logo
Кучук

2.2. Государственный сектор

Реформа государственных предприятий началась одновременно с реформой в деревне и прошла несколько этапов. На первом этапе (1979-1984) предприятиям была передана часть прав на ведение хозяйственной деятельности и разрешение распоряжаться частью прибыли. На этом этапе реформа проводилась в качестве эксперимента на предприятиях в крупнейших городах – Пекине, Шанхае, Тяньцзине и Чунцине. Главная цель этого эксперимента заключалась в стимулировании производственной и хозяйственной активности работников предприятий через систему материального поощрения.

На следующем этапе (1984-1986) реформы предприятий началось сокращение административного аппарата, реформа налоговой системы и введение системы ответственности директора. На этом этапе конкуренцию государственным предприятиям стал составлять негосударственный сектор, представленный, в первую очередь, так называемыми поселково-волостными предприятиями. Негосударственные предприятия, возникновение и развитие которых проходило в условиях жесткой конкурентной борьбы, не могли рассчитывать на распределяемые государством по низким ценам материальные и финансовые ресурсы, поэтому они обладали более высокой хозяйственной эффективностью. В результате негосударственные предприятия все более активно подключались к получению дефицитных ресурсов.

Фактически конкуренция со стороны негосударственного сектора явилась мощным фактором, который способствовал преобразованиям на государственных предприятиях на втором этапе, включая замену отчислений от прибыли налоговой системой, замену бюджетных ассигнований на кредиты, акционирование. В целях повышения хозяйственной самостоятельности государственных предприятий правительство постепенно снижало удельный вес директивного планирования и увеличивало удельный вес направляющего планирования. К 1990 г. удельный вес промышленной продукции, находящейся в сфере директивного планирования, сократился до 16%, а удельный вес товаров, экспорт которых полностью контролировался государством, снизился до 20%.

Расширение самостоятельности государственных предприятий затрагивало такие сферы, как реализация продукции, ценообразование, закупка производственных ресурсов, использование свободных средств, распределение зарплат и премий и т.д. В соответствии с принятыми постановлениями государственные предприятия могли после выполнения государственного плана, производить сверхплановую продукцию и продавать ее по рыночным ценам.

Для упорядочения отношений между государственными предприятиями и правительством с середины 80-х гг. в Китае была проведена реформа по замене отчислений от прибыли налоговыми платежами. В период существования централизованной экономической системы государственные предприятия отчисляли всю полученную прибыль в бюджет, в ходе реформы они были переведены на налоговую систему взаимоотношений с государством. Оставление части прибыли предприятию после уплаты налогов должно было стимулировать экономическую заинтересованность предприятия в повышении уровня прибыли. На начальном этапе налоговой реформы все крупные и средние государственные предприятия были переведены на уплату подоходного налога по ставке 55%, ставка для мелких государственных предприятий была более низкой.

На следующем этапе преобразований существовавший в централизованной экономической системе единый торгово-промышленный налог был разделен на НДС, налог на хозяйственную деятельность и потребительский налог. Кроме того, были введены другие налоги, в том числе налог на недвижимость, на пользование землей и др. В результате замены отчислений от прибыли налоговыми платежами сформировалась современная налоговая система, которая сыграла важную роль в становлении рыночной системы, так как способствовала укреплению хозяйственной самостоятельности предприятия.

После проведения реформы хозяйственного механизма у предприятий появилась возможность самим продавать произведенную продукцию по регулируемым либо рыночным ценам и прибыль, которую они могли направлять на расширенное воспроизводство. Так как для производства внеплановой продукции предприятиям требовались материальные и финансовые ресурсы, необходимо было создать новые каналы обращения этих ресурсов. Таким образом, встала задача реформы системы планового распределения ресурсов, которая предполагала преобразования в системе управления материальными ресурсами, внешней торговле и кредитно-денежном обращении. Наиболее быстро и последовательно осуществлялась реформа управления материальными ресурсами, преобразования в кредитно-денежной сфере оказались самыми медленными.