logo search
Кучук

3.4. Городские коммерческие банки

Городские банки (115) также создавались местными правительствами на долевой основе, деятельность их была ограничена рамками конкретного города, то есть в отличие от других коммерческих банков они не могли создавать филиалы в других городах. Это достаточно молодые и небольшие по масштабам банки. В соответствии с Законом о коммерческих банках, минимальный размер уставного капитала при создании городского банка составляет 100 млн. юаней (национального коммерческого банка – 1 млрд. юаней). Первые городские коммерческие банки стали создаваться с середины 1990-х гг. в крупных городах. По сравнению с другими категориями банков деятельность городских банков менее эффективна, они тесно связаны с местными правительствами, которые являются основными акционерами и поэтому определяют политику этих банков. Это являлось одной из причин высокого уровня «плохих долгов», однако к концу 2005 г. этот показатель понизился с 11,5% до 7,7%. Хотя на начальной стадии создания деятельность городских банков ограничивалась узкими локальными рамками, однако наиболее успешные банки таких городов, как Шанхай, Пекин, Нанкин, Сиань, Ханьчжоу, Цзинань в 2005 г. получили разрешение на создание филиалов в других городах и выпуск облигационных займов. Примером наиболее успешного городского банка является Пекинский банк. В 2008 г. уровень плохих долгов банка снизился до 1,74%, а достаточность капитала выросла до 19,1%. В целом роль городских коммерческих банков в городской экономике пока недостаточна, однако она растет, в частности, их доля в совокупном объеме банковских кредитов выросла до 8,7%. Еще одной тенденцией последних лет является очень быстрый рост частного капитала в активах этой категории банков. Этот показатель вырос до 45%.

Сельские кооперативные и коммерческие банки, сельско-поселковые банки. К концу 2010 г. было создано 155 сельских коммерческих, 210 сельских кооперативных и 440 сельско-поселковых банков. Они формируются на основе объединения сельских кредитных кооперативов в уездных городах, а также привлечения «народного» частного капитала, функционировавшего в теневой экономике. Преобразование кредитных кооперативов проводит Комитет по контролю и управлению банковской деятельностью, после чего управление созданными банками планируют передать провинциальным властям. В перспективе предполагается все сельские кооперативные банки преобразовать в коммерческие, увеличить число банков в сельской местности, привлечь в них национальный и иностранный частный капитал.

Созданию сельско-поселковых банков правительство придает особое значение, так как именно они должны стать центральным звеном в кредитовании крестьян и малых предприятий поселков, волостей и деревень, где дефицит финансовых ресурсов является наиболее острым. За 2009-2011 гг. планировалось открыть более 1000 таких банков, но к середине 2011 г. было открыто менее половины. Их активы составили 150 млрд. юаней, а сумма выданных кредитов – 87 млрд. Крестьяне и малые предприятия образовали основную массу заемщиков (81%). Как правило, в качестве основных учредителей выступают коммерческий банк и несколько предприятий. В 2011 г. было принято решение, что сельско-поселковые банки должны стать дочерними структурами коммерческих банков.

Создание сельских банков в перспективе имеет очень важное значение, так как дефицит кредитов является одним из основных барьеров на пути развития сельской экономики. Существующие крупные банки, призванные обслуживать сельскую экономику, начали сворачивать свою деятельность в сельской местности в конце 1990-х гг. Чтобы стимулировать создание сельских коммерческих банков, государство предъявляет достаточно мягкие требования к уставному капиталу – 3 млн. юаней. Однако этот порог, по мнению специалистов, является высоким для сельских банков. Чтобы снизить финансовые риски в отношении сельских банков, Комитет по управлению и контролю в банковской сфере предполагает сохранить жесткий контроль над их деятельностью.

Акционирование сельских кредитных кооперативов и их преобразование в сельские банки началось с 2003 г. В период реформ сельские кредитные кооперативы не были самостоятельными и в организационном отношении подчинялись Сельскохозяйственному банку Китая. Однако они сыграли большую роль в оказании финансовой поддержки сельскому хозяйству и крестьянам. Услугами сельских кредитных кооперативов пользовались 25% крестьян, которые получают небольшие кредиты (не более 5 тыс. юаней) для производственных и личных целей. Абсолютное большинство кредитных кооперативов было убыточно, а уровень плохих долгов был самым высоким среди финансовых структур и превышал 40%. Государство списало безнадежные долги кооперативов, что позволило значительно снизить уровень плохих долгов и повысить коэффициент достаточности капитала. Численность кооперативов постепенно снижается и к настоящему времени не превышает 21 тыс.

В дополнение к кооперативам в сельской местности создаются новые финансовые структуры: кредитные компании, компании мелкого кредита, кооперативы финансовой взаимопомощи

Доля сельских кооперативов и сельских банков в общей массе выдаваемых кредитов в 2009 г. достигла 12%. Деятельность сельских кредитных структур охватывает сельское население, а также мелкие и средние предприятия негосударственного сектора, которые оказались вне сферы интересов более крупных банковских структур. Фактически они создают обособленный кругооборот средств, направленный на использование сбережений населения для финансирования местных бюджетов.