logo
Кучук

6.6. Комплексная зона Пудун

Наиболее известным примером комплексной зоны, включающей в себя несколько функциональных внутренних зон, является Пудун, созданный в г. Шанхае и занимающий территорию более 500 кв. км. Пудун включает 9 зон: зона свободной торговли Вайгаоцяо, зона финансов и торговли Луцзяцзуй, зона промышленности и экспорта Цзиньцяо, зона высоких технологий Чжанцзян, промышленная зона Ванцяо, сельскохозяйственная зона Сансяо, туристическая зона Хуася. Основу экономики Пудуна составляют предприятия с иностранным капиталом, которые производят половину валового продукта и обеспечивают 70% его экспорта. В Пудуне самый высокий показатель среднего объема иностранного капитала, приходящегося на одно предприятие. По объемам инвестиций в Пудуне лидирует Гонконг, затем Япония и США. Хотя в Пудуне создана крупная промышленная база, представленная производством бытовой электроники и электротехники, вычислительной техники, средств связи, приборостроения, точного машиностроения, фармакологической промышленностью, производством комплектующих для автомобилестроения, тем не менее, приоритетной сферой привлечения иностранного капитала является третичный сектор: финансы, недвижимость, торговля, на которые приходится две трети объема иностранных инвестиций.

Правительство Китая завершает 20-летнюю программу деятельности экономических зон, так как они в основном выполнили свои задачи привлечения в страну иностранного капитала, технологий, опыта управления. После вступления в ВТО в 2001 году, Китаю был определен переходный период, по окончании которого всем участникам хозяйственной деятельности и всем регионам должны быть обеспечены равные права в сфере налогов, инвестиций и кредитов. Преференции, которые получили и до настоящего времени пользуются экономические зоны, поставили их в приоритетное положение по сравнению с другими регионами страны. Экономические зоны также имели в своем распоряжении такой важный ресурс как поддержка центрального и местных правительств. Предприятия с иностранным капиталом в экономических зонах пользовались налоговыми каникулами, срок которых мог быть продлен до 5 лет, и 50% скидкой с уплаты подоходного налога в течение еще нескольких последующих лет. До 2008 г. ставка подоходного налога определялась для них в пределах 15-24% при уровне стандартного подоходного налога по стране 33%. В настоящее время подоходный налог для предприятий всех форм собственности установлен на уровне 25%, и льготы сохранены только для получивших на это разрешение правительства предприятий отраслей высоких технологий. До 1997 г они пользовались таможенными льготами, прежде всего, освобождением от уплаты таможенных пошлин при импорте оборудования, сырья, комплектующих, средств транспорта и оборудования для офисов инвесторов. На них распространялись льготы по оставлению определенной части (иногда 100%) валютной выручки, получения экспортных и низкопроцентных кредитов.

Естественно, что по уровню своего развития экономические зоны значительно отличаются от остальной части страны. Они имеют более высокие темпы экономического роста, а их население – гораздо более высокий уровень жизни по сравнению с остальной частью Китая. К настоящему времени основные налоговые льготы и преференции в отношении прямых иностранных инвестиций в Китае отменены, что естественно не может не сказаться на перспективах экономических зон. Однако свою главную задачу – содействие экономической модернизации и открытости внешнему миру – экономические зоны в основном успешно выполнили. Возможный отток иностранного капитала в связи с постепенным отказом от политики преференций может быть компенсирован развитием национального капитала. Таким образом, превращение экономических зон из «изолированных островов» в технопарки, обычные промышленные зоны является естественным и логическим путем их развития.

Формирование региональной экономической политики началось в период осуществления плановой экономической модели, затем продолжилось в ходе экономических реформ 80-90-х годов. Отличительной чертой региональной политики на протяжении всего этого периода было преимущественное использование правительством административных методов, которые препятствовали развитию экономических связей между регионами и к концу ХХ в. привели к обострению региональных противоречий и усугублению неравномерности развития регионов. Вопрос выработки эффективной региональной политики до настоящего времени остается предметом ожесточенных споров в научных кругах. Тем не менее, основные направления региональной политики центрального правительства на современном этапе определяются следующим образом: 1. сокращение межрегиональных противоречий; 2. защита окружающей среды; 3. строительство крупных базовых инфраструктурных сооружений межрегионального уровня. Предполагается также изъять у административно-территориальных образований, то есть у провинциальных правительств, макрорегулирующие функции и передать их крупным регионам. Дальнейшее развитие экономических регионов будет происходить на основе создания современной многоуровневой системы макроэкономического управления.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие исторические причины определили региональные диспропорции в Китае?

  2. Как повлияла региональная экономическая политика на изменение региональной экономической структуры в 50-е гг.?

  3. Что означала политика «опоры на собственные силы», и какие причины ее обусловили?

  4. Охарактеризуйте программу «третьей линии обороны» и ее результаты.

  5. Почему на начальном этапе реформ правительство проводило политику преференций в отношении Восточного Китая, и была ли эта политика успешной?

  6. Как формировалась региональная экономическая структура в период реформ 80-90-х гг.?

  7. В чем заключаются основные различия в программах развития Западного и Северо-Восточного Китая?

  8. Какие факторы определили развитие зоны реки Чжуцзян?

  9. Охарактеризуйте основные виды специальных экономических зон.

  10. В чем заключаются положительные и отрицательные стороны деятельности первых экономических зон в Китае?

  11. В чем состоят основные различия специальных экономических зон и зон технико-экономического развития?

  12. Почему зоны высоких технологий называют зонами третьего поколения, и в чем причины их успешного функционирования в Китае?

  13. Сохранятся ли в Китае специальные экономические зоны после полной отмены политики преференций в отношении иностранного капитала?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4