3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
Для снижения цены капитала, в первую очередь займов для предприятий, нужно было понизить уровень процентной ставки по кредитам. Политика низких процентных ставок была предложена государством для предприятий тяжелой промышленности, поэтому необходимо было перекрыть финансовые каналы, находящиеся вне контроля государства, чтобы они не могли использовать низкие процентные ставки для финансирования предприятий в других сферах экономики, например, легкой промышленности. Государство начало проводить политику вытеснения частного капитала из кредитно-финансовой сферы, закрывая частные банки и другие кредитные учреждения. К концу 50-х гг. государство полностью монополизировало финансовый сектор, сохранив два государственных банка - Народный банк Китая, Банк Китая, а также Объединенный государственно-частный банк. Главным финансовым центром страны становится НБК, через него шло обслуживание государственного бюджета, все предприятия государственного сектора и общественные организации открывали в НБК свои счета, через которые перечисляли в бюджет полученную прибыль и получали необходимые средства для развития. Процентные ставки по депозитам и кредитам определялись не рыночным спросом, а устанавливались государством, интересы которого представлял НБК. Поэтому процентные ставки по кредитам были снижены в 1954 г. до 0,45% и оставались примерно на этом уровне до начала экономических реформ.
Основным источником финансовых средств для промышленности становится государственный бюджет. Максимально ограничивая и без того крайне низкое потребление населения, забирая в государственный бюджет весь полученный от хозяйственной деятельности доход государственных предприятий, государство берет на себя доминирующую роль в мобилизации национальных сбережений, их распределении и использовании.
Для получения необходимых тяжелой промышленности валютных ресурсов государство проводило политику низкого валютного курса. В условиях дефицита капитала и небольших объемов экспорта иностранная валюта являлась также дефицитной и соответственно дорогой. Рыночный обменный курс был слишком высоким для тяжелой промышленности, нуждавшейся в больших объемах иностранной валюты для импорта оборудования и технологий. Чтобы получить необходимое количество импорта оборудования для приоритетных объектов по относительно низкой цене, государство вмешивалось в формирование курса иностранной валюты, искусственно завышая стоимость собственной национальной валюты и занижая стоимость иностранной валюты. В результате был установлен очень низкий фиксированный курс, который в 1955-1971 гг. держался на отметке 2,46 юаней за 1 дол.
В условиях низкого валютного курса для производителей товаров экспорт стал невыгодным, так как цена на экспортную продукцию, измеренная в иностранной валюте, была ниже цены в отечественной валюте. Поэтому государство установило монополию внешней торговли, создав единую централизованную систему управления внешней торговли и иностранной валютой.
Вначале государство создало специализированные генеральные компании внешней торговли, а затем в 1952 г. – Министерство внешней торговли. К середине 50-х гг. частный капитал был полностью вытеснен из сферы внешней торговли, которая перешла в ведение Министерства внешней торговли. Валютные резервы передавались НБК, который устанавливал фиксированный валютный курс.
Так как уровень прибыли предприятия определяется разницей между ценой и себестоимостью (то есть издержками, затраченными на производство продукции), необходимо было установить низкие цены на остальные факторы, влияющие на себестоимость продукции в тяжелой промышленности: сырье, производственные материалы и комплектующие, заработную плату. Это было достигнуто за счет создания системы государственного планового распределения ресурсов и контроля над рабочей силой.
С этой целью государство создало специальный аппарат управления, который включал в себя Государственный плановый комитет, Государственный комитет материально-технического снабжения, отраслевые министерства и комитеты, а также соответствующие департаменты при местных правительствах, которые занимались распределением материальных ресурсов, необходимых для экономического строительства. Количество распределяемых через различные государственные ведомства ресурсов, выросло в 1957 г. до 530 наименований.
С 1956 г. государство установило единые размеры заработной платы в государственных организациях и на предприятиях. Эта система регулировалась только центральным правительством, ни местные правительства, ни предприятия не могли менять размеры заработной платы. Уровень установленной заработной платы был очень низким и не изменялся вплоть до начала экономических реформ. Путем установления низкой заработной платы искусственно занижались трудовые издержки в промышленности. Так как низкий уровень заработной платы привел к падению покупательной способности значительной части городского населения на продовольствие и потребительские товары, государство установило низкие цены на продовольствие, потребительские товары и услуги (жилье, медицинское обслуживание, образование и различные общественные услуги), а с середины 50-х гг. перевело городское население на карточную систему. Основной формой получения доходов сельским населением после создания народных коммун стал продовольственный паек.
Политика низких цен на все факторы производства привела к снижению себестоимости производства на промышленных предприятиях. Такая политика была ориентирована на увеличение прибыли и повышение нормы накоплений на уже действующих промышленных предприятиях. Так была создана необходимая макроэкономическая среда для осуществления индустриализации в начальный период экономического развития. Однако при сохранении в экономике частного капитала, мотивация деятельности которого направлена на получение максимальной прибыли, он также мог воспользоваться низкими ценами на факторы производства. При этом для частного капитала приоритетным направлением оставалась легкая промышленность, которая обеспечивала более высокий по сравнению с тяжелой промышленностью уровень прибыли. Поэтому цели государства, заинтересованного в развитии тяжелой промышленности, и частного капитала, интересы которого находились в сфере более прибыльной легкой промышленности, разошлись. В результате государство окончательно ликвидировало частное предпринимательство, передав предприятия национального частного капитала в государственный сектор.
Другая проблема заключалась в том, что возникло противоречие между интересами государства и интересами работников государственных предприятий. Если государство ставило целью создание максимально большого объема прибавочного продукта и увеличение накоплений, направлявшихся на развитие тяжелой промышленности, то управленческий персонал и работники предприятий были настроены на увеличение заработной платы и расходов на социальное благосостояние. Это приводило к уменьшению размеров отчисляемой предприятием прибыли государству, и чтобы избежать в дальнейшем такой ситуации, государственные предприятия были полностью лишены права хозяйственной самостоятельности. В соответствии с планом предприятия получали необходимое сырье, материалы и инвестиции, а произведенную предприятиями продукцию государство забирало для последующего распределения. Прибыль и амортизационные отчисления предприятий в полном объеме передавались в государственный бюджет. Необходимые предприятиям средства для капитального строительства и технической реконструкции полностью финансировались из государственного бюджета. Оборотные средства предприятий на производство также выделялись финансовыми органами в соответствии с установленными лимитами, а в определенных случаях могли быть получены в банке. Использование предприятиями рабочей силы и распределение заработной платы определялось Государственным плановым комитетом.
Таким образом, в процессе формирования традиционной экономической системы Китая можно видеть следующую логическую связь. В результате выбора стратегии приоритетного развития тяжелой промышленности государство формирует макроэкономическую среду с деформированными ценами на продукцию и факторы производства, затем устанавливает высокоцентрализованную систему планового распределения ресурсов и, наконец, создает лишенный самостоятельности механизм хозяйствования на уровне предприятий.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки