические зоны были расположены в восточном регионе, который обладал наиболее благоприятными природными условиями и наиболее высоким экономическим потенциалом. В восточном регионе находилась большая часть транспортной инфраструктуры, обрабатывающая промышленность, основная масса квалифицированной рабочей силы. Здесь в результате государственной политики приоритетного развития Восточного Китая были сконцентрированы основные инвестиционные ресурсы: государственные и частные. Уровень развития рыночной экономики в этом регионе был также намного выше, чем в остальных районах.

Ускоренное развитие приморских районов позволило максимально использовать их возможности и оказало стимулирующее воздействие в отношении других частей страны. Однако это воздействие было многоплановым. С одной стороны, оно проявилось в так называемом «эффекте распространения», то есть, повышении спроса на сырье из западных регионов, увеличении объема поставок во внутренние районы готовой продукции, новых технологий. Но с другой стороны, действовал «эффект вымывания», когда восточные районы все более активно использовали для своего развития дешевое сырье, капиталы и даже наиболее подготовленные кадры из внутренних районов. Сложившееся из-за разного уровня развития регионов преобладание «эффекта вымывания» над «эффектом распространения» привело к тому, что развитие восточных районов во все большей степени шло за счет внутренних районов, которые все более превращались в своего рода внутреннюю колонию.

Вне всякого сомнения, политика целенаправленной поддержки Восточного Китая в ущерб развитию Центрального и Западного регионов усилила дальнейший рост межрегионального дисбаланса в уровне экономического развития и доходов населения. Однако опыт мировой региональной политики свидетельствует, что в период быстрого экономического роста различия между развитыми и отсталыми регионами не только не уменьшаются, но напротив усиливаются, поэтому тенденцию нарастания противоречий между регионами Китая в период экономических реформ можно рассматривать как объективную.

За период экономических реформ заметно возросла разница в экономическом развитии Восточного Китая с одной стороны и Западного и Центрального Китая с другой стороны. Восточный Китай наиболее быстро и успешно продвинулся в направлении создания рыночной системы, интернационализации и открытости экономики, включения в систему международных экономических связей. Увеличивающийся разрыв между восточным регионом и остальными частями Китая привел к сближению Восточного Китая с соседними развитыми странами Восточной Азии, к уровню которых он постепенно приближался по основным экономическим показателям. С другой стороны, нарастающие противоречия в региональном развитии привели к возникновению на рубеже 90-х гг. так называемых «торговых войн» между Восточным Китаем и внутренними районами. Причины этого явления заключались в существовании серьезных ценовых диспропорций между сырьевыми ресурсами внутренних районов, цены на которые регулировались государством и были достаточно низкими, и готовой продукцией восточных районов, цены на которую регулировались рынком и были достаточно высокими. Кроме того, серьезной причиной для возникновения торговых войн была сохранявшаяся экономическая замкнутость регионов и протекционистская политика местных властей в отношении собственной продукции.

Исходя из местных интересов, региональные власти воздвигали торговые и административные барьеры между регионами. Используя местные финансовые ресурсы, они стремились стимулировать развитие в своих регионах отраслей обрабатывающей промышленности с наиболее высокой добавленной стоимостью, формируя одинаковые отраслевые структуры. В 80-х гг. почти в каждой провинции развивались такие отрасли, как текстильная, пищевая, химическая, а в 90-х гг. приоритетными стали автомобилестроение, электроника, производство стройматериалов. Такая политика не только приводила к распылению ресурсов, создавая избыточные производственные мощности, но и препятствовала развитию межрегиональной кооперации. К тому же, чрезмерно высокие объемы инвестирования в менее развитых центральном и западном регионах крайне негативно отражались на развитии социальной сферы. Отставание в социальном развитии вызывалось и значительно сократившимися объемами финансовой поддержки со стороны центрального правительства. Если в 1980 г. среднедушевой доход населения в центральном регионе составлял 78%, а в западном – 70% от соответствующего показателя в восточном регионе, то в 2000 г. это соотношение понизилось до 62 и 54%.

Помимо политики приоритетного развития Восточного Китая, которая продолжалась на протяжении всего периода 80-90-х гг. (несмотря на то, что уже в начале 90-х гг. было объявлено об отказе от этой политики на государственном уровне), отрицательную роль в нарастании дисбаланса сыграли следующие факторы:

  1. невозможность свободного перелива рабочей силы, сохранение традиционной системы прописки и политики закрепления крестьян на земле.

  2. традиционное разделение экономических секторов (обрабатывающая промышленность в Восточном Китае, сельское хозяйство – в Центральном Китае, добывающая промышленность – в Западном Китае), при котором основная часть добавленной стоимости в производстве доставалась Восточному Китаю.

  3. Гораздо более высокий уровень развития образования и науки в Восточном Китае, что обеспечивало человеческий капитал гораздо более высокого качества и соответственно гораздо более высокий уровень доходов населения.

Таким образом, стало очевидно, что действие только рыночных механизмов не может сократить региональные различия в экономическом развитии. Необходимо активное участие в этом процессе государства, которое может через государственное инвестирование, льготное кредитование и налогообложение, привлечение иностранных инвестиций ускорить перестройку отраслевой структуры, модернизацию предприятий и таким образом способствовать повышению экономической эффективности и конкурентоспособсти.

Разработка новой региональной политики, целью которой было выравнивание условий хозяйствования во всех регионах, началась еще в первой половине 90-х гг. Некоторые положения этой политики были заложены в основу 9-го пятилетнего плана (1996-2000). Ликвидация разрыва в экономическом и социальном развитии приморских и внутренних районов стала рассматриваться не только как важное условие более полного и рационального использования природных ресурсов, создания единого экономического пространства, но и как важный фактор укрепления территориальной целостности страны.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4