logo
Кучук

5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста

Что касается темпов экономического роста, то многие экономисты считают, что они не должны превышать уровня 7-8%. Экономический рост должен стать менее экстенсивным, менее энергоемким, более ресурсосберегающим и социально эффективным.

Если в 80-е гг. на Китай приходилось 14-15%, то в 1990-2003 гг. - уже 28-29% прироста мирового потребления энергоресурсов. Хотя доля импорта Китая в мировом потреблении энергетических ресурсов по сравнению с развитыми странами пока невелика, тем не менее она стремительно растет. В 2003-2005 гг. на Китай пришлось более 1/3 прироста мирового потребления нефти, половина прироста мирового потребления меди и алюминия, весь мировой прирост спроса на никель, олово, цинк и свинец. В последние годы Китай импортирует примерно столько же нефти, сколько производит.

Высокий экономический рост, основной характеристикой которого является экстенсивная составляющая и соответственно высокий уровень энергоемкости и потребления сырья, привел к значительному ухудшению экологической ситуации. В соответствии с обследованиями, проведенными в 1995-2001 г. содержание двуокиси серы в воздухе крупнейших городов Китая в 4-5 раз превышало аналогичный показатель для крупнейших городов Западной Европы и США. 75% воды в реках, текущих через китайские города, непригодны для питья. Треть территории страны страдает от кислотных дождей, а четверть территории составляют пустыни. По разным оценкам, ежегодные экономические потери от загрязнения окружающей среды составляют от 3-5% до 8-12% ВВП. Несмотря на активную законотворческую работу, направленную на защиту окружающей среды, эффективность работы в этой сфере невысока.

Столь же высокой является и социальная цена экономического роста. Хотя по сравнению с другими развивающимися странами доля критически бедных среди населения Китая очень значительно сократилась, тем не менее она остается достаточно большой. Гораздо более серьезной проблемой стала стремительно выросшая социальная дифференциация, в ходе которой Китай, являвшийся одним из самых уравнительных обществ в мире в период плановой экономики, превратился в общество с высоким уровнем неравенства. Коэффициент Джини (показатель дифференциации доходов, измеряется от 0, то есть полного равенства до 1) составил 0,26 в 1975 г., 0,4 в 1992 г., 0,45 в 2002 г. и в настоящее время, по имеющимся данным, превысил 0,5. Данный показатель соответствует показателю стран Латинской Америки. В соответствии с оценками китайской Академии общественных наук за 2006 г., 66% всех банковских депозитов принадлежит 10% населения, на 20% беднейшего населения страны приходится около 5% суммарного дохода. Эти данные свидетельствуют о серьезных перекосах в общественном развитии и усилении поляризации.

Совершенно очевидно, что осуществлявшаяся в Китае модель экономического роста в основном исчерпала свои резервы. Однако следует иметь ввиду, что Китай с его огромной и достаточно слабо освоенной территорией не может пока полностью отказаться от модели экстенсивного роста. Ставя задачу перехода к высокотехнологичному инновационному развитию, Китай должен будет сочетать для разных регионов модели, как экстенсивного, так и интенсивного экономического роста.

Аномально высокий уровень инвестиций приводит к формированию избыточных производственных мощностей во многих отраслях промышленности и способствует хроническому перегреву национальной экономики. Поэтому основой новой экономической модели должен стать рост внутреннего спроса и сектора услуг.

Чтобы перейти к новой модели экономического роста, также необходимо изменить функции государства. Функция государства по распределению ресурсов, которая была характерна для прежней экономической модели, должна перейти к рынку. Такая трансформация будет способствовать освобождению правительства от вмешательства в прямое управление микроэкономикой и концентрации его усилий на регулировании макроэкономического развития, обеспечении сбалансированного развития экономики и общества, различных социальных групп, регионов, защите окружающей среды, согласовании внутренней и внешней экономической политики. Концентрируя свои усилия на выработке стратегии развития, государство должно заниматься средне- и долгосрочным планированием, что становится особенно важным, так как вовлечение Китая в процессы глобализации увеличивает факторы неопределенности, затрудняющие выявление и анализ тенденций развития.