2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
1953 год был не только первым годом первого пятилетнего плана, но с него по сути дела в Китае начался переходный период, рассчитанный на 15 лет, то есть три пятилетних плана. В течение этого периода предполагалось создать основы социалистической экономической системы, на завершение строительства новой экономической системы отводился более длительный период – примерно 40-50 лет.
Главной целью первого пятилетнего плана являлось приоритетное развитие тяжелой промышленности. Разработка плана была начата в 1951 г., в ней принимали активное участие советские специалисты, поэтому план составлялся на основе советского опыта индустриализации, кооперирования, укрепления государственного сектора и ликвидации частного предпринимательства. Для разработки планов в 1952 г. в Китае была создана Государственная плановая комиссия и Государственное статистическое бюро. В процессе разработки и исполнения плана в него вносились многочисленные поправки, поэтому он был закончен в 1955 г. и принят на сессии ВСНП в 1956 г.
Несмотря на то, что Китай уже имел опыт планового развития в 30-40-е гг., однако это был опыт индикативного планирования. План 1953-1957 гг. был первым директивным планом, он охватывал все сферы экономической жизни и представлял собой систему взаимоувязанных показателей (стоимостных и в физических объемах) по отраслям экономики. Плановые показатели являлись обязательными для всех предприятий государственного сектора и полностью регламентировали производственную деятельность хозяйствующего субъекта. Государство определяло предприятию виды и объем выпускаемой продукции, основные качественные и технологические характеристики продукции, общее количество занятых, уровень производительности труда и прибыли, уровень средней заработной платы.
В первом пятилетнем плане тяжелая промышленность заняла центральное стратегическое место. Планом предусматривалось приоритетное строительство предприятий сырьевых отраслей: электроэнергетики, нефтяной, угольной, сталелитейной, химической, а также отраслей обрабатывающей промышленности: станкостроения, приборостроения, производства оборудования, автомобилей, тракторов, самолетов. Основу промышленного строительства в первую пятилетку составили 156 объектов, которые были в основном построены с помощью Советского Союза (Уханьский металлургический комбинат, Чаньчуньский автомобильный завод, Лоянский тракторный завод). Все эти объекты относились к тяжелой промышленности и представляли новые отрасли, позволившие создать целостную промышленную систему.
В общей сложности за годы пятилетки в промышленности было построено 10 тыс. новых предприятий. При этом 900 предприятий относились к категории крупных, остальные предприятия – к категории средних и мелких и были построены на средства местных властей. Строительство новых промышленных предприятий велось в отраслях тяжелой промышленности, куда пошли 85% инвестиций, выделенных на промышленное строительство. Промышленность получила в период первой пятилетки основную часть инвестиций, по разным данным, от 52 до 65% всего объема капиталовложений. Главным источником внутренних инвестиций для промышленного строительства являлись средства государственного бюджета и кредиты Народного банка Китая. Не менее важную роль в обеспечении инвестиций сыграл в период первой пятилетки внешний фактор – финансовые и материальные ресурсы, полученные в ходе строительства 156 объектов базовых отраслей промышленности Советским Союзом и другими странами Восточной Европы.
Чтобы мобилизовать столь значительные финансовые и материальные ресурсы, государство должно было увеличить удельный вес средств, направленных на инвестирование. В результате доля накопления в национальном доходе страны повысилась в период первой пятилетки до 24%.
Выбор Китаем в качестве стратегической цели развития капиталоемкой тяжелой промышленности привел к обострению противоречия между дефицитом ресурсов и возможностями их мобилизации в условиях существующего уровня экономического развития. Иными словами, между целями стратегии приоритетного развития тяжелой промышленности и производственной структурой существовал очень большой разрыв. В этих условиях государство взяло на себя задачу распределения дефицитных финансовых и материальных ресурсов.
