logo
Кучук

2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы

1953 год был не только первым годом первого пятилетнего плана, но с него по сути дела в Китае начался переходный период, рассчитанный на 15 лет, то есть три пятилетних плана. В течение этого периода предполагалось создать основы социалистической экономической системы, на завершение строительства новой экономической системы отводился более длительный период – примерно 40-50 лет.

Главной целью первого пятилетнего плана являлось приоритетное развитие тяжелой промышленности. Разработка плана была начата в 1951 г., в ней принимали активное участие советские специалисты, поэтому план составлялся на основе советского опыта индустриализации, кооперирования, укрепления государственного сектора и ликвидации частного предпринимательства. Для разработки планов в 1952 г. в Китае была создана Государственная плановая комиссия и Государственное статистическое бюро. В процессе разработки и исполнения плана в него вносились многочисленные поправки, поэтому он был закончен в 1955 г. и принят на сессии ВСНП в 1956 г.

Несмотря на то, что Китай уже имел опыт планового развития в 30-40-е гг., однако это был опыт индикативного планирования. План 1953-1957 гг. был первым директивным планом, он охватывал все сферы экономической жизни и представлял собой систему взаимоувязанных показателей (стоимостных и в физических объемах) по отраслям экономики. Плановые показатели являлись обязательными для всех предприятий государственного сектора и полностью регламентировали производственную деятельность хозяйствующего субъекта. Государство определяло предприятию виды и объем выпускаемой продукции, основные качественные и технологические характеристики продукции, общее количество занятых, уровень производительности труда и прибыли, уровень средней заработной платы.

В первом пятилетнем плане тяжелая промышленность заняла центральное стратегическое место. Планом предусматривалось приоритетное строительство предприятий сырьевых отраслей: электроэнергетики, нефтяной, угольной, сталелитейной, химической, а также отраслей обрабатывающей промышленности: станкостроения, приборостроения, производства оборудования, автомобилей, тракторов, самолетов. Основу промышленного строительства в первую пятилетку составили 156 объектов, которые были в основном построены с помощью Советского Союза (Уханьский металлургический комбинат, Чаньчуньский автомобильный завод, Лоянский тракторный завод). Все эти объекты относились к тяжелой промышленности и представляли новые отрасли, позволившие создать целостную промышленную систему.

В общей сложности за годы пятилетки в промышленности было построено 10 тыс. новых предприятий. При этом 900 предприятий относились к категории крупных, остальные предприятия – к категории средних и мелких и были построены на средства местных властей. Строительство новых промышленных предприятий велось в отраслях тяжелой промышленности, куда пошли 85% инвестиций, выделенных на промышленное строительство. Промышленность получила в период первой пятилетки основную часть инвестиций, по разным данным, от 52 до 65% всего объема капиталовложений. Главным источником внутренних инвестиций для промышленного строительства являлись средства государственного бюджета и кредиты Народного банка Китая. Не менее важную роль в обеспечении инвестиций сыграл в период первой пятилетки внешний фактор – финансовые и материальные ресурсы, полученные в ходе строительства 156 объектов базовых отраслей промышленности Советским Союзом и другими странами Восточной Европы.

Чтобы мобилизовать столь значительные финансовые и материальные ресурсы, государство должно было увеличить удельный вес средств, направленных на инвестирование. В результате доля накопления в национальном доходе страны повысилась в период первой пятилетки до 24%.

Выбор Китаем в качестве стратегической цели развития капиталоемкой тяжелой промышленности привел к обострению противоречия между дефицитом ресурсов и возможностями их мобилизации в условиях существующего уровня экономического развития. Иными словами, между целями стратегии приоритетного развития тяжелой промышленности и производственной структурой существовал очень большой разрыв. В этих условиях государство взяло на себя задачу распределения дефицитных финансовых и материальных ресурсов.

