3.3. Машиностроение
В настоящее время машиностроение является ведущей отраслью промышленного производства. По объему производства машиностроительной продукции Китай в 2003 г. занял четвертое место в мире. Вклад машиностроения в обеспечение роста прибыли является наиболее высоким среди отраслей промышленности и составляет около 18%. Возможности машиностроения позволяют создавать новые образцы ракетно-ядерного оружия, запускать искусственные спутники Земли, выпускать крупные энергогенераторы, современные буровые машины для нефтяной промышленности.
Машиностроение обеспечивает ведущие позиции Китая в экспортной торговле. Впервые машиностроение заняло первое место в китайском экспорте, обогнав легкую промышленность в 1997 г. В 2008 г. доля экспорта машиностроительной и электронной продукции составила уже 57,6% общего объема экспорта страны. Хотя китайская экономика продолжает сохранять сильную зависимость от импорта машин, оборудования и приборов, но в 2006 г. впервые экспорт машиностроительной продукции превысил импорт и, таким образом, было достигнуто положительное сальдо во внешней торговле продукцией машиностроения. Импорт продукции машиностроения и электроники продолжает играть важную роль в процессе реконструкции и модернизации экономики страны. С этой целью в 2007 г. были введены льготные импортные пошлины на ввоз наиболее современного оборудования для производства электроэнергии и высоковольтных линий передач, нефтехимического оборудования, комплектного оборудования для переработки угля, производства горячего и холодного проката, тонкой листовой стали, оборудования для рельсового транспорта, новых типов прядильных станков, гражданских самолетов. Однако доля импорта продукции машиностроения и электроники в общей стоимости китайского импорта продолжает снижаться, в 2008 г. этот показатель составил 47,5%, степень обеспеченности потребностей страны в оборудовании и технике уже поднялась до 82%. Среди многочисленных отраслей машиностроения следует отметить производство электробытовой техники, энергетического оборудования, судостроение и автомобилестроение.
Производство электробытовой техники. По производству холодильников, стиральных машин, кондиционеров и вентиляторов Китай занимает первое место в мире и обеспечивает 20% мирового производства. Крупнейшие китайские корпорации – производители электробытовой техники, такие как «Хайер», «Гэли», «Чанхун» не только экспортируют продукцию, но и создают дочерние предприятия за рубежом. Так, корпорация «Хайер» обеспечивает 30% объема потребления на внутреннем рынке, кроме того, имеет дочерние предприятия в США и ЕС и производит высококачественную продукцию, отвечающую мировым стандартам. Доля китайского экспорта электробытовой техники составляет более 25% мировой торговли.
Судостроительная промышленность. Являясь одним из лидеров мировой торговли и активно развивая морское рыболовство, Китай нуждается в мощной судостроительной базе. По показателю тоннажа построенных судов в 2006 г. Китай обеспечил 20% мирового производства и стал третьим крупнейшим судостроителем в мире после Республики Корея и Японии. Разрыв между Китаем и этими государствами по объему производства быстро сокращается и, по прогнозу, к 2015 г. страна может выйти на первое место по производственным мощностям судостроения. Очень быстро развивается строительство современных крупнотоннажных танкеров, что объясняется растущими потребностями импорта нефти. В 2006 г. Китай обеспечил половину мирового производства таких танкеров. В ближайшие годы планируется построить еще три мощных центра судостроения в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, а также на побережье Бохайского залива.
Автомобильная промышленность. Эта отрасль является лидером по темпам роста в последние годы, что связано с действием двух важнейших факторов: массовым спросом населения и инвестициями иностранного капитала. Темпы роста производства автомобилей в 2002 и 2003 гг. составили соответственно 40 и 35%, однако в 2008 г. снизились до 16%. Объем производства в 2008 г. составил 9,3 млн. автомобилей, в том числе легковых автомобилей - 5 млн. Китай занимает третье место в мире, уступая США и Японии, и обеспечивает 7% мирового рынка автомобилей, превращаясь в крупнейшего производителя. Потребности внутреннего рынка почти полностью обеспечиваются за счет собственного производства. Благодаря высоким импортным пошлинам, которые все еще составляют 25% для импорта автомобилей, импортные машины значительно дороже отечественных. В результате импорт составляет 9-10% объема продаж.
В Китае действует множество автомобильных предприятий, созданных на основе сотрудничества с ведущими автомобильными ТНК. В совместных предприятиях китайская сторона обычно представлена крупными государственными компаниями, доля иностранного капитала ограничена 50%. Примерно 50% производства приходится на три автомобильных компании: Первое автомобильное объединение (Чанчунь), Шанхайская автомобильная корпорация, корпорация «Дунфэн».
Из девяти ТНК, которые монополизировали китайский автомобильный рынок, долгое время лидировал немецкий концерн «Фольксваген», но в 2005 г. уступил лидерство компании «Дженерал Моторс». Японские автомобильные компании заметно уступают немецким компаниям, более того, их доля на этом рынке значительно снизилась.
Условием повышения технического уровня и международной конкурентоспособности автомобильной промышленности страны является развитие экспорта. Ввиду невысокого качества продукции автомобилестроения доля китайского экспорта в мировой торговле автомобилями невелика и составляет немногим более 1%. Экспорт китайских автомобилей осуществляется, главным образом, в страны Ближнего и Среднего Востока и приходится в основном на грузовые машины. С целью противодействия чрезмерной конкуренции между китайскими компаниями на зарубежных рынках в 2007 г. число компаний-экспортеров автомобилей ограничено 8 городами, являющимися национальными базами производства и экспорта автомобилей и комплектующих. Только крупные компании могут получить лицензию на экспорт.
Несмотря на быстрый рост в автомобилестроении существует много проблем: недостаточно развитое производство запчастей, высокий расход горючего у большинства моделей автомобилей, высокий уровень заимствования зарубежных технологий.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки