logo
Кучук

3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов

Для снижения цены капитала, в первую очередь займов для предприятий, нужно было понизить уровень процентной ставки по кредитам. Политика низких процентных ставок была предложена государством для предприятий тяжелой промышленности, поэтому необходимо было перекрыть финансовые каналы, находящиеся вне контроля государства, чтобы они не могли использовать низкие процентные ставки для финансирования предприятий в других сферах экономики, например, легкой промышленности. Государство начало проводить политику вытеснения частного капитала из кредитно-финансовой сферы, закрывая частные банки и другие кредитные учреждения. К концу 50-х гг. государство полностью монополизировало финансовый сектор, сохранив два государственных банка - Народный банк Китая, Банк Китая, а также Объединенный государственно-частный банк. Главным финансовым центром страны становится НБК, через него шло обслуживание государственного бюджета, все предприятия государственного сектора и общественные организации открывали в НБК свои счета, через которые перечисляли в бюджет полученную прибыль и получали необходимые средства для развития. Процентные ставки по депозитам и кредитам определялись не рыночным спросом, а устанавливались государством, интересы которого представлял НБК. Поэтому процентные ставки по кредитам были снижены в 1954 г. до 0,45% и оставались примерно на этом уровне до начала экономических реформ.

Основным источником финансовых средств для промышленности становится государственный бюджет. Максимально ограничивая и без того крайне низкое потребление населения, забирая в государственный бюджет весь полученный от хозяйственной деятельности доход государственных предприятий, государство берет на себя доминирующую роль в мобилизации национальных сбережений, их распределении и использовании.

Для получения необходимых тяжелой промышленности валютных ресурсов государство проводило политику низкого валютного курса. В условиях дефицита капитала и небольших объемов экспорта иностранная валюта являлась также дефицитной и соответственно дорогой. Рыночный обменный курс был слишком высоким для тяжелой промышленности, нуждавшейся в больших объемах иностранной валюты для импорта оборудования и технологий. Чтобы получить необходимое количество импорта оборудования для приоритетных объектов по относительно низкой цене, государство вмешивалось в формирование курса иностранной валюты, искусственно завышая стоимость собственной национальной валюты и занижая стоимость иностранной валюты. В результате был установлен очень низкий фиксированный курс, который в 1955-1971 гг. держался на отметке 2,46 юаней за 1 дол.

В условиях низкого валютного курса для производителей товаров экспорт стал невыгодным, так как цена на экспортную продукцию, измеренная в иностранной валюте, была ниже цены в отечественной валюте. Поэтому государство установило монополию внешней торговли, создав единую централизованную систему управления внешней торговли и иностранной валютой.

Вначале государство создало специализированные генеральные компании внешней торговли, а затем в 1952 г. – Министерство внешней торговли. К середине 50-х гг. частный капитал был полностью вытеснен из сферы внешней торговли, которая перешла в ведение Министерства внешней торговли. Валютные резервы передавались НБК, который устанавливал фиксированный валютный курс.

Так как уровень прибыли предприятия определяется разницей между ценой и себестоимостью (то есть издержками, затраченными на производство продукции), необходимо было установить низкие цены на остальные факторы, влияющие на себестоимость продукции в тяжелой промышленности: сырье, производственные материалы и комплектующие, заработную плату. Это было достигнуто за счет создания системы государственного планового распределения ресурсов и контроля над рабочей силой.

С этой целью государство создало специальный аппарат управления, который включал в себя Государственный плановый комитет, Государственный комитет материально-технического снабжения, отраслевые министерства и комитеты, а также соответствующие департаменты при местных правительствах, которые занимались распределением материальных ресурсов, необходимых для экономического строительства. Количество распределяемых через различные государственные ведомства ресурсов, выросло в 1957 г. до 530 наименований.

С 1956 г. государство установило единые размеры заработной платы в государственных организациях и на предприятиях. Эта система регулировалась только центральным правительством, ни местные правительства, ни предприятия не могли менять размеры заработной платы. Уровень установленной заработной платы был очень низким и не изменялся вплоть до начала экономических реформ. Путем установления низкой заработной платы искусственно занижались трудовые издержки в промышленности. Так как низкий уровень заработной платы привел к падению покупательной способности значительной части городского населения на продовольствие и потребительские товары, государство установило низкие цены на продовольствие, потребительские товары и услуги (жилье, медицинское обслуживание, образование и различные общественные услуги), а с середины 50-х гг. перевело городское население на карточную систему. Основной формой получения доходов сельским населением после создания народных коммун стал продовольственный паек.

Политика низких цен на все факторы производства привела к снижению себестоимости производства на промышленных предприятиях. Такая политика была ориентирована на увеличение прибыли и повышение нормы накоплений на уже действующих промышленных предприятиях. Так была создана необходимая макроэкономическая среда для осуществления индустриализации в начальный период экономического развития. Однако при сохранении в экономике частного капитала, мотивация деятельности которого направлена на получение максимальной прибыли, он также мог воспользоваться низкими ценами на факторы производства. При этом для частного капитала приоритетным направлением оставалась легкая промышленность, которая обеспечивала более высокий по сравнению с тяжелой промышленностью уровень прибыли. Поэтому цели государства, заинтересованного в развитии тяжелой промышленности, и частного капитала, интересы которого находились в сфере более прибыльной легкой промышленности, разошлись. В результате государство окончательно ликвидировало частное предпринимательство, передав предприятия национального частного капитала в государственный сектор.

Другая проблема заключалась в том, что возникло противоречие между интересами государства и интересами работников государственных предприятий. Если государство ставило целью создание максимально большого объема прибавочного продукта и увеличение накоплений, направлявшихся на развитие тяжелой промышленности, то управленческий персонал и работники предприятий были настроены на увеличение заработной платы и расходов на социальное благосостояние. Это приводило к уменьшению размеров отчисляемой предприятием прибыли государству, и чтобы избежать в дальнейшем такой ситуации, государственные предприятия были полностью лишены права хозяйственной самостоятельности. В соответствии с планом предприятия получали необходимое сырье, материалы и инвестиции, а произведенную предприятиями продукцию государство забирало для последующего распределения. Прибыль и амортизационные отчисления предприятий в полном объеме передавались в государственный бюджет. Необходимые предприятиям средства для капитального строительства и технической реконструкции полностью финансировались из государственного бюджета. Оборотные средства предприятий на производство также выделялись финансовыми органами в соответствии с установленными лимитами, а в определенных случаях могли быть получены в банке. Использование предприятиями рабочей силы и распределение заработной платы определялось Государственным плановым комитетом.

Таким образом, в процессе формирования традиционной экономической системы Китая можно видеть следующую логическую связь. В результате выбора стратегии приоритетного развития тяжелой промышленности государство формирует макроэкономическую среду с деформированными ценами на продукцию и факторы производства, затем устанавливает высокоцентрализованную систему планового распределения ресурсов и, наконец, создает лишенный самостоятельности механизм хозяйствования на уровне предприятий.