Прежде всего, государство установило контроль в кредитно-финансовой сфере, ликвидировало частные банки и другие кредитные институты, превратив государственный Народный банк Китая в главный национальный центр денежного обращения, расчетов и кредитования. В течение первой пятилетки государство полностью вытеснило частный капитал из кредитно-финансовой сферы, что позволило ему направлять ограниченные финансовые ресурсы на приоритетные объекты тяжелой промышленности.

Монополизировав внешнюю торговлю, государство получило возможность в полном объеме распоряжаться заработанной иностранной валютой.

Следующим важным шагом, предпринятым в период первой пятилетки, явилось создание системы управления материальными ресурсами. Государственный плановый комитет, Государственный комитет материально-технического снабжения, отраслевые министерства и местные правительства распределяли наиболее важные материальные ресурсы. К концу первой пятилетки количество распределяемых государственными органами ресурсов возросло с 227 до 532 наименований. Ресурсы были распределены на группы по степени важности. В первую группу входили материалы, которые распределялись исключительно центральными ведомствами: сталь, уголь, цветные металлы, древесина, станки, автомобили и др. Прочие ресурсы распределялись местными правительствами.

Важной частью планового распределения ресурсов явилось создание системы «единых закупок и единого сбыта» сельскохозяйственной продукции. В целях получения достаточного количества зерновых и других видов важной сельскохозяйственной продукции для обеспечения растущего городского населения продуктами питания, снабжения сырьем перерабатывающих предприятий, а также экспорта государство установило монополию на торговлю основными видами продукции сельского хозяйства. Были введены фиксированные цены на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции, созданы государственные закупочные организации. Чтобы крестьяне в условиях низких фиксированных цен продолжали вкладывать средства в производство продукции сельского хозяйства, государство начинает кооперирование крестьян, то есть осуществляет институциональные меры принудительного характера, которые позволили бы с помощью административных методов непосредственно контролировать сельскохозяйственное производство. Правительство приняло ряд постановлений, которые предусматривали установление заданий на производство, закупку и сбыт наиболее важных видов сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с введенными правилами вся продукция сельского хозяйства была разделена на три группы. В первую группу вошла такая продукция, как зерновые, масличные и хлопок, которую государство распределяло в централизованном порядке в масштабах страны, продажа этой продукции запрещалась. Во вторую группу входили те виды сельскохозяйственной продукции, которые государство закупало и распределяло в определенных объемах (в первую очередь, мясные продукты, лекарственные растения, чай, часть овощей). К третьей группе была отнесена вся остальная продукция сельского хозяйства, которая находилась в распоряжении местных властей и, в том числе, могла поступать в продажу. Установление фиксированных цен на большую часть производимой сельскохозяйственной продукции и введение государственной монополии на ее обращение неизбежно привели к значительному снижению темпов роста сельскохозяйственного производства, нехватке продовольствия и введению системы продовольственных карточек для населения. Начало этому процессу было положено в 1954 г., полностью карточная система была ликвидирована только в 90-е гг.

Создавая в первой пятилетке соответствующую макроэкономическую среду для осуществления индустриализации, помимо введения централизованного управления и контроля в кредитно-финансовой сфере, торговле и ценообразовании, государство перешло к методам прямого регулирования и планирования деятельности предприятий государственного сектора. Государственные предприятия находились на полном бюджетном финансировании, при этом всю прибыль и даже амортизационные отчисления они отдавали в бюджет. Крупные и часть средних предприятий находились под контролем и управлением отраслевых министерств и государственных комитетов, к 1957 г. их число возросло до 9300, они обеспечивали примерно половину производимой в стране промышленной продукции. Мелкие предприятия управлялись местными правительствами, определенная часть государственных предприятий находилась в системе так называемого двойного подчинения ( то есть одновременного подчинения центральному и местным правительствам).

Государство берет под свой контроль распределение рабочей силы. В 1957 г. было принято постановление, запрещающее перемещение населения из сельской в городскую местность, а также между городами. С целью закрепления населения за определенным местом жительства была введена система прописки, которая вместе с карточной системой сделала перелив рабочей силы между регионами и отраслями практически невозможным. Распределение рабочей силы было передано в ведение местных властей.