logo search
Кучук

5.2. Плохие долги: пути решения проблемы

Важнейшим условием реструктуризации банков являлось решение проблемы плохих долгов. Как основные источники капитала для предприятий, банки несут финансовые риски, связанные с невыполнением предприятиями обязательств по кредитам. Эти риски выражаются в плохих долгах. Так как к середине 90-х гг. государственные коммерческие банки накопили огромное количество невозвращенных предприятиями долгов, то НБК и Министерство финансов, чтобы поддержать стабильность кредитно-финансовой системы, поставили под жесткий контроль предложение банковских кредитов. Особенно усилился контроль над кредитными рисками коммерческих банков после азиатского финансового кризиса.

Сохранение в течение многих лет в банковской сфере монопольного положения «большой четверки», которая в соответствии с политикой правительства кредитовала исключительно крупные государственные предприятия независимо от надежности заемщиков и эффективности их хозяйствования, привела к возникновению проблемы плохих долгов. С этой проблемой на разных стадиях перехода к рынку столкнулось большинство стран с переходной экономикой. Ее главная причина заключается в том, что деятельность банков, называющихся коммерческими, на деле является непосредственным продолжением функций правительства.

В Китае проблема плохих долгов возникла в 1980-е гг., но только во второй половине 1990-х гг., когда перед банковским сектором встала необходимость проведения достаточно радикальных реформ, правительство приступило к выработке политики решения проблемы плохих долгов, обозначив ее как главную проблему банковской сферы на современном этапе.

Дать точную оценку масштабов плохих долгов, накопленных банковской системой Китая, достаточно сложно. Основная масса плохих долгов была накоплена четырьмя государственными коммерческими банками к середине 1990-х гг. Осознав эту проблему, правительство приняло решение о создании политических банков, которые должны были осуществлять некоммерческое кредитование. По официальным китайским данным, объем плохих долгов государственных коммерческих банков, на которые приходилась основная масса плохих долгов, составил в 1999 г. 26% совокупных активов. В процессе подготовки к акционированию большой банковской четверки в период 1999-2006 гг. правительство осуществило огромные валютные вливания в эти банки для улучшения структуры их активов. Реформа банковской системы в 2000-х гг. способствовала повышению эффективности банковской системы, что в частности, отразилось на уменьшении уровня плохих долгов. Из большой четверки наиболее высокий уровень плохих долгов сохранился у Сельскохозяйственного банка. Уровень плохих долгов акционерных коммерческих банков снизился с 16% в 2001 г. до 4,2% в 2005 г.; у политических банков – с 21,4% до 4,3%, в сельских кооперативах данный показатель снизился с 47,1% до 17,5%. В 2008 г. уровень плохих долгов Промышленно-торгового банка, Банка Китая, Строительного банка, Сельскохозяйственного банка и Банка коммуникаций снизился соответственно до 2,37%, 2,58%, 2,17%, 4% и 1,75%, а средний показатель плохих долгов основных китайских банков оценивался в 5,02%. В 2010 г., по данным официальной статистики, объем плохих долгов составил 483 млрд. юаней или 1,48% банковских активов.

Оценки зарубежных экспертов значительно отличаются от официальной китайской статистики. По расчетам наиболее известных специалистов по банковскому сектору Китая Н. Ларди и Дж. Уолкера, в конце 1990-х гг. удельный вес плохих долгов в банковских балансах достигал 50%. К началу 2006 г. по сообщениям Financial Times, объем плохих долгов всех банков достиг 900 млрд. дол., превысив объем валютных резервов на тот период. При этом задолженность «большой четверки» оценивалась в 358 млрд. дол., этот показатель был в 2 раза выше данных официальной статистики. В 2007 г., по оценкам западных экспертов, уровень плохих долгов все еще составлял 10-15% банковских активов. Одной из важных причин плохих долгов являлся более низкий уровень требований к заемщикам китайских банков по сравнению с иностранными банками. Значительные расхождения в западной и китайской статистике объяснялись, в том числе, за счет разных методик подсчета долгового бремени китайских банков. В настоящее время Китай перешел на международную систему оценки банковских долгов, однако разница в оценках западных и китайских экономистов продолжает сохраняться.

Следует отметить, что до последнего времени уровень плохих долгов у Китая был больше, чем в Таиланде, Малайзии, Индонезии и других странах Азии, где в 1997 г. разразился финансовый кризис. В числе причин, которые сформировали столь значительный объем плохих долгов в банковском секторе Китая, экономисты называют:

- вмешательство в работу банков органов государственного управления, как на уровне центрального, так и местных правительств;

- правительственная поддержка государственных предприятий, как основных объектов кредитования;

Все имеющиеся причины, по существу, можно сгруппировать в две основные группы: проблемы незавершенности реформирования государственных предприятий и пороки кредитно-финансовой системы. Государственные органы власти оказывали прямое вмешательство в оперативную деятельность банков с целью кредитования убыточных предприятий и приоритетных с точки зрения правительства проектов.

После перевода в 1984 г. предприятий государственного сектора с бюджетного финансирования на банковское кредитование в качестве инструмента контроля центрального правительства за кредитованием были введены кредитные квоты, которые использовались государственными банками на поддержку государственных предприятий. Результатом такого подхода и стало огромное количество накопленных долгов.

В числе мер по решению проблемы плохих долгов, прежде всего, следует назвать политику либерализации процентной ставки. Хотя пока контроль НБК за процентными ставками на кредиты и депозиты не отменен, но идет постепенное расширение «коридора», в рамках которого коммерческие банки могут изменять величину процентной ставки. Во второй половине 1990-х гг., НБК многократно снижал процентные ставки по кредитам, что позволило банкам увеличить объемы кредитования, а с другой стороны, способствовало сокращению суммы долгов, выплачиваемых государственными предприятиями. Однако в связи с либерализацией в банковской сфере процентная ставка по кредитам начала расти с конца 2002 г. и накануне финансового кризиса 2008 г. она поднялась до 7,83%.

Так как объем кредитной массы продолжает быстро расти, и государственные предприятия остаются главными получателями кредитов, то проблема плохих долгов сохраняет свою актуальность. Трудно прогнозировать, какая часть выданных кредитов в будущем превратится в плохие долги.

Важным шагом в решении проблемы плохих долгов в Китае было учреждение в 1994 г. политических банков, что способствовало уменьшению нагрузки, связанной с финансированием крупных государственных проектов на государственные коммерческие банки. Однако, как показала практика, это привело к перемещению плохих долгов от государственных коммерческих к политическим банкам, по сути, не меняя причины их возникновения.

Совершенно очевидно, что для решения проблемы плохих долгов необходима не только реформа банковской системы, но и реорганизация управления предприятий государственного сектора.

В 1999 г. была проведена рекапитализация «большой четверки» за счет доходов от размещения специального облигационного займа в размере 270 млрд. юаней. С 1997 г. в течение нескольких лет Министерство финансов разрешало банкам списывать ежегодно плохие долги в размере 3% от совокупных активов. В банках была введена система «пожизненной ответственности, по которой менеджеры банков должны были отвечать за ошибки при выдаче кредита даже после ухода на пенсию.

По решению Госсовета КНР в 1999 г. были образованы четыре компании по управлению неликвидными активами четырех государственных банков (КУА), которые должны были взять на себя управление плохими кредитами.

КУА становились правопреемниками всех прав и обязательств соответствующих банков и получали права распоряжения неисполненными кредитными обязательствами на коммерческой основе. Они могли осуществлять обмен долгов на акции и активы должников, передавать и продавать долги, участвовать в реструктуризации этих предприятий, проводить аукционы по переоценке активов должников, участвовать в торгах на фондовой бирже, выпускать финансовые обязательства.

Активами Строительного банка Китая занималась компания Циньда, Промышленно-торгового банка – Хуажун, Сельскохозяйственного банка – Чанчэн, Банка Китая – Дунфан. КУА являются государственными финансовыми учреждениями. Их главная цель состоит в возврате просроченных кредитов государственных коммерческих банков, которые не возвращались заемщиками в течение длительного времени. КУА получили от Министерства финансов в качестве уставного капитала 40 млрд. юаней, кредит в размере 570 млрд. юаней от НБК, кроме того, выпустили финансовых облигаций на сумму 820 млрд. юаней.

В течение 2000 г. КУА выкупили у государственных коммерческих банков долги государственных предприятий на сумму 1,4 трлн. юаней и приступили к размещению активов. Основной механизм размещения – выпуск на сумму имущества предприятия акций и размещение их через фондовый рынок. По данным Комитета по контролю в банковской сфере, к началу 2004 г. КУА смогли вернуть примерно 38% стоимости плохих долгов.

Новым моментом в решении проблемы плохих долгов стало предоставление самим банкам права без участия КУА продавать плохие долги. В частности, как уже отмечалось, Morgan Stanley и Goldman Sachs подписали соглашения со Строительным банком Китая и Промышленно-торговым банком на прямой выкуп плохих долгов.

К решению проблемы плохих долгов подключился созданный в 2003 г. Комитет по контролю и регулированию банковской деятельности. В его задачу входит принятие правовых, экономических и административных мер, чтобы обеспечить максимальное возвращение плохих долгов, а также разработка новых стандартов по кредитованию, включая систему мер в отношении коммерческих банков в целях предотвращения появления новых плохих долгов. В частности, одной из таких мер стало разрешение государственным коммерческим банкам самим выступать в качестве компаний-операторов по управлению активами, что дает им право продавать плохие долги инвестиционным банкам и компаниям в Китае или за границей.

Большой процент плохих долгов свидетельствует о неэффективном управлении банковскими активами, поэтому необходимо создание современной системы менеджмента рисков, учета, оценки и управления рисками в коммерческих банках. Китай перешел к принятой в западной банковской практике разделения плохих долгов на пять категорий, что позволило более точно оценивать реальную стоимость банковских кредитов и удельный вес плохих долгов.

Решение проблемы плохих долгов невозможно без превращения государственных коммерческих банков в акционерные коммерческие банки, отказа от кредитования, как формы субсидирования государственных предприятий и перехода к реальному коммерческому кредитованию с использованием современных методик оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков. Одна из таких методик - создание единой информационной системы кредитных историй и присвоение предприятиям кредитного рейтинга. В 2008 г. в ней участвовало более 13 млн. предприятий и 74 млн. крестьянских дворов. Процесс акционирования государственных коммерческих банков с размещением акций на национальной и иностранных фондовых биржах уже начался, выход банков на фондовые рынки рассматривается, прежде всего, как возможность получить дополнительный источник средств для рефинансирования. С другой стороны, растет число предприятий, котирующих свои акции на фондовой бирже.