logo
Кучук

3.2. Акционирование государственных предприятий

Начиная с 1993 гг., процесс акционирования стал более активным. Суть предыдущих реформ государственного сектора заключалась в разделении права собственности, которое оставалось за государством, и права хозяйствования, которое переходило к предприятию. Акционирование, то есть разделение собственности государственного предприятия, началось уже во второй половине 80-х гг., однако проводилось под очень жестким контролем государства и носило разрешительный характер. Как и в других странах с переходной экономикой на базе государственных предприятий создавались преимущественно акционерные компании закрытого типа, то есть, такие компании, имущество которых продавалось в форме паевых сертификатов юридическим лицам и внутренним инвесторам - менеджерам и работникам.

На этом этапе государство рассматривало акционерные компании закрытого типа как инструмент повышения экономической заинтересованности работников через владение собственностью и соответственно повышение эффективности предприятия. С другой стороны, акционирование должно было переориентировать часть средств населения с потребления на инвестирование и помочь решить предприятиям проблему дефицита капитала. Однако развитию акционирования государственных предприятий препятствовало много факторов, в том числе отсутствие соответствующего законодательства, нормально функционирующего рынка ценных бумаг, дефицит свободного капитала, сохранение за государственными органами контроля права вмешательства в деятельность предприятий.

Новый этап в акционировании был связан с введением в действие в 1994 г. «Закона о компаниях». В соответствии с законом в Китае могли создаваться следующие виды компаний:

  1. КОО – компании закрытого типа с числом пайщиков от 2 до 50 физических и юридических лиц.

  2. АКОО – акционерные компании закрытого и открытого типа, последние могли выпускать акции в открытую продажу внешним инвесторам на фондовом рынке.

  3. Акционерные государственные компании, имущество которых находилось в полной государственной собственности.

В соответствии с «Законом о компаниях» при акционировании государственного предприятия имущество делилось на три части: большая часть оставалась в собственности государства, вторая часть переходила в собственность юридических лиц, к которым относились другие государственные предприятия и организации, наконец, третья часть имущества могла продаваться физическим лицам. Государственный пай и пай юридических лиц не могли обращаться на рынке ценных бумаг.

Чтобы получить право на выпуск акций, предприятие должно было соответствовать ряду требований, в том числе получать прибыль в течение 3 лет, пройти финансовый аудит и процедуру утверждения в Комитете по управлению и контролю над ценными бумагами.

В 1996-1997 гг. политика реформ государственных предприятий перешла в стадию трансформирования механизма управления предприятиями. Суть реформ этого периода заключалась в объединении и слиянии государственных предприятий, организации крупных межотраслевых и межрегиональных объединений, которые занимались не только производством, но и сбытом, включая ведение экспортно-импортных операций, а также научно-техническими разработками. В этот период закрытие, слияние и продажа огромного количества мелких государственных предприятий, большинство которых относилось к местному уровню управления (городской и уездный), приобрело массовый характер. В результате этой политики число государственных предприятий, а также количество занятых на них резко сократилось. По данным официальной статистики, в 1998 г. насчитывалось 238 тыс. государственных предприятий. В 2007 г. их количество сократилось до 115 тыс., а количество занятых работников - до 35 млн. чел. При этом масштабы предприятий и концентрация капитала возросли. На крупные государственные предприятия приходится 60% промышленных активов и 80% выдаваемых государственными банками кредитов.

Наиболее тяжелая проблема, с которой пришлось столкнуться государству в ходе этого этапа реформы, была связана с резким ростом безработицы в результате закрытия и реформирования государственных предприятий. Для сохранения социальной стабильности в городах потребовалось принятие мер по созданию системы социального обеспечения в масштабах страны. Оставшиеся государственные предприятия должны постепенно отказаться от социальной сферы, которая сложилась за десятилетия существования плановой экономики, и была представлена поликлиниками, больницами, детскими садами, школами и т.д. Учреждения социальной сферы являлись дополнительным финансовым бременем, в результате чего государственные предприятия оказывались в неравных конкурентных условиях с предприятиями других форм собственности. Процесс выведения учреждений социальной сферы из подчинения и финансового обеспечения предприятий государственного сектора начался в последние годы с наиболее крупных корпораций. Например, в результате освобождения от учреждений социальной сферы три крупнейшие корпорации страны: Китайская нефтегазовая корпорация, Китайская нефтехимическая корпорация и автомобильная компания Дунфэн сократили свои ежегодные расходы на 4 млрд. юаней.

На современном этапе государственный сектор находится в процессе активного слияния и преобразования предприятий. Правительство ставит перед собой задачу концентрации капитала в руках государства. Политика государства в реформировании государственного сектора направлена на создание крупных транснациональных корпораций, которые могли быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Наиболее ярким примером могут послужить мощные нефтяные корпорации, созданные государством в конце 90-х гг. путем многочисленных слияний, контролирующие рынок нефти и нефтепродуктов в стране, а также вкладывающие большие инвестиции в добычу нефтяных ресурсов за пределами страны.

Составной частью политики реформирования государственных предприятий является процедура так называемого политического банкротства, которая проводится в отношении крупных убыточных государственных предприятий. При этом государство берет на себя решение проблемы трудоустройства работников и выплаты долгов предприятия. За период с 1994 по 2004 гг. такую процедуру прошло около 3,5 тысяч государственных предприятий. Правительство планировало закончить процедуру «политического» банкротства за период 2005-2008 годов в отношении еще более 2 тыс. государственных предприятий, на которых занято 3,5 млн. чел. В результате, все нерентабельные государственные предприятия должны быть выведены с рынка и проданы предприятиям негосударственного сектора.

Несмотря на то, что роль государственного сектора в экономике продолжает сокращаться, тем не менее, государство продолжает сохранять свои позиции в стратегических отраслях, чтобы оказывать через них влияние на всю экономику. Государственные предприятия, непосредственно подчиненные центральному правительству, будут по-прежнему контролировать отрасли экономики, связанные со стратегическими интересами государства. Однако число таких предприятий будет и в дальнейшем сокращаться. В 2005 г. их было 169, в конце 2008 г. – 141, в 2010 г. должно остаться примерно 80-100 предприятий. Китайское правительство предполагает, что примерно 30-50 из них превратятся в мощные ТНК. К начале 2009 г. из 500 самых крупных мировых ТНК 34 являются китайскими, в том числе крупнейшая в стране Китайская нефтяная корпорация занимает 16-е место в мировом рейтинге. Из 500 самых крупных предприятий страны 331 - полностью государственные или госхолдинги, то есть предприятия с контрольным пакетом акций государства.

В процессе реформирования государственного сектора следует выделить две наиболее актуальные проблемы, решение которых осуществляется с большими сложностями и издержками: проблему монопольных предприятий и проблему утечки государственного имущества.