logo
Кучук

3. Политика регулирования рабочей силы

В 1950-е гг. в Китае была создана система директивного государственного распределения трудовых ресурсов, в основе которой была обязательность и принудительность труда. В соответствии с этой системой население, начиная с выпускников школ, не имело права самостоятельного поиска работы. Переход к государственной форме собственности, который состоялся во второй половине 1950-х гг., разрушил складывавшийся в стране рынок рабочей силы. Начиная с этого периода, рабочая сила могла распределяться только через соответствующие управления труда при местных правительствах.

В 1958 г. ВСНП приняло положение о прописке, что означало переход к территориальному и отраслевому закреплению рабочей силы. Было запрещено не только перемещение рабочей силы из сельской местности в город, но и между городами и даже между предприятиями. Государственные предприятия, составлявшие основу плановой экономики, не имели права самостоятельно принимать решения о приеме или увольнении работников. Работники не могли уволиться по собственному желанию. Система прописки, распределение продуктов питания и потребительских товаров по карточкам, отсутствие рынка жилья при его огромном дефиците и неразвитость механизмов государственной политики социального обеспечения характеризовали ситуацию в сфере распределения рабочей силы в плановой экономике Китая. Эта система по сути дела являлась одним из вариантов социалистической системы пожизненной занятости и получила название «железной чашки риса» (те фань вань). В этой системе организация (даньвэй) на предприятиях государственной и коллективной форм собственности была гарантом предоставления социального обеспечения.

В наибольшей степени система социального обеспечения была развита в городах на предприятиях государственного сектора, работники которого получали гарантированный минимум социальных услуг, а именно бесплатное жилье, медицинские услуги, пенсии и выплаты по временной нетрудоспособности. В этих условиях трудоустройство на государственных предприятиях, особенно крупных, было наиболее привлекательно для населения, в результате чего общепринятой практикой стало наследование рабочих мест, когда родственники уходящего на пенсию работника, трудоустраивались на этом же предприятии вне зависимости от уровня квалификации и образования. Однако все эти привилегии были уделом исключительно категории постоянных работников государственных предприятий. Другие категории работников государственных предприятий получали более низкую зарплату и более ограниченный пакет социальных услуг. В особом положении находилась категория временных рабочих, которые набирались на определенный срок из сельской местности по договору с народными коммунами. Они были заняты на наиболее низкооплачиваемых и тяжелых работах, не имели прав на социальные услуги, а вместо жилья получали место в общежитии.

Предприятия государственного сектора были наиболее независимыми хозяйственными субъектами в экономической структуре страны. Они обладали развитой сетью социальной инфраструктуры, куда входили общежития, детские сады, школы, профессионально-технические училища, магазины, больницы, поликлиники. Наличие этой инфраструктуры, с одной стороны, способствовало созданию системы социального обеспечения в масштабах городской экономики, но с другой стороны, оказывало отрицательное влияние на производственную деятельность предприятия, являясь для них дополнительным финансовым бременем.

Экономическая реформа привела к реформированию системы трудоустройства. С появлением новых форм собственности у населения, прежде всего городского, появляются новые возможности трудоустройства, минуя государственные каналы распределения рабочей силы. С другой стороны, реформа государственных предприятий вела к сокращению численности занятых.

В дореформенной плановой экономике полноценный рынок рабочей силы не мог сложиться из-за невозможности свободного перемещения рабочей силы. Избыточная рабочая сила сформировалась в государственном секторе, где она оценивалась на период начала реформ примерно в 40 млн. человек, и в сельской местности из-за ограничений, создаваемых системой прописки.

В условиях реформ ситуация в сфере трудоустройства заметно изменилась. Роль государства в регулировании и распределении рабочей силы стала постепенно сокращаться и принимать другие формы. Для решения вопросов трудоустройства в начале реформ стали создаваться «компании трудовых услуг» в городах, через которые трудоустраивалась как молодежь, не имеющая необходимой профессиональной квалификации, так и безработные.

Более современной формой организации трудоустройства стали биржи труда, однако с самого начала только городские безработные могли регистрироваться на них. Постепенно была отменена практика наследования рабочих мест детьми работников государственных предприятий, досрочно уходящих на пенсию, которая была частью политики пожизненной занятости в плановой экономике.

Вместо системы централизованного распределения рабочей силы в 1980-х гг. началось использование таких форм найма как проведение конкурсных экзаменов при приеме на работу и система трудовых договоров на государственных предприятиях. Внедрение трудовых договоров шло медленно, на договорной основе принимали только новых работников. Категория постоянных рабочих долгое время оставалась вне действия системы трудовых договоров. Многие предприятия индивидуально-частного сектора в нарушение трудового законодательства нанимали работников, особенно из числа крестьян-мигрантов без оформления договорных отношений. Тем не менее, в настоящее время примерно 90% рабочих и служащих в городской экономике охвачены этой системой.

Другое направление реформы в системе распределения рабочей силы было связано с сокращением избыточной рабочей силы на государственных предприятиях. Этот процесс начался в 1980-е гг., но наиболее активно стал развиваться в 1990-е гг. В ходе реформ только за период 1998-2003 гг. с государственных предприятий было сокращено более 28 млн чел. Хотя работников, которых увольняли с предприятий государственного и коллективного сектора, относили к особой категории, которая получила название сяган (то есть, освобожденные, но не потерявшие связь с предприятием), тем не менее, они, как и другие безработные нуждались в трудоустройстве.

Политика государственного регулирования рынка труда, помимо разработки соответствующего законодательства, регистрации безработных и создания бирж труда, предполагает также меры по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, разработку программ по подготовке и переподготовке рабочей силы, программ содействия найму рабочей силы и создание системы страхования безработицы.

Вскоре после начала реформы государственного сектора правительство разработало и с 1995 г. стало проводить в масштабах всей страны Программу возобновления занятости. Исходя из того, что высокие темпы экономического роста содействуют расширению масштабов и сфер занятости, государство со второй половины 1990-х гг. проводило активную финансовую политику, увеличивая инвестиции в развитие инфраструктуры и повышая доходы малообеспеченного населения. Расширению занятости также активно способствовало развитие негосударственного сектора.

Для людей, потерявших работу и желающих заниматься предпринимательством, государство предлагает налоговые каникулы и на три года отменяет подоходный налог. Им также предоставляются низкопроцентные кредиты, которые гарантируются в специально созданном для этих целей гарантийном фонде. Предприятиям, которые сохраняют излишнюю рабочую силу или помогают в трудоустройстве уволенным работникам, также могут быть предоставлены налоговые льготы. Местные отделения Министерства труда и социального обеспечения предлагают услуги по трудоустройству, включая регистрацию заявок на работу, предоставляя информацию и рекомендации, возможность пройти бесплатную профессиональную переподготовку.

Для стимулирования роста занятости государство создает центры по переподготовке и переквалификации, новые рабочие места, биржи труда для повторного трудоустройства. Тем не менее, результаты обследования рынка труда пяти городов (Шанхая, Шэньяна, Ухани, Фучжоу и Сиани) свидетельствуют о том, что масштабы переподготовки для повторного трудоустройства не так велики. По данным обследования, только 12% тех, кому нужна работа, получили возможность пройти переподготовку. Основная причина обычно заключается в дефиците финансовых средств, которые обязаны выделять для этих целей местные власти. С другой стороны, данные обследований также свидетельствуют о том, что осуществление повторного трудоустройства зависит не только от помощи правительства, но от усилий и способностей самих безработных. Наиболее длительный срок поиска работы наблюдался у тех безработных, которые досрочно вышли на пенсию и воспользовались пенсионными льготами, либо смогли получить пособия по безработице. Кроме того, большие сложности с трудоустройством испытывали люди старших возрастов с низким уровнем образования и квалификации.

Важной составляющей создаваемой государством системы социального обеспечения является страхование безработицы. По данным на конец 2009 г. в страховании по безработице участвовало 127 млн чел., т. е. 41% занятого городского населения, а выплаты по безработице получали 2,3 млн чел.

В создании новых рабочих мест в 1980-е – первой половине 1990-х гг. большую роль сыграли трудоемкие производства легкой промышленности, многие из которых возникли в сельской местности. Однако ресурс поглощения избыточной рабочей силы на путях сельской индустриализации за счет массового создания поселково-волостных предприятий во многом исчерпал себя уже к концу 1990-х гг. Со второй половины 1990-х гг. эта роль перешла к отраслям третичного сектора. Учитывая, что доля третичного сектора в отраслевой структуре занятости пока еще очень низкая (33,2%), именно с ним связаны перспективы трудоустройства рабочей силы на ближайшие десятилетия.

По мере развития реформ снижается роль государственного сектора в экономике страны и соответственно сокращаются возможности создания на государственных предприятиях новых рабочих мест. К настоящему времени на государственных предприятиях уже занято менее 1/4 рабочей силы города. Коэффициент вклада государственного и коллективного секторов экономики в увеличение занятости оценивается примерно в 27%. Соответственно растет значение предприятий национального индивидуально-частного и иностранного капитала в обеспечении проблемы занятости.

Таким образом, в процессе перехода к рыночной экономике роль государства в регулировании рынка труда, а также формы этого регулирования меняются. Тем не менее, сохраняются некоторые жесткие административные формы контроля государства над населением страны. Оно по-прежнему продолжает вмешиваться в процесс взаимоотношений работника и предприятия. В частности, трудовые договора между работником и предприятием не только государственных и коллективных, но и других форм собственности должны утверждаться в Управлении труда и кадров местных правительств.

Сохранение системы прописки и барьеров на пути миграции свидетельствует о том, что в стране пока не существует единого сложившегося рынка рабочей силы. Процесс формирования рынка рабочей силы далеко не завершен, и в нем прежде всего следует выделить 2 основных сегмента: городской и сельский рынки, каждый их которых развивается обособленно друг от друга. Деление рынка рабочей силы на отдельные сегменты осуществляется и по формам собственности, так как положение работников и условия работы на предприятиях государственной, коллективной, индивидуально-частной форм собственности пока очень сильно отличаются.