logo
Кучук

3. Структура внешней торговли

Основу экспорта составляет готовая промышленная продукция, доля которой повысилась с половины его общего объема в начале реформ до 95% в настоящее время. При этом удельный вес продукции машиностроения и электроники уже в течении нескольких лет держится на отметке 59%, в том числе продукция отраслей высоких технологий – 31,2% объема экспорта. Основными покупателями данной продукции являются США, Япония, Германия и Нидерланды. Более 20% экспортируемых машин и оборудования вывозится через Гонконг.

Удельный вес Китая в мировом экспорте в 2009 г. составил 9,6%, в то время как аналогичный показатель Германии и США – 9,0% и 8,5%. По удельному весу продукции машиностроения и электроники в мировом экспорте за 2006-2009 гг. Китай обогнал Японию, США и Германию.

Несмотря на то, что со второй половины 90-х гг. проводится политика стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции, тем не менее значительная часть этого производства в Китае сводится к сборке и несложной обработке. В структуре экспорта высокотехнологичной продукции преобладают изделия компьютерной промышленности и средств связи. К тому же примерно 90% продукции высоких технологий производится на предприятиях с иностранным капиталом. По данным Министерства торговли, продукция отечественных торговых марок составляет не более 10% экспорта. Основная причина этого кроется в недостаточности финансирования научных исследований со стороны государства и отечественных предприятий.

В структуре китайского экспорта снижается удельный вес продукции легкой, текстильной, металлургической промышленности. Особенно это характерно для экспорта традиционной для Китая трудоемкой продукции: текстильной, пищевой, кожевенной, производства игрушек. Доля текстиля, одежды и обуви в китайском экспорте в 2009 г. сократилась до уровня немногим более 10%. Данная ситуация во многом вызвана протекционистской политикой стран-импортеров, защищающих интересы своих национальных производителей (все чаще эти страны применяют в качестве инструмента борьбы с китайскими товарами антидемпинговые расследования), а также растущей конкуренцией со стороны развивающихся стран – экспортеров аналогичной продукции. Тем не менее, нужно отметить, что Китай пока достаточно успешно противостоит многим конкурентам, вытесняя их с мирового рынка за счет масштабов производства.

Структура импорта также претерпела изменения в ходе реформ. Доля поручительской переработки и сборки в импорте Китая по сравнению с экспортом значительно меньше. За 2006-2008 гг. она снизилась с 40 до 33,4%. Ввоз готовой промышленной продукции стабильно увеличивался в годы реформ, достигнув к 2003 г. 82%. Однако в результате значительного роста импорта сырьевых ресурсов в последние годы доля сырья составила ¼ всего импорта. Основное место в структуре импортируемых товаров занимает транспортное и энергетическое оборудование, продукция машиностроения и электронной промышленности, на них приходится около половины импорта, в том числе доля продукции высоких технологий составляет 29,5% импорта. Основными импортерами являются предприятия с иностранным капиталом, они обеспечивают 53% импортных закупок. В связи с высоким экономическим ростом и превращением Китая в «мировую фабрику» потребности страны в сырьевых ресурсах стремительно растут. В группе сырьевых товаров, импорт которых растет наиболее быстрыми темпами, следует отметить, прежде всего, нефть и нефтепродукты (239,3 и 36,8 млн т, 12,3% импорта страны), а также рудные ресурсы (6,9%).

Дальнейшая оптимизация товарной структуры экспорта, по оценкам экономистов, будет идти в направлении опережающего роста вывоза готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, постоянным повышением в ней технологического компонента, что должно в будущем привести к смещению акцентов в вывозе готовой продукции к капитало- и наукоемкой продукции. Улучшение структуры импорта в Китае связывается с преимущественным ввозом современной техники и технологий в сфере энергетического оборудования, транспорта, телекоммуникаций, что должно сформировать условия для технического переоснащения промышленности, работающей на экспорт, повысить качество товаров и стимулировать увеличение объемов экспорта.

Серьезным преимуществом Китая по сравнению с другими новыми индустриальными странами Азии, несмотря на экспортную ориентацию его экономики, является отсутствие критической зависимости от экспорта, вызванное значительной емкостью его внутреннего рынка и его последовательным расширением. Другим преимуществом Китая является структура его экспорта, значительную часть которого составляет технологически простая продукция трудоемких отраслей. Производители развитых стран концентрируют усилия на высокотехнологичных товарах с высокой добавленной стоимостью, уходя при этом с рынков технологически простых товаров и способствуя снижению как конкуренции на этих рынках, так и, главное, защитных мер против импорта этих товаров. В результате, Китай активно конкурирует на рынках технологически простых товаров с другими развивающимися странами за счет дешевизны рабочей силы и организованности внешней экспансии.

В процессе эволюции внешнеторговой политики произошли серьезные изменения в структуре предприятий, производящих продукцию на экспорт. В 1980-х гг. основными экспортерами были предприятия государственного сектора, чему во многом способствовала государственная политика стимулирования экспортного производства. Однако в 1990-е гг. все больше предприятий с участием иностранного капитала стали принимать участие в экспортном производстве, и их продукция оказалась более конкурентоспособной на мировом рынке по сравнению с государственными предприятиями. В 2001 г. предприятия иностранного капитала по объему экспорта стали основными экспортерами, оставив позади предприятия государственного сектора.

Новая политика либерализации деятельности отечественного негосударственного капитала, устранения институциональных преград на пути их развития способствовала активизации их участия во внешнеторговых операциях. Наиболее заметно это проявляется в экспорте, их темпы роста в 2 раза выше, чем у предприятий с иностранным капиталом. Объем экспортной торговли негосударственных предприятий растет за счет снижения удельного веса предприятий иностранного капитала и государственного сектора.

Таблица 28. Структура экспорта предприятий по формам собственности (%)

Предприятия

2006

2010

Государственные

20

14,8

Иностранного капитала

58

54,6

Негосударственные

22

30,5

Хотя предприятия с иностранным капиталом пока производят более половины китайского экспорта но роль и влияние национального негосударственного, прежде всего, индивидуально-частного капитала быстро возрастает. Следует отметить, что в структуре импорта национальный частный капитал занимает гораздо более скромные позиции: его доля в импорте пока составляет 19,3% по сравнению с предприятиями с иностранным капиталом, доля которых – 52,9% и государственными предприятиями – 27,7% общего объема импорта. Это свидетельствует, в первую очередь, о дефиците капитала, а также о сохраняющихся ограничениях для частного национального капитала во внешнеэкономической деятельности.

Региональная структура внешней торговли Китая характеризуется значительными диспропорциями. По объему внешнеторгового оборота по-прежнему абсолютно лидирует Восточный Китай, на который приходится 89,7% внешней торговли страны и 89% экспорта (данные 2009 г). Аналогичные показатели для Северо-Восточного Китая – 3,9% и 4,1%; Центрального Китая – 3,1% и 3,4%; Западного Китая – 3,3% и 3,5%. Лидерство Восточного Китая во внешней торговле обеспечивают несколько районов, ориентированных на производство экспортной продукции: дельта реки Чжуцзян (провинция Гуандун), дельта реки Янцзы (Шанхай, провинции Цзянсу и Чжэцзян), а также провинция Шаньдун.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4