6. Характеристика мигрантов
Мигрантов в КНР можно разделить в основном на две категории: мигранты, официально сменившие место проживания и прописку, и мигранты, не имеющие официальной прописки.
К первой категории относятся преимущественно квалифицированные специалисты, которые составляют очень незначительную часть мигрантов, большая часть мигрантов относится ко второй категории, то есть не имеющих официальной городской прописки.
Мигранты без городской прописки – в основном сельские жители, устраивающиеся, преимущественно, на временную или сезонную работу на предприятиях негосударственного сектора, имеющие низкий уровень образования. Даже при наличии регистрации они не имеют права на льготы и пособия по месту работы, а также на государственные дотации при получении образования и медицинских услуг. Мигранты являются изгоями в городском обществе, браки между ними и горожанами крайне редки, так как дети сельских мигрантов, зарегистрированных в деревне, также получают деревенскую регистрацию, что автоматически лишает их права на все льготы и пособия, положенные горожанину.
Тем не менее, крестьяне-мигранты имеют возможность получить городскую прописку, по крайней мере, при покупке прописки и городской квартиры, а также бизнес-миграции. Оба варианта применимы только к преуспевающим сельским мигрантам. Получив официальную работу и купив жилье, мигрант может обратиться к городским властям за разрешением на прописку в городе.
В конце 1990-х гг. в Китае начались эксперименты с отменой прописки и заменой ее на регистрацию. К настоящему времени можно выделить несколько вариантов решения этой проблемы.
Первый вариант используется в малых городах и поселках. В 2001 г. Госсовет утвердил более 20 тысяч малых городов в качестве экспериментальных площадок для реформы системы прописки. Крестьяне-мигранты, имеющие стабильный источник дохода и место официального проживания в городе, могут получить в них прописку.
Второй вариант реформы прописки осуществляется в ряде средних и даже крупных городов, которые преимущественно расположены в Центральном и Западном Китае. Эти города предоставляют официальную прописку мигрантам, имеющим трудовой договор сроком более 2 лет. В некоторых провинциях проводился эксперимент по отмене сельской прописки и введении для всего населения системы единой «прописки жителя». В 2007 г. было объявлено о введении единой системы прописки и регистрации в масштабах всей страны.
Особую позицию в отношении мигрантов занимают очень крупные города, такие как Пекин, Шанхай, Тяньцзинь. Прописку в этих городах могут получить только квалифицированные специалисты, а крестьяне-мигранты имеют право только на регистрацию и временную работу.
В общей сложности примерно 130 млн мигрантов, по оценкам Министерства общественной безопасности, охвачены системой регистрации и временной прописки.
Большинство сельских мигрантов представлено молодыми мужчинами в возрасте 20-35 лет, для них характерен более высокий уровень образования и доходов по сравнению с основной массой сельских жителей. Тем не менее, более 70% из них не имеют квалификации. Поэтому в городе они могут претендовать на занятость в наименее престижных с точки зрения городского жителя сферах. Основная масса мигрантов занята в строительстве, транспорте и обрабатывающей промышленности. Обостряющаяся конкуренция между крестьянами-мигрантами и городским населением за рабочие места приводит к тому, городское население, имеющее более высокий уровень образования и квалификации, постепенно перемещается в категорию «белых воротничков», а крестьяне-мигранты занимают нижнюю часть городской пирамиды занятости.
Основной поток мигрантов направляется из внутренних в восточные районы, где больше возможностей найти работу и выше заработная плата. Наиболее высоким является удельный вес мигрантов в больших городах. Самыми привлекательными для мигрантов являются города центрального подчинения Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, а также провинции Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу и Фуцзянь, где более развиты предприятия негосударственной формы собственности. В Пекине и Шанхае численность сельских мигрантов примерно одинакова и достигает уровня 4 млн чел. в каждом из городов. На протяжении всего периода реформ провинция Гуандун, для которой был характерен высокий уровень заработной платы и большое количество рабочих мест, являлась главным центром притяжения для мигрантов, в результате чего сельские мигранты составляют 1/3 занятого населения провинции. Провинции, которые традиционно поставляют мигрантов на рынки рабочей силы, относятся к Центральному Китаю – Сычуань, Аньхой, Цзянси, Хэйлунцзян, Хунань, Хубэй. При этом, если в Сычуани отток идет за счет избыточного сельского населения, то в Хэйлунцзяне – за счет безработного городского населения. Следует также отметить, что для провинций Западного Китая характерен низкий уровень миграции, одной из причин этого является отсутствие развитой транспортной сети.
Следует также отметить, что, несмотря на то, что общая масса мигрантов продолжает расти, темпы роста миграции постепенно уменьшаются. Более 80% крестьян-мигрантов в настоящее время приезжает в города в поисках работы на срок более 6 месяцев. Растет удельный вес мигрантов, приезжающих в города вместе с семьями на постоянное место жительства. Вместе с тем, обостряются структурные диспропорции на рынке труда, так как урегулирование и модернизация отраслевой структуры городской экономики предъявляет спрос на все более квалифицированную рабочую силу. Поэтому в течение длительного периода ведущей тенденцией на рынке труда останется избыток рабочей силы и структурные диспропорции. Предложение рабочей силы на рынке труда по-прежнему превышает предложение. На современном этапе стоит вопрос о разработке государственной политики в отношении перемещения трудоемких производств и избыточной рабочей силы приморских районов во внутренние районы путем предоставления различных льгот, что должно способствовать ускоренному экономическому развитию внутренних районов.
В регулировании трудовых отношений особое место занимает оплата труда. Заработная плата городского занятого населения Китая растет быстрыми темпами. За период 1995-2007 гг. среднегодовые темпы роста заработной платы составили 12,1%, и в 2009 г. уровень годовой заработной платы поднялся до 29.229 юаня. Самый низкий уровень был характерен для предприятий коллективной собственности – 18.338 юаня, государственные предприятия – 31.005; акционерные – 35.324; предприятия с иностранным капиталом – 32.653 юаня. Наиболее высокооплачиваемыми являются сотрудники в следующих сферах: рынок ценных бумаг, компьютерные услуги, кредитно-банковский сектор, научные исследования, высшее образование.
Вопросы для самопроверки
Как фактор избыточной рабочей силы влияет на экономическое развитие страны?
Какая связь между отраслевой структурой занятости и уровнем экономического развития?
В чем проявляются особенности отраслевой структуры занятости Китая по сравнению с развивающимися странами такого же уровня, и какие причины повлияли на ее трансформацию?
Как взаимосвязаны профессионально-квалификационная структура занятости и уровень образования рабочей силы?
Как функционировала система государственного распределения трудовых ресурсов в плановой экономике?
Система социального обеспечения в период плановой экономики была создана на предприятиях государственного сектора, а не в общенациональном масштабе. Как можно это объяснить?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки