3. Рынок акций
Процедура размещения акций предприятий на рынке ценных бумаг в Китае носит разрешительный характер, в то время как в развитых странах для создания акционерной компании и размещения акций на рынке ценных бумаг не требуется разрешения правительства. Специально созданный для регулирования деятельности рынка ценных бумаг Комитет по регулированию обращения ценных бумаг является государственной организацией, так же, как фондовые рынки и большинство фондовых компаний. Совместно с Народным Банком Китая и Государственным Комитетом по планированию и развитию он устанавливает годовой объем первичного размещения акций на рынке ценных бумаг. Затем Комитет по регулированию обращения ценных бумаг распределяет квоты на проведение первичного размещения между компаниями, прошедшими предварительный отбор на отраслевом и региональном уровнях.
Так как разрешение на эмиссию выдается по усмотрению государственных органов в рамках установленных квот, предприятия лишены возможности изменять утвержденные объемы и сроки эмиссии, поэтому возникает дисбаланс между первичным и вторичным рынками. Для получения разрешения на первичное размещение акций предприятие должно удовлетворять ряду установленных требований относительно стоимости чистых активов, доли акций физических лиц (не менее 25% предполагаемой стоимости акций), уровня рентабельности. В соответствии с отраслевыми приоритетами первичного размещения акций государство оказывает поддержку предприятиям базовых (электроэнергетика, сырьевые отрасли, транспорт и связь) и высокотехнологичных отраслей и ограничивает выпуск акций предприятий обрабатывающей промышленности и торговли.
Стремление государства сохранить контроль над всеми реорганизованными в акционерные компании государственными предприятиями и предотвратить несанкционированную продажу государственного имущества привело к тому, что в 1992 г. был принят закон, запрещающий продажу акций, находящихся в собственности государства и юридических лиц. В результате большая часть акций фактически не могла обращаться на рынке. Хотя впоследствии была разрешена продажа акций юридических лиц на внебиржевом рынке через сети электронной торговли, тем не менее, масштабы их оборота были небольшими. Что касается обращаемых акций, принадлежащих физическим лицам, то инсайдерские акции (распределяемые между работниками предприятия) запрещалось продавать на вторичном рынке в течение года.
Основным и рекомендованным способом размещения акций на первичном рынке является продажа через фондовый рынок по фиксированной или рыночной цене. Так как китайское законодательство запрещает самостоятельное размещение акционерными компаниями акций среди инвесторов, то эмиссию на фондовой бирже осуществляют посредники (андеррайтеры) – фондовые компании. В этом случае фондовая компания выставляет акции на продажу, о чем извещает покупателей-инвесторов через средства массовой информации, и инвесторы (физические и юридические лица) делают заявки на покупку, необходимые для покупки средства замораживаются на их счетах в фондовых компаниях.
До середины 2000-х гг. акционерный капитал искусственно разделялся на две группы акций: не обращающиеся (не торгуемые на фондовых биржах) и рыночные (свободно обращающиеся). Нерыночными, то есть запрещенными к обращению, были акции государства, предприятий и трудовых коллективов, а рыночные акции принадлежали физическим лицам. Это превращало вторичный рынок в своего рода квазирынок, на котором акции в свободном обращении фактически являлись не сертификатом собственности, а только документом, дававшим право на получение дохода. Государственные предприятия были лишены возможности продать принадлежащие им акции даже тогда, когда это признавалось необходимым. Для приобретения акций, находящихся в государственной собственности, нужно было разрешение правительства. Таким образом, рынок акций лишался своей важнейшей функции – межотраслевого перелива капитала.
Рыночные акции в зависимости от режима обращения делятся на несколько типов. Наибольшее распространение имеют акции типа А, которые в большинстве стран называются обыкновенными. Акции этого типа номинируются в национальной валюте. В течение долгого времени их могли приобретать только резиденты, т.е. граждане КНР. В 2002 г. начался процесс либерализации рынка акций типа А для иностранных инвесторов. Для реализации права на покупку акций типа А они должны получить статус квалифицированных иностранных институциональных инвесторов (КИИИ) или статус стратегических инвесторов. Статус КИИИ означает получение лицензии и квоты, определяющей предельный размер используемого на фондовом рынке капитала. Этот статус могут получить только очень крупные иностранные инвесторы, которые через китайские брокерские компании могут приобретать помимо акций типа А, не обращаемые акции листинговых компаний, казначейские обязательства, а также корпоративные облигации.
Акции типа В были введены в начале 90-х гг., чтобы свести к минимуму риски, связанные с притоком на фондовый рынок иностранного капитала. Акции этого типа выпускались китайскими предприятиями (чаще совместными) для продажи иностранным инвесторам за иностранную валюту. Однако фактически большая часть этих акций покупалась гражданами КНР нелегально по зарубежным валютным счетам. Котировки акций типа В на Шанхайской фондовой бирже ведутся в американских долларах, на Шэньчжэньской бирже – в гонконгских долларах. Так как гражданам КНР официально было запрещено покупать акции типа В, курсовая стоимость акций типа А была выше, чем акций типа В.