Прежде всего, государство установило контроль в кредитно-финансовой сфере, ликвидировало частные банки и другие кредитные институты, превратив государственный Народный банк Китая в главный национальный центр денежного обращения, расчетов и кредитования. В течение первой пятилетки государство полностью вытеснило частный капитал из кредитно-финансовой сферы, что позволило ему направлять ограниченные финансовые ресурсы на приоритетные объекты тяжелой промышленности.
Монополизировав внешнюю торговлю, государство получило возможность в полном объеме распоряжаться заработанной иностранной валютой.
Следующим важным шагом, предпринятым в период первой пятилетки, явилось создание системы управления материальными ресурсами. Государственный плановый комитет, Государственный комитет материально-технического снабжения, отраслевые министерства и местные правительства распределяли наиболее важные материальные ресурсы. К концу первой пятилетки количество распределяемых государственными органами ресурсов возросло с 227 до 532 наименований. Ресурсы были распределены на группы по степени важности. В первую группу входили материалы, которые распределялись исключительно центральными ведомствами: сталь, уголь, цветные металлы, древесина, станки, автомобили и др. Прочие ресурсы распределялись местными правительствами.
Важной частью планового распределения ресурсов явилось создание системы «единых закупок и единого сбыта» сельскохозяйственной продукции. В целях получения достаточного количества зерновых и других видов важной сельскохозяйственной продукции для обеспечения растущего городского населения продуктами питания, снабжения сырьем перерабатывающих предприятий, а также экспорта государство установило монополию на торговлю основными видами продукции сельского хозяйства. Были введены фиксированные цены на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции, созданы государственные закупочные организации. Чтобы крестьяне в условиях низких фиксированных цен продолжали вкладывать средства в производство продукции сельского хозяйства, государство начинает кооперирование крестьян, то есть осуществляет институциональные меры принудительного характера, которые позволили бы с помощью административных методов непосредственно контролировать сельскохозяйственное производство. Правительство приняло ряд постановлений, которые предусматривали установление заданий на производство, закупку и сбыт наиболее важных видов сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с введенными правилами вся продукция сельского хозяйства была разделена на три группы. В первую группу вошла такая продукция, как зерновые, масличные и хлопок, которую государство распределяло в централизованном порядке в масштабах страны, продажа этой продукции запрещалась. Во вторую группу входили те виды сельскохозяйственной продукции, которые государство закупало и распределяло в определенных объемах (в первую очередь, мясные продукты, лекарственные растения, чай, часть овощей). К третьей группе была отнесена вся остальная продукция сельского хозяйства, которая находилась в распоряжении местных властей и, в том числе, могла поступать в продажу. Установление фиксированных цен на большую часть производимой сельскохозяйственной продукции и введение государственной монополии на ее обращение неизбежно привели к значительному снижению темпов роста сельскохозяйственного производства, нехватке продовольствия и введению системы продовольственных карточек для населения. Начало этому процессу было положено в 1954 г., полностью карточная система была ликвидирована только в 90-е гг.
Создавая в первой пятилетке соответствующую макроэкономическую среду для осуществления индустриализации, помимо введения централизованного управления и контроля в кредитно-финансовой сфере, торговле и ценообразовании, государство перешло к методам прямого регулирования и планирования деятельности предприятий государственного сектора. Государственные предприятия находились на полном бюджетном финансировании, при этом всю прибыль и даже амортизационные отчисления они отдавали в бюджет. Крупные и часть средних предприятий находились под контролем и управлением отраслевых министерств и государственных комитетов, к 1957 г. их число возросло до 9300, они обеспечивали примерно половину производимой в стране промышленной продукции. Мелкие предприятия управлялись местными правительствами, определенная часть государственных предприятий находилась в системе так называемого двойного подчинения ( то есть одновременного подчинения центральному и местным правительствам).
Государство берет под свой контроль распределение рабочей силы. В 1957 г. было принято постановление, запрещающее перемещение населения из сельской в городскую местность, а также между городами. С целью закрепления населения за определенным местом жительства была введена система прописки, которая вместе с карточной системой сделала перелив рабочей силы между регионами и отраслями практически невозможным. Распределение рабочей силы было передано в ведение местных властей.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки