3. Политика регулирования рабочей силы
В 1950-е гг. в Китае была создана система директивного государственного распределения трудовых ресурсов, в основе которой была обязательность и принудительность труда. В соответствии с этой системой население, начиная с выпускников школ, не имело права самостоятельного поиска работы. Переход к государственной форме собственности, который состоялся во второй половине 1950-х гг., разрушил складывавшийся в стране рынок рабочей силы. Начиная с этого периода, рабочая сила могла распределяться только через соответствующие управления труда при местных правительствах.
В 1958 г. ВСНП приняло положение о прописке, что означало переход к территориальному и отраслевому закреплению рабочей силы. Было запрещено не только перемещение рабочей силы из сельской местности в город, но и между городами и даже между предприятиями. Государственные предприятия, составлявшие основу плановой экономики, не имели права самостоятельно принимать решения о приеме или увольнении работников. Работники не могли уволиться по собственному желанию. Система прописки, распределение продуктов питания и потребительских товаров по карточкам, отсутствие рынка жилья при его огромном дефиците и неразвитость механизмов государственной политики социального обеспечения характеризовали ситуацию в сфере распределения рабочей силы в плановой экономике Китая. Эта система по сути дела являлась одним из вариантов социалистической системы пожизненной занятости и получила название «железной чашки риса» (те фань вань). В этой системе организация (даньвэй) на предприятиях государственной и коллективной форм собственности была гарантом предоставления социального обеспечения.
В наибольшей степени система социального обеспечения была развита в городах на предприятиях государственного сектора, работники которого получали гарантированный минимум социальных услуг, а именно бесплатное жилье, медицинские услуги, пенсии и выплаты по временной нетрудоспособности. В этих условиях трудоустройство на государственных предприятиях, особенно крупных, было наиболее привлекательно для населения, в результате чего общепринятой практикой стало наследование рабочих мест, когда родственники уходящего на пенсию работника, трудоустраивались на этом же предприятии вне зависимости от уровня квалификации и образования. Однако все эти привилегии были уделом исключительно категории постоянных работников государственных предприятий. Другие категории работников государственных предприятий получали более низкую зарплату и более ограниченный пакет социальных услуг. В особом положении находилась категория временных рабочих, которые набирались на определенный срок из сельской местности по договору с народными коммунами. Они были заняты на наиболее низкооплачиваемых и тяжелых работах, не имели прав на социальные услуги, а вместо жилья получали место в общежитии.
Предприятия государственного сектора были наиболее независимыми хозяйственными субъектами в экономической структуре страны. Они обладали развитой сетью социальной инфраструктуры, куда входили общежития, детские сады, школы, профессионально-технические училища, магазины, больницы, поликлиники. Наличие этой инфраструктуры, с одной стороны, способствовало созданию системы социального обеспечения в масштабах городской экономики, но с другой стороны, оказывало отрицательное влияние на производственную деятельность предприятия, являясь для них дополнительным финансовым бременем.
Экономическая реформа привела к реформированию системы трудоустройства. С появлением новых форм собственности у населения, прежде всего городского, появляются новые возможности трудоустройства, минуя государственные каналы распределения рабочей силы. С другой стороны, реформа государственных предприятий вела к сокращению численности занятых.
В дореформенной плановой экономике полноценный рынок рабочей силы не мог сложиться из-за невозможности свободного перемещения рабочей силы. Избыточная рабочая сила сформировалась в государственном секторе, где она оценивалась на период начала реформ примерно в 40 млн. человек, и в сельской местности из-за ограничений, создаваемых системой прописки.
В условиях реформ ситуация в сфере трудоустройства заметно изменилась. Роль государства в регулировании и распределении рабочей силы стала постепенно сокращаться и принимать другие формы. Для решения вопросов трудоустройства в начале реформ стали создаваться «компании трудовых услуг» в городах, через которые трудоустраивалась как молодежь, не имеющая необходимой профессиональной квалификации, так и безработные.
Более современной формой организации трудоустройства стали биржи труда, однако с самого начала только городские безработные могли регистрироваться на них. Постепенно была отменена практика наследования рабочих мест детьми работников государственных предприятий, досрочно уходящих на пенсию, которая была частью политики пожизненной занятости в плановой экономике.
Вместо системы централизованного распределения рабочей силы в 1980-х гг. началось использование таких форм найма как проведение конкурсных экзаменов при приеме на работу и система трудовых договоров на государственных предприятиях. Внедрение трудовых договоров шло медленно, на договорной основе принимали только новых работников. Категория постоянных рабочих долгое время оставалась вне действия системы трудовых договоров. Многие предприятия индивидуально-частного сектора в нарушение трудового законодательства нанимали работников, особенно из числа крестьян-мигрантов без оформления договорных отношений. Тем не менее, в настоящее время примерно 90% рабочих и служащих в городской экономике охвачены этой системой.
Другое направление реформы в системе распределения рабочей силы было связано с сокращением избыточной рабочей силы на государственных предприятиях. Этот процесс начался в 1980-е гг., но наиболее активно стал развиваться в 1990-е гг. В ходе реформ только за период 1998-2003 гг. с государственных предприятий было сокращено более 28 млн чел. Хотя работников, которых увольняли с предприятий государственного и коллективного сектора, относили к особой категории, которая получила название сяган (то есть, освобожденные, но не потерявшие связь с предприятием), тем не менее, они, как и другие безработные нуждались в трудоустройстве.
Политика государственного регулирования рынка труда, помимо разработки соответствующего законодательства, регистрации безработных и создания бирж труда, предполагает также меры по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, разработку программ по подготовке и переподготовке рабочей силы, программ содействия найму рабочей силы и создание системы страхования безработицы.
Вскоре после начала реформы государственного сектора правительство разработало и с 1995 г. стало проводить в масштабах всей страны Программу возобновления занятости. Исходя из того, что высокие темпы экономического роста содействуют расширению масштабов и сфер занятости, государство со второй половины 1990-х гг. проводило активную финансовую политику, увеличивая инвестиции в развитие инфраструктуры и повышая доходы малообеспеченного населения. Расширению занятости также активно способствовало развитие негосударственного сектора.
Для людей, потерявших работу и желающих заниматься предпринимательством, государство предлагает налоговые каникулы и на три года отменяет подоходный налог. Им также предоставляются низкопроцентные кредиты, которые гарантируются в специально созданном для этих целей гарантийном фонде. Предприятиям, которые сохраняют излишнюю рабочую силу или помогают в трудоустройстве уволенным работникам, также могут быть предоставлены налоговые льготы. Местные отделения Министерства труда и социального обеспечения предлагают услуги по трудоустройству, включая регистрацию заявок на работу, предоставляя информацию и рекомендации, возможность пройти бесплатную профессиональную переподготовку.
Для стимулирования роста занятости государство создает центры по переподготовке и переквалификации, новые рабочие места, биржи труда для повторного трудоустройства. Тем не менее, результаты обследования рынка труда пяти городов (Шанхая, Шэньяна, Ухани, Фучжоу и Сиани) свидетельствуют о том, что масштабы переподготовки для повторного трудоустройства не так велики. По данным обследования, только 12% тех, кому нужна работа, получили возможность пройти переподготовку. Основная причина обычно заключается в дефиците финансовых средств, которые обязаны выделять для этих целей местные власти. С другой стороны, данные обследований также свидетельствуют о том, что осуществление повторного трудоустройства зависит не только от помощи правительства, но от усилий и способностей самих безработных. Наиболее длительный срок поиска работы наблюдался у тех безработных, которые досрочно вышли на пенсию и воспользовались пенсионными льготами, либо смогли получить пособия по безработице. Кроме того, большие сложности с трудоустройством испытывали люди старших возрастов с низким уровнем образования и квалификации.
Важной составляющей создаваемой государством системы социального обеспечения является страхование безработицы. По данным на конец 2009 г. в страховании по безработице участвовало 127 млн чел., т. е. 41% занятого городского населения, а выплаты по безработице получали 2,3 млн чел.
В создании новых рабочих мест в 1980-е – первой половине 1990-х гг. большую роль сыграли трудоемкие производства легкой промышленности, многие из которых возникли в сельской местности. Однако ресурс поглощения избыточной рабочей силы на путях сельской индустриализации за счет массового создания поселково-волостных предприятий во многом исчерпал себя уже к концу 1990-х гг. Со второй половины 1990-х гг. эта роль перешла к отраслям третичного сектора. Учитывая, что доля третичного сектора в отраслевой структуре занятости пока еще очень низкая (33,2%), именно с ним связаны перспективы трудоустройства рабочей силы на ближайшие десятилетия.
По мере развития реформ снижается роль государственного сектора в экономике страны и соответственно сокращаются возможности создания на государственных предприятиях новых рабочих мест. К настоящему времени на государственных предприятиях уже занято менее 1/4 рабочей силы города. Коэффициент вклада государственного и коллективного секторов экономики в увеличение занятости оценивается примерно в 27%. Соответственно растет значение предприятий национального индивидуально-частного и иностранного капитала в обеспечении проблемы занятости.
Таким образом, в процессе перехода к рыночной экономике роль государства в регулировании рынка труда, а также формы этого регулирования меняются. Тем не менее, сохраняются некоторые жесткие административные формы контроля государства над населением страны. Оно по-прежнему продолжает вмешиваться в процесс взаимоотношений работника и предприятия. В частности, трудовые договора между работником и предприятием не только государственных и коллективных, но и других форм собственности должны утверждаться в Управлении труда и кадров местных правительств.
Сохранение системы прописки и барьеров на пути миграции свидетельствует о том, что в стране пока не существует единого сложившегося рынка рабочей силы. Процесс формирования рынка рабочей силы далеко не завершен, и в нем прежде всего следует выделить 2 основных сегмента: городской и сельский рынки, каждый их которых развивается обособленно друг от друга. Деление рынка рабочей силы на отдельные сегменты осуществляется и по формам собственности, так как положение работников и условия работы на предприятиях государственной, коллективной, индивидуально-частной форм собственности пока очень сильно отличаются.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки