logo
Кучук

5. Торговля услугами

Участие Китая в мировой торговле услугами носит пока более скромный характер по сравнению с его позициями в мировой торговле товарами. Как и многие другие страны Азии, основой экономики которых является промышленное производство, Китай представлен в мировой торговле промышленной продукцией. Другим не менее важным фактором является слабость позиций третичного сектора в экономической структуре страны, которая связана не только с объективными, но и субъективными (отраслевая политика) причинами. Следует также отметить, что доступ иностранного капитала в третичный сектор вплоть до вступления Китая в ВТО был очень ограничен.

К середине 90-х гг. доля Китая в мировой торговле услугами едва превышала 1%: в мировом экспорте услуг – 1,5%; в мировом импорте услуг – 1,2%. Однако в последние годы позиции третичного сектора Китая заметно укрепились, повысилась и степень его открытости. Объем торговли услугами Китая за 2001-2008 гг. вырос с 72 до 304,5 млрд. дол., в результате чего он переместился по этому показателю в мировой торговле услугами с на 5-е место. Среднегодовые темпы роста торговли услугами не уступают аналогичному показателю по торговле товарами и составляют 17,6%.

В структуре торговли услугами Китая доминируют традиционные их виды: перевозки грузов, туризм, коммерческие услуги. При этом основным видом экспорта услуг для Китая является туризм, грузоперевозки, коммерческие услуги. В импорте первое место занимают грузоперевозки, объем которых растет в связи с увеличением внешнеторгового оборота. В то же время тенденцию к росту демонстрирует импорт услуг, связанных с либерализацией и развитием третичного сектора – консультации, страховые услуги, патенты.

Таблица 30. Структура торговли Китая услугами в 2007 г. (млн. дол.)

Экспорт

Импорт

Сальдо

Услуги, всего

122.206

130.111

-7.904

Грузоперевозки

31.323

43.270

-11.946

Туризм

37.233

29.786

7.446

Строительство

5.377

2.909

2.467

Страхование

903

10.664

-9.760

Финансовые услуги

230

556

-326

Компьютерные и информационные услуги

4.344

2.208

2.136

Расходы на патенты

342

8.192

-7.849

Консультации

11.580

10.856

724

Прочие коммерческие услуги

26.914

18.238

8.676

Наиболее сильные позиции Китай занимает на мировом рынке туристических услуг, причем развитие этой сферы приходится исключительно на годы экономических реформ.

Туризм. В современном мире туризм считается одной из крупных, высокодоходных и процветающих отраслей мировой экономики. Для Китая наиболее характерен въездной туризм. В 2000 г. по количеству въехавших туристов Китай занял 5 место на мировом рынке туристических услуг, его доля составила 4,5% рынка мировых туристических услуг. В 2008 г. число въехавших в Китай составило 130 млн. чел/раз. Объем валютных поступлений составил 40,8 млрд. дол. Однако следует иметь ввиду, что основную часть туристов составляют соотечественники из Гонконга, Макао, Тайваня, на их долю приходится 105,7 из 130 млн. чел/раз. Данная ситуация объясняется прежде всего преобладанием в структуре предоставленных Китаем туристических услуг краткосрочных поездок в КНР жителей Гонконга и Макао. На долю собственно иностранцев пришлось 24,3 млн. чел/раз. Основная часть иностранных туристов приезжает из соседних азиатских стран - Японии и Южной Кореи. По прогнозам, к 2020 г. Китай выйдет на первое место, заняв 8,6% рынка мировых туристических услуг, демонстрируя самые высокие темпы роста в мире – 8%.

В связи с государственной политикой Китая в сфере туризма приоритетным направлением является развитие въездного туризма, динамичное развитие которого приносит все более значительные прибыли. В отличие от въездного туризма развитие выездного туризма идет достаточно медленно, что связано не только с уровнем доходов населения, но и с государственной политикой в валютной сфере. Общее количество китайских туристов, выезжающих за границу, составило в 2006 г. 34,5 млн. чел. Помимо собственно выездного туризма, связанного с туристическими поездками в другие страны, выделяются поездки китайцев в Гонконг и Макао, главным образом для посещения родственников и торговых целей, а также так называемый приграничный туризм (безвизовый выезд граждан КНР, проживающих в приграничных районах, на территорию соседних государств на непродолжительный срок). Собственно выездной туризм по сравнению с поездками китайцев в Гонконг, Аомынь и приграничным туризмом начал развиваться достаточно поздно и до 1990 г ограничивался 3 странами: Сингапуром, Таиландом и Малайзией. С 2000 г. число стран, разрешенных для выезда китайских туристов, значительно выросло за счет включения стран АТР и Европы.

Перевозка внешнеторговых грузов. Китай является прежде всего крупным импортером данного вида услуг, что связано с большим объемом внешнеторговых операций страны и недостаточным количеством судов торгового флота. Поэтому основная часть внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом, в том числе, очень быстрыми темпами растет перевозка международных контейнерных грузов. На втором месте – перевозка грузов автомобильным транспортом, остальные виды транспорта в перевозках внешнеторговых грузов занимают незначительное место.

Характеризуя структуру торговли Китая услугами в целом, нужно констатировать, что объемы этой торговли пока невелики. Однако растущее оснащение экономики страны современной техникой и технологиями, развитие сферы услуг в Китае, продолжение политики открытости создают дополнительный спрос на новые виды услуг. Общий потенциал китайского рынка услуг вызывает большой интерес к нему со стороны иностранного капитала.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4