2.2. Преобразование форм собственности
Негосударственный сектор, в первую очередь частный капитал, становится ненужным в условиях осуществления стратегии преимущественного развития тяжелой промышленности. Поэтому совершенно очевидно, что для получения права распределения прибыли и распоряжения накоплениями в определенных правительством целях, необходимо было преобразовать частные предприятия в государственные. Именно на основе государственной собственности в промышленности могла функционировать система директивного планирования производства и централизованного распределения финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Преобразования в системе собственности в период первой пятилетки начались с реформирования организации сельскохозяйственного производства, которое являлось важным источником ресурсов для проведения индустриализации.
Мелкое натуральное крестьянское хозяйство было не способно в короткие сроки значительно увеличить объем производства. Изъятие прибавочного продукта из сельского хозяйства путем налогообложения было затруднено в условиях существования огромного количества мелких крестьянских хозяйств. Их численность к началу всеобщего кооперирования достигла 120 млн., и они могли в лучшем случае обеспечить свое собственное существование. Чтобы поставить их под контроль и распоряжаться произведенной сельскохозяйственной продукцией, государство приступило к кооперированию крестьян в масштабах всей страны.
После завершения аграрной реформы в 1952 г. в стране насчитывалось примерно 40% крестьянских дворов в бригадах взаимопомощи, то есть, традиционных для китайского сельского хозяйства временных объединений при проведении посевных работ и уборки урожая. Несмотря на то, что государство всячески поощряло создание производственных кооперативов низшего типа, которые объединяли крестьянский труд и состояли из 20-30 дворов, вплоть до 1955 г. в кооперативах низшего типа было объединено немногим более 14% крестьянских дворов. Причина заключалась в том, что крестьяне не были заинтересованы в создании таких кооперативов. Поэтому государство от естественного эволюционного течения этого процесса перешло ко всеобщему кооперированию в масштабах всей страны. Насильственное объединение крестьян в производственные кооперативы было осуществлено в течение одного года и к концу 1956 г. процесс кооперирования был завершен – более 96% крестьянских дворов были объединены в 740 тыс. кооперативов. При этом, если на начальном этапе кооперирования создавались производственные кооперативы низшего типа, которые объединяли труд, но земля и другие средства производства оставались в частной собственности крестьян, то на этапе массового кооперирования создавались производственные кооперативы высшего типа, в которых земля, ирригационные сооружения, скот и сельскохозяйственный инвентарь передавались в собственность кооператива без какой-либо компенсации крестьянам. Таким образом, земля, как главное средство производства, перешла из частной в коллективную форму собственности.
Для обеспечения процесса сельскохозяйственного производства государство создало в сельской местности кредитные и снабженческо-сбытовые кооперативы, которые должны были предоставлять финансирование, а также осуществлять закупки и сбыт сельскохозяйственной продукции. Однако создание этих кооперативов противоречило политике максимального изъятия государством сельскохозяйственной продукции, поэтому за короткий период существования до начала массовой коммунизации китайской деревни они не сыграли какой-либо значимой роли.
Кооперативы, как форма организации труда и производства в сельском хозяйстве, не были добровольным объединением, они консервировали отсталый уровень сельскохозяйственного производства. Кооперативы стали каналом, через который государство могло увеличивать изъятие ресурсов из сельского хозяйства. Производство зерновых в 1957 г. сократилось, темпы роста в растениеводстве выросли всего на 1,57%, показав самый низкий уровень за 50-е гг.
Одновременно с вытеснением частной собственности в сельском хозяйстве в городской экономике происходили аналогичные процессы. Если в восстановительный период частное предпринимательство развивалось достаточно свободно, более того, государство поощряло частные инвестиции в промышленное производство, то в первой пятилетке положение частного сектора изменилось. Монополизировав оптовую торговлю, а также поставив под контроль большую часть розничной торговли, государство отрезало частное предпринимательство от рынка капитала. Закрытие частных банков, кредитных и страховых институтов, фондовой биржи фактически означало ликвидацию рынка капитала. Государство вмешивалось в деятельность частных предприятий, поставив под контроль такие вопросы, как наем, увольнение и заработная плата рабочих, ценообразование, сбыт произведенной продукции. По мере роста государственного вмешательства частные предприятия теряли свою самостоятельность и начинали зависеть от государства в своей деятельности.
В 1954 г. государство приступило к превращению в массовых масштабах наиболее крупных частных предприятий промышленности в совместные государственно-частные, вкладывая в них в качестве государственного пая средства для расширения производства и реконструкции. В 1955 г. государству уже принадлежало 40% активов частных предприятий. В 1956 г. одновременно с всеобщим кооперированием в деревне было объявлено об окончательной ликвидации частного предпринимательства в стране. Этот процесс получил название поотраслевого преобразования. При поотраслевом преобразовании частных предприятий государство, не вкладывая капитал в качестве пая, объявляло предприятия совместными и вводило государственное управление. Через год все совместные предприятия были переведены в общенародную собственность. Однако в отличие от советского варианта экспроприации частной собственности, бывшие владельцы частных предприятий получили возможность занимать руководящие должности, а также право получать ежегодно 5 процентов от стоимости основных фондов предприятия (по оценке на момент перехода частного предприятия в государственную собственность). Право на получение фиксированных 5 процентов сохранялось за бывшими владельцами до культурной революции.
В результате 88 тыс. частных предприятий в промышленности прошли преобразования, из них 64 тыс. были превращены в предприятия государственной, а остальные – в предприятия коллективной собственности. Параллельно проходил процесс кооперирования кустарной промышленности, торговли и транспорта, предприятия, образованные в ходе объединения кустарей, превратились в коллективную собственность.
В ходе этих преобразований государство взяло под контроль сельскохозяйственное производство и вытеснило частный сектор из городской экономики. В системе собственности была создана так называемая «одноцветная» экономика, основу которой составили государственная (общенародная) и коллективная формы собственности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки