logo
Кучук

3.1. Реформа государственного сектора

Как уже отмечалось, государственный сектор составлял основу плановой экономики в Китае. Формирование структуры рыночной экономики и внедрение новых негосударственных форм собственности неизбежно вело к пересмотру представлений о месте и роли государственного сектора в новой экономической системе. К началу первого этапа реформ в государственном секторе около 25% государственных предприятий, по официальной статистике, относились к категории убыточных.

В период первого этапа (80-е – первая половина 90-х гг.) проводилась политика перевода государственных предприятий на налоговую основу взаимоотношений с государством, замены бюджетного финансирования на банковское кредитование, расширения прав на самостоятельную хозяйственную деятельность в сфере производства, прав на реализацию продукции и ценообразование, а также другие реформы. Однако в условиях развития рыночных отношений и роста негосударственных форм собственности многие государственные предприятия оказались неконкурентоспособными, количество убыточных предприятий государственного сектора продолжало возрастать. В результате к середине 90-х гг. удельный вес убыточных государственных предприятий достиг 40%. Чтобы не допустить банкротства, государство было вынуждено наращивать масштабы субсидирования государственных предприятий. Более того, государственный сектор превратился в главного получателя кредитов государственных банков, что привело к формированию огромной задолженности, которая достигла 75% имущества предприятий.

Для первого этапа реформ сохранялось так называемое «единство правительства и предприятия» (чжэнци буфэнь), то есть монопольное хозяйствование государства на государственных предприятиях. Это означало, что правительство разрабатывало для них стратегию развития, осуществляло контроль и выступало в качестве собственника и предпринимателя.

Начало активного этапа реформирования государственного сектора после 1993 г. совпадает с реформой финансовой, банковской и валютной систем. В соответствии с поправкой к Конституции КНР термин «общенародная собственность» был заменен термином «государственная (гоёу) собственность».

Активизация реформ и решительные действия правительства были вынужденной мерой, государство очень долго затягивало реформу государственного сектора, который рассматривался как основа социалистической экономики. Цель проведения политики либерализации в государственном секторе заключалась в том, государство должно оставить в государственной собственности только крупные предприятия базовых отраслей промышленности, а мелкие и средние предприятия должны были перейти в негосударственный сектор. На этом этапе реформирования государственный сектор продолжал сохранять позиции абсолютного преобладания в большинстве базовых отраслей промышленности (естественных монополиях), а также отраслях третичного сектора, таких как транспорт и коммуникации, кредитно-финансовая сфера (более 90%). Что касается обрабатывающей промышленности, то она постепенно превратилась в сферу абсолютного преобладания негосударственного сектора.

Практически в это же время правительство объявило о создании «системы современных предприятий», которая, по существу, была продолжением политики «чжуа да, фан сяо». «Современные предприятия» - крупные государственные предприятия, которые должны пройти процесс акционирования, оздоровить и укрепить производственную, финансовую и управленческую базу. Эти предприятия должны обладать современными технологиями производства, быть конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках.