logo
Кучук

2.3. Водный транспорт

Главным преимуществом этого вида транспорта является способность перевозить очень крупные грузы. Для Китая было характерно преимущественное развитие морского транспорта при медленном росте внутренних (речных) перевозок. Это было связано с нехваткой мощностей, слабым ростом технического вооружения, проблемами организации перевозок.

Развитие водного транспорта и рост его удельного веса в совокупном грузообороте с 38% в 1978 г. до 62% в 2008 г. связаны с тем, что экономическое развитие и политика открытости привели к стремительному росту внешней торговли. Это в свою очередь активизировало строительство глубоководных и специализированных причалов, расширение портов и рост объемов контейнерных перевозок. В Китае насчитывается более 400 портов, в том числе 20 имеют годовой грузооборот более 100 млн. т. Из общего объема грузооборота портов 64% приходится на морские и 36% - на речные порты. Морской и речной флот насчитывает 184 тыс. судов, общим тоннажем 124 млн. т.

По объему контейнерных перевозок Китай занимает первое место в мире, на него приходится 25-30% мирового рынка перевозок. Самыми крупными контейнерными портами являются Шанхай и Шэньчжэнь, за ними следуют Циндао, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Далянь. Морские порты Шанхая и Шэньчжэня занимают соответственно первое и четвертое место в мире по объему контейнерных перевозок. Шанхай обрабатывает больше грузов, чем все российские морские порты. В Китае в основном сформировалась транспортная сеть контейнерных перевозок по внутренним рекам. Самые большие работы по углублению русла были проведены на реке Янцзы, вдоль которой вплоть до Чунцина было построено 9 глубоководных портов.

Восстановление роста речных грузовых перевозок, отмеченное с конца 90-х гг., связано с расширением внутреннего спроса. Общая протяженность внутренних водных путей в 2008 г. составила 122,8 тыс. км. Главным внутренним водным путем, протяженность которого увеличилась до 55 тыс. км, является река Янцзы. Основная часть перевозок осуществляется в нижнем течении реки между Шанхаем и Нанкином. Перевозки по Янцзы составляют 1/3 контейнерных перевозок по внутренним и прибрежным водам Китая. Основные виды грузов, перевозимые по внутренним путям, включают руду, минеральное сырье, цемент, зерно и сельскохозяйственную продукцию.

Крупнейшие китайские компании морского судоходства – China Ocean Shipping Group (COSCO), China Shipping Group, в том числе COSCO занимает 5-е место в мире по морским перевозкам. Иностранный капитал имеет право не только участвовать в грузоперевозках и строительстве портов, но и создавать предприятия транспортной логистики со 100% иностранным капиталом.

В связи с быстрым ростом внешней торговли, и особенно растущими потребностями в импорте нефти, нефтепродуктов и природного газа важнейшей задачей для страны является увеличение масштабов строительства судов торгового и военно-морского флота для перевозок нефти и сжиженного газа, которые на настоящий момент в основном обеспечиваются за счет фрахта иностранных судов.