logo
Кучук

3.3. Машиностроение

В настоящее время машиностроение является ведущей отраслью промышленного производства. По объему производства машиностроительной продукции Китай в 2003 г. занял четвертое место в мире. Вклад машиностроения в обеспечение роста прибыли является наиболее высоким среди отраслей промышленности и составляет около 18%. Возможности машиностроения позволяют создавать новые образцы ракетно-ядерного оружия, запускать искусственные спутники Земли, выпускать крупные энергогенераторы, современные буровые машины для нефтяной промышленности.

Машиностроение обеспечивает ведущие позиции Китая в экспортной торговле. Впервые машиностроение заняло первое место в китайском экспорте, обогнав легкую промышленность в 1997 г. В 2008 г. доля экспорта машиностроительной и электронной продукции составила уже 57,6% общего объема экспорта страны. Хотя китайская экономика продолжает сохранять сильную зависимость от импорта машин, оборудования и приборов, но в 2006 г. впервые экспорт машиностроительной продукции превысил импорт и, таким образом, было достигнуто положительное сальдо во внешней торговле продукцией машиностроения. Импорт продукции машиностроения и электроники продолжает играть важную роль в процессе реконструкции и модернизации экономики страны. С этой целью в 2007 г. были введены льготные импортные пошлины на ввоз наиболее современного оборудования для производства электроэнергии и высоковольтных линий передач, нефтехимического оборудования, комплектного оборудования для переработки угля, производства горячего и холодного проката, тонкой листовой стали, оборудования для рельсового транспорта, новых типов прядильных станков, гражданских самолетов. Однако доля импорта продукции машиностроения и электроники в общей стоимости китайского импорта продолжает снижаться, в 2008 г. этот показатель составил 47,5%, степень обеспеченности потребностей страны в оборудовании и технике уже поднялась до 82%. Среди многочисленных отраслей машиностроения следует отметить производство электробытовой техники, энергетического оборудования, судостроение и автомобилестроение.

Производство электробытовой техники. По производству холодильников, стиральных машин, кондиционеров и вентиляторов Китай занимает первое место в мире и обеспечивает 20% мирового производства. Крупнейшие китайские корпорации – производители электробытовой техники, такие как «Хайер», «Гэли», «Чанхун» не только экспортируют продукцию, но и создают дочерние предприятия за рубежом. Так, корпорация «Хайер» обеспечивает 30% объема потребления на внутреннем рынке, кроме того, имеет дочерние предприятия в США и ЕС и производит высококачественную продукцию, отвечающую мировым стандартам. Доля китайского экспорта электробытовой техники составляет более 25% мировой торговли.

Судостроительная промышленность. Являясь одним из лидеров мировой торговли и активно развивая морское рыболовство, Китай нуждается в мощной судостроительной базе. По показателю тоннажа построенных судов в 2006 г. Китай обеспечил 20% мирового производства и стал третьим крупнейшим судостроителем в мире после Республики Корея и Японии. Разрыв между Китаем и этими государствами по объему производства быстро сокращается и, по прогнозу, к 2015 г. страна может выйти на первое место по производственным мощностям судостроения. Очень быстро развивается строительство современных крупнотоннажных танкеров, что объясняется растущими потребностями импорта нефти. В 2006 г. Китай обеспечил половину мирового производства таких танкеров. В ближайшие годы планируется построить еще три мощных центра судостроения в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, а также на побережье Бохайского залива.

Автомобильная промышленность. Эта отрасль является лидером по темпам роста в последние годы, что связано с действием двух важнейших факторов: массовым спросом населения и инвестициями иностранного капитала. Темпы роста производства автомобилей в 2002 и 2003 гг. составили соответственно 40 и 35%, однако в 2008 г. снизились до 16%. Объем производства в 2008 г. составил 9,3 млн. автомобилей, в том числе легковых автомобилей - 5 млн. Китай занимает третье место в мире, уступая США и Японии, и обеспечивает 7% мирового рынка автомобилей, превращаясь в крупнейшего производителя. Потребности внутреннего рынка почти полностью обеспечиваются за счет собственного производства. Благодаря высоким импортным пошлинам, которые все еще составляют 25% для импорта автомобилей, импортные машины значительно дороже отечественных. В результате импорт составляет 9-10% объема продаж.

В Китае действует множество автомобильных предприятий, созданных на основе сотрудничества с ведущими автомобильными ТНК. В совместных предприятиях китайская сторона обычно представлена крупными государственными компаниями, доля иностранного капитала ограничена 50%. Примерно 50% производства приходится на три автомобильных компании: Первое автомобильное объединение (Чанчунь), Шанхайская автомобильная корпорация, корпорация «Дунфэн».

Из девяти ТНК, которые монополизировали китайский автомобильный рынок, долгое время лидировал немецкий концерн «Фольксваген», но в 2005 г. уступил лидерство компании «Дженерал Моторс». Японские автомобильные компании заметно уступают немецким компаниям, более того, их доля на этом рынке значительно снизилась.

Условием повышения технического уровня и международной конкурентоспособности автомобильной промышленности страны является развитие экспорта. Ввиду невысокого качества продукции автомобилестроения доля китайского экспорта в мировой торговле автомобилями невелика и составляет немногим более 1%. Экспорт китайских автомобилей осуществляется, главным образом, в страны Ближнего и Среднего Востока и приходится в основном на грузовые машины. С целью противодействия чрезмерной конкуренции между китайскими компаниями на зарубежных рынках в 2007 г. число компаний-экспортеров автомобилей ограничено 8 городами, являющимися национальными базами производства и экспорта автомобилей и комплектующих. Только крупные компании могут получить лицензию на экспорт.

Несмотря на быстрый рост в автомобилестроении существует много проблем: недостаточно развитое производство запчастей, высокий расход горючего у большинства моделей автомобилей, высокий уровень заимствования зарубежных технологий.