logo
Кучук

1.1. Экономическая централизация

Экономический кризис, прежде всего в сельском хозяйстве, заставил руководство страны пойти на отказ от политики «большого скачка» и крайних форм обобществления в китайской деревне и принять программу урегулирования, которая получила название «курса восьми иероглифов» (урегулирование, укрепление, пополнение и повышение). Данная программа была разработана крупнейшим китайским экономистом и политическим деятелем Чэнь Юнем, ее осуществление было рассчитано на 10 лет и фактически началось с 1961 г. Экономическую политику этого периода иногда сравнивают с политикой НЭПа в 20-х гг. ХХ века в СССР, с которой ее роднит либерализация в системе собственности. Однако, с другой стороны, программа урегулирования предусматривала возвращение к политике достаточно жесткой экономической централизации. Кроме того, политика урегулирования включала в себя усиление поддержки сельского хозяйства, сокращение бюджетного дефицита, обеспечение прожиточного минимума населения, а также сдерживание инфляционных процессов.

Устойчивый дефицит государственного бюджета, возникший в период «большого скачка» (18,9 млрд. юаней за 1958-1962 гг.), значительно сократил инвестиционные возможности государства. Поэтому государство вновь возвращается к политике концентрации финансовых и материальных ресурсов в руках центрального правительства. Промышленные предприятия, переданные в период «большого скачка» местным правительствам, были возвращены под управление центрального правительства. Для укрепления позиций центрального аппарата управления была проведена реорганизация ряда промышленных министерств, расширены их права, созданы новые отраслевые министерства. Центральные ведомства играли важную роль в сфере планирования, стандартизации, ценообразования, распределения ресурсов и капитального строительства. Чтобы найти рациональное сочетание отраслевых и территориальных принципов управления, административных и экономических методов стимулирования производства, в экспериментальном порядке создавались производственные объединения типа трестов, которые занимались решением вопросов снабжения и сбыта продукции предприятий.

Укрепление позиций центрального правительства сопровождалось сокращением прав местных правительств в сфере капитального строительства, материально-технического снабжения и ценообразования. Самостоятельность предприятий государственного сектора также была существенно ограничена. Предприятия были лишены тех прав хозяйственной деятельности, которые они получили в период «большого скачка», в частности, были восстановлены все директивные показатели, определяющие деятельность предприятия, снижена доля прибыли, оставляемой предприятию с 13% до 6,9%, прекращено кредитование оборотных фондов.

Значительная часть мелких предприятий, созданных в период «большого скачка», была закрыта, перепрофилирована, либо прошла процесс слияния. Прежде всего это было характерно для тех отраслей, которые пережили настоящий бум строительства мелких предприятий: черной металлургии, химической, машиностроения, строительных материалов. В этих отраслях по причине экономической неэффективности в период урегулирования было закрыто от 70 до 32% всех мелких предприятий. Крестьяне, которые в массовых масштабах переселялись в период «большого скачка» в город для работы на промышленных предприятиях, были возвращены в деревню, в результате чего численность городского населения сократилась на 26 млн. чел.

Период урегулирования 1963-1965 гг. фактически оказался вне рамок пятилетних планов, так как система планирования в общегосударственном масштабе была полностью дезорганизована и ее восстановление шло с большим трудом.

Усиление централизации в управлении предприятиями государственного сектора сопровождалось политикой либерализации в системе собственности. Цель политики заключалась в создании более гибкого и эффективного хозяйственного механизма. Значительно сократилось число государственных предприятий в промышленности и торговле, многие мелкие предприятия легкой промышленности были преобразованы в кооперативные. В третичном секторе возникло большое количество кооперативных и мелких частных (индивидуальных) предприятий: ресторанов, мастерских, магазинов; были открыты рынки кооперативной и частной торговли. Численность занятых в мелком частном секторе в 1965 г. возросла до 1,7 млн. чел. В народных коммунах в сельской местности создавались кооперативные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов, сельскохозяйственного инвентаря.