Учитывая ограничения для иностранных инвесторов, практически было невозможно приобрести контроль над китайским предприятием путем покупки его акций типа В. После снятия ограничений на приобретение акций типа В резидентами КНР в 2001 г. и разрешения их выпуска для частных предприятий, их котировки практически сравнялись со стоимостью акций типа А. Однако взлет этих котировок оказался кратковременным, и акции типа В остались малопривлекательными для иностранных резидентов по причине сложности процедуры оформления при покупке, конкуренции со стороны акций типа Н, ограниченного объема рынка акций типа В для привлечения крупных инвесторов, непрозрачности информации о предприятиях. Отказ от разделения акций на категории на китайской фондовой бирже будет возможен после перехода к свободной конвертируемости юаня.
Акции типа S выпускаются для размещения на зарубежных фондовых рынках Сингапура, США, стран ЕС. Их доля пока очень мала.
Акции типа Н представляют собой акции китайских компаний, эмитируемых на фондовом рынке Гонконга. Первое размещение акций типа Н состоялось в 1993 г., когда крупнейшая китайская пивоваренная компания Qingdao Brewery стала первой китайской компанией, получившей листинг на фондовой бирже Гонконга. Гонконгскую биржу отличает более высокий уровень институциональной среды, менее продолжительная процедура листинга и более низкая себестоимость полученного капитала. Эти факторы, а также стагнация на китайской фондовой бирже в первой половине 2000-х гг. стали весомой причиной активного перемещения на нее китайских предприятий. Например, в 2006 г. китайские компании получили в результате размещения акций на гонконгской бирже 56% от общего объема полученного на фондовых биржах капитала. Хотя в последующие годы эта доля снизилась, но тем не менее достаточно большая часть успешных китайских компаний в сфере финансов, телекоммуникаций и других высокотехнологичных отраслей предпочитает котировать свои акции на Гонконгской бирже.
Помимо прямого размещения акций на зарубежных фондовых биржах происходит косвенное размещение акций зарегистрированных в Гонконге компаний, основные активы которых находятся в материковом Китае, – так называемых «красных фишек». Для этого китайская компания покупает в Гонконге компанию, которая размещает свои акции на бирже.
Размещение акций на зарубежных фондовых биржах осуществляют в основном крупнейшие и наиболее привлекательные для инвесторов компании, такие, как например, нефтяные корпорации Petro China, China Petroleum & Chemical Corporation, China National Offshore Oil Corporation, компании мобильной связи China Mobile, государственные и акционерные коммерческие банки и другие финансовые структуры.
Не обращаемые или не торгуемые акции. Принадлежали крупным акционерам, которые не могли их продавать и соответственно не были заинтересованы в повышении их стоимости. Поэтому стоимость этих акций была значительно ниже стоимости рыночных акций. На долю не торгуемых акций приходилось примерно 2/3 общей капитализации рынка (совокупной рыночной стоимости акций). Разделение акций на торгуемые и не торгуемые отрицательно влияло на эффективность размещения ресурсов. Интересы владельцев торгуемых и не торгуемых акций расходились: если первые были заинтересованы в повышении стоимости акций, то вторые – в увеличении активов. Являясь меньшинством, т. е. миноритариями, владельцы обращаемых акций не имели возможности влиять на управление компанией. Это стимулировало их склонность к спекулятивной деятельности, т. е. покупки акций с целью их дальнейшей перепродажи.
Первые попытки вывести на фондовую биржу государственные пакеты акций ряда крупных компаний, предпринятые в начале 2000-х гг., спровоцировали кризис. Главной причиной стало значительное превышение предложения над спросом и резкое падение биржевых индексов. Объемы аккумуляции капитала через выпуск акций на китайской фондовой бирже в период 2002-2005 гг. были очень низкими. В 2005 г. китайскими предприятиями на двух национальных биржах было собрано капитала в 4,5 раза меньше, чем на Гонконгской бирже. Стагнация рынка продолжалась вплоть до 2006 г.
Основными направлениями реформы фондового рынка стали: перевод не торгуемых акций в рыночные, диверсификация финансовых инструментов, обращающихся на фондовом рынке; повышение требований к прозрачности компаний-эмитентов при процедуре листинга; стимулирование активности страховых компаний и фондов социального страхования в процессе эмиссии и купли-продажи ценных бумаг.
Реформа фондового рынка началась с 2005 г. Переход к полной обращаемости акций осуществляется предприятиями, котирующими акции на фондовой бирже, после получения разрешения Комиссии по регулированию обращения ценных бумаг. Главная проблема заключается в том, что в условиях, когда 2/3 акций не обращались, рыночные, т.е. торгуемые акции были сильно переоценены. Поэтому чтобы возместить неизбежные потери владельцам при переоценке торгуемых акций им бесплатно передается часть не торгуемых акций, либо предлагается денежная компенсация. К началу 2007 г. реформа охватила 90% компаний, однако доля рыночных акций в общем объеме капитализации составляла менее 30%. Процесс перевода не торгуемых акций в свободно обращающиеся предполагается завершить в 2012 г.
Проведение реформы вызвало количественный и качественный скачок в развитии фондовой биржи. Рынок «быков» (понижательная тенденция котировок) перешел в рынок «медведей» (повышательная тенденция). Объем капитала, собранного акционерными компаниями на двух фондовых биржах в 2005-2007 гг. составил соответственно: 190; 559 и 734,3 млрд. юаней. Объем капитализации фондового рынка в 2007 г. вырос в 3,6 раза.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки