1.1. Структура государственного бюджета
Таблица 20. Доходы и расходы государственного бюджета (млрд. юаней)
| Доходы Всего % от ВВП | Расходы Всего % от ВВП | Баланс Всего % от ВВП |
1990 | 293,7 15,7 | 308,3 16,5 | 14,6 0,78 |
1995 | 624,2 10,3 | 682,4 11,2 | -58,2 0,95 |
2000 | 1.339,5 13,5 | 1.588,6 16,0 | -249,1 2,51 |
2004 | 2.639,6 16,5 | 2.848,7 17,8 | -209,0 1,3 |
2006 | 3.876,0 18,3 | 4.042,2 19,1 | -216,2 1,0 |
2008 | 6.131,6 20,3 | 6.242,7 20,7 | -111,1 0,36 |
2009 прогноз | 6.623,0 (+50,5 из фонда стабилизации бюджета) | 7.623,5 | -950,0 |
Формирование доходной части бюджета в дореформенный период происходило в основном за счет отчислений от прибыли государственных предприятий, так как именно они являлись основным источником поступлений в бюджет. После реформы налоговой системы отчисления от прибыли как форма изъятия прибыли государственных предприятий была отменена, и государственные предприятия были переведены на налоговую основу взаимоотношений с государством. В результате создания многоуровневой системы собственности налоги стали основным источником доходной части бюджета. Помимо налогов остальная часть бюджетных поступлений образуется за счет платежей на поддержку образования, использование водных ресурсов в городах, восстановление рудных ресурсов, экологию, а также за счет доходов от возвращения кредитов на капитальное строительство, выплат процентов. Неналоговые платежи в бюджет составляют немногим более 5%. В отличие от развитых стран, где основу налоговых поступлений составляют личные подоходные налоги с населения и налоги с корпораций, в Китае после отмены отчислений от прибыли государственных предприятий главным источником поступлений стали косвенные налоги. Особенность формирования бюджета в Китае также заключается в том, что в доходную часть включались дотации на погашение убытков государственных предприятий. Максимально высокого уровня они достигли в начале 90-х гг., но в ходе проведения реформы государственных предприятий их уровень стал постепенно снижаться, и в 2006 г. они сократились до 18 млрд. юаней. Кроме того, до середины 90-х гг. в доходную часть бюджета включались поступления от государственных внутренних и внешних займов, а в расходную – выплаты по их погашению. Однако по мере роста государственного долга займы были исключены из доходной части бюджета, но выплаты по погашению основной части и процентов по внутренней и внешней задолженности по-прежнему включаются в расходную часть бюджета.
Доходная часть бюджета, которая в 2008 г. увеличилась до 6.131,6 млрд. юаней, делилась между центром и местными правительствами в соотношении 53,3:46,7. Сумма возврата налогов, а также финансовых и специальных трансфертов, переданная центром местным правительствам, составила 2.294,5 млрд. юаней.
Расходная часть бюджета. Разделение бюджетных расходов по статьям осуществляется в соответствии с основными функциями правительства. В структуре расходной части бюджета Китая выделялось пять основных статей бюджетных расходов: экономические, социальные, управленческие, оборонные и прочие.
Таблица 21. Структура расходной части бюджета (%)
Годы | Всего млрд. юаней | Экономические расходы | Социальные расходы | Оборона | Административные расходы