2. Эволюция форм собственности в Китае
За годы экономических реформ в Китае произошел переход от системы так называемой общественной (общенародной и коллективной) собственности к современной экономической системе, для которой характерно многообразие и взаимодействие форм собственности. Китайские экономисты выделяют в экономике страны следующие формы собственности: государственную, коллективную, индивидуальную, частную, смешанную (государственную с коллективной, коллективную с частной, государственную с частной), акционерную, иностранную, собственность соотечественников (тунбао Гонконга, Аомыня и Тайваня).
На самом деле данное деление является достаточно условным (в частности, выделение собственности соотечественников), и поэтому в конце 90-х гг. появилось разделение форм собственности на 2 блока – государственная и негосударственная (миньин, миньбань, фэйгоёу). Негосударственная форма собственности является достаточно размытым понятием и включает предприятия коллективной, индивидуальной, частной, а также различных смешанных форм собственности. С точки зрения известного российского экономиста В.Г. Гельбраса, современная экономика Китая представлена предприятиями трех основных форм собственности: 1) государственных и контролируемых государством предприятий; 2) предприятий, основанных за счет прямых зарубежных инвестиций; 3) частных национальных предприятий.
Эволюция форм собственности в Китае шла путем создания и постепенного расширения негосударственных форм собственности. Продажа предприятий государственного сектора практиковалась достаточно редко и только в отношении мелких нерентабельных государственных предприятий. Негосударственный сектор формировался на основе привлечения иностранного предпринимательского капитала, развития коллективного, индивидуального, а затем и частного предпринимательства. При этом в 80-90-х гг. государство проводило политику приоритетного развития государственного сектора и предприятий с иностранным капиталом. Это выразилось, в частности в том, что по сравнению с национальным частным капиталом предприятия иностранного капитала получили более широкий спектр льгот, прежде всего налоговых.
Что касается государственного сектора, то правительство страны стремилось сохранить его ведущие позиции в экономике. Помимо объективных причин, связанных с отсутствием крупного частного капитала в стране, который мог купить государственную собственность в процессе акционирования, существовали причины социального и идеологического характера. Поэтому государство проводило политику поддержки предприятий государственного сектора за счет предоставления субсидий, льгот и банковских кредитов. Осуществление данной политики стало возможным в результате стабильного высокого экономического роста, который был обеспечен благодаря бурному развитию предприятий индивидуальной и коллективной форм собственности (особенно в сельской местности), а также предприятий с иностранным капиталом.
Сельские предприятия, известные как поселково-волостные предприятия (ПВП), по оценкам многих китайских экономистов, в период 80-х – первой половине 90-х гг. являлись движущей силой экономического, прежде всего промышленного развития страны. В условиях переходного характера новых форм собственности в период экономических реформ в Китае, поселково-волостные предприятия возникали по инициативе или на средства местных властей как предприятия коллективной, индивидуальной и муниципальной государственной собственности. Местные власти способствовали их росту, предоставляя такие дефицитные ресурсы, как земля, электроэнергия и капитал, гарантируя займы и политическую поддержку. Заинтересованность местных властей в развитии поселково-волостных предприятий объяснялась передачей им значительной части налоговых поступлений от этих предприятий.
Развитие ПВП и значительный удельный вес, который они к середине 90-х гг. заняли в валовом промышленном продукте и экспорте страны, позволили правительству избежать осуществления программы массовой приватизации, которая проводилась в странах Восточной Европы и России. Во второй половине 90-х гг. центральное правительство объявило политику «крепко держать большое и отпустить малое» (чжуа да, фан сяо), которая фактически означала либерализацию в отношении мелкого предпринимательства, объектами которой в массе и являлись ПВП. В результате политики преобразований сельских коллективных и государственных предприятий большая их часть превратилась в предприятия индивидуальной, частной, акционерной и кооперативно-паевой форм собственности. Таким образом, понятие ПВП, столь популярное в 80-90-х гг., постепенно выходит из обращения.
Политика реформ в системе собственности привела к очень значительным изменениям в структуре собственности. Однако статистические данные по соотношению форм собственности достаточно разноречивы и носят приблизительный характер. По некоторым оценкам, удельный вес государственного сектора в ВВП страны понизился с 70 до 40%. Многие экономисты оценивают долю негосударственного сектора на уровне 65% ВВП, в том числе, на национальный негосударственный капитал приходится 50%, а иностранный капитал – 15%. Наиболее высокий удельный вес негосударственный сектор занял в обрабатывающей промышленности и строительстве. Тем не менее, следует признать, что в ряде отраслей промышленности и третичного сектора: электроэнергетика, добыча нефти, газа, угля, машиностроение, металлургия, химия, железнодорожный и авиационный транспорт, кредитно-финансовый сектор доля государственного сектора вплоть до последнего времени оставалась очень высокой. В таких отраслях, как авиационная, производство и снабжение электроэнергией, газом и водой государство пока сохраняет абсолютную монополию.
Однако смена и корректировка модели социально-экономического развития страны на рубеже ХХ-ХХ1 вв. внесла серьезные изменения в процесс трансформации отношений собственности. Если на начальной стадии реформ частная собственность формировалась только в форме мелкого предпринимательства и находилась под жестким контролем государства, то в 2004 гг. в Конституцию была внесена поправка, по которой государство впервые объявило о неприкосновенности частной собственности. Общественная и частная собственность не только не противопоставляются, но стимулируется их слияние и создание смешанной собственности. Некоторые китайские экономисты считают, что новый этап реформы отношений собственности приведет к тому, что исчезнет государственное предприятие как объект государственного управления и останется только государственная собственность, которой владеет государство. И хотя термин приватизация по-прежнему находится под запретом, структурные преобразования государственной собственности, осуществляемые через процесс акционирования, следует рассматривать как фактическую приватизацию.
Yandex.RTB R-A-252273-3- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки