3.4. Государственное имущество: проблема контроля
Актуальной является проблема обеспечения права собственности государства на имущество, находящееся в распоряжении предприятия. Продажа и акционирование государственных предприятий сопровождаются занижением стоимости государственного имущества, хищениями и различными спекулятивными сделками, приводящими к утечке государственного имущества. По некоторым оценкам, ежегодно утечка государственного имущества составляет 40 млрд. юаней. По другим данным, финансовые доходы от продажи государственного имущества в 2003 г. должны были составить 100 млрд. юаней, однако государство получило только 1 млрд. юаней. Несмотря на то, что в соответствии с законодательством процесс продажи и перехода государственного имущества в другие формы собственности должен проходить через открытые аукционы, по данным статистики за 2005 г., эта форма перехода применялась только в 10% случаев.
С целью усиления контроля над государственным имуществом правительство предприняло ряд шагов. Была создана система так называемого вневедомственного, то есть внешнего контроля над деятельностью предприятий, так как внутренний контроль со стороны правительственных органов был признан слабым и зачастую неэффективным. В 1998 г. был учрежден институт специальных уполномоченных контролеров Государственного совета. В результате деятельности института уполномоченных было выявлено большое количество предприятий, на которых совершались грубые финансовые нарушения, осуществлялась различного рода незаконная деятельность, был характерен низкий управленческий уровень и т.д. Деятельность этой структуры еще раз показала, что, несмотря на формальный отказ от методов прямого административного вмешательства, государство на практике продолжает оказывать сильное воздействие на производственную деятельность государственных предприятий.
Следующим шагом в совершенствовании контроля над государственным имуществом на предприятиях стало создание в 2003 г. Комитета по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР и его многочисленных филиалов на местах. В соответствии с предоставленными полномочиями, Комитет направляет и содействует реформированию и реорганизации государственных предприятий; осуществляет надзор за сохранением государственного имущества; совершенствует и укрепляет структуру управления; проводит процедуру назначения, увольнения и аттестации руководителей предприятия; разрабатывает проекты законов и административно-правовых норм управления госимуществом; осуществляет руководство и контроль в отношении управления государственной собственностью на предприятиях. Так как главной проблемой государственного сектора на современном этапе остается утечка капитала, то к числу основных задач Комитета по контролю и управлению государственным имуществом также относится сохранение и защита государственного капитала, концентрация общественного капитала за счет привлечения частного иностранного и национального капитала, повышение качества структуры капитала.
На данной ступени развития Комитеты являются переходной структурой, совмещающей функции контроля и управления государственным имуществом. После завершения реформы государственного сектора, которое предполагается к 2015-2020 гг., Комитеты уже не смогут непосредственно вмешиваться в деятельность предприятия. Объектом их контроля останется государственная часть имущества на предприятии, которой они будут управлять от имени государства как собственники и акционеры. Они также не смогут назначать или увольнять руководителей предприятия, которые будут выбираться правлением акционеров.
В настоящее время в общей сложности Комитет и его филиалы контролируют деятельность более 1000 государственных предприятий. Большая часть сотрудников Комитета – чиновники партийных и правительственных органов, с чем связаны негативные стороны его деятельности, использование административных методов управления. Многие местные филиалы Комитета считают своей главной задачей полную распродажу государственного имущества.
В будущем за государственным сектором должны сохраниться базовые сооружения (аэропорты, порты, ирригационные объекты), военная промышленность, базовые отрасли (связь, коммуникации, энергетика, сырьевые производства), а также часть крупных предприятий и корпораций в электронике, машиностроении, нефтехимии и автомобилестроении. Монополия государства в авиационном и железнодорожном транспорте, кредитно-банковских учреждениях и страховых компаниях продолжает сохраняться, тем не менее, в начале текущего десятилетия правительство начало процесс акционирования в этих отраслях третичного сектора. Это потребует очень длительного времени и привлечения капитала иностранных и китайских частных инвесторов.
Активизация процесса акционирования государственного сектора и продажи государственного имущества стимулировала очередную дискуссию. Некоторые зарубежные и китайские экономисты считают, что в Китае начался процесс приватизации. Тем не менее, правительство предпочитает использовать другую формулировку – «преобразование форм общественной собственности». Оно подчеркивает, что акционирование предприятий не может рассматриваться как форма приватизации и перехода государственной собственности в частные руки, напротив, оно является формой концентрации капитала, которая позволит государству более эффективно управлять материальными и финансовыми ресурсами.
Отмечается, что в результате политики создания крупных объединений и корпораций сократилось вмешательство государства в производственную деятельность, повысился уровень менеджмента на государственных предприятиях. Положительным результатом реформы государственного сектора стало уменьшение удельного веса убыточных государственных предприятий и сокращение социального бремени.
Yandex.RTB R-A-252273-3- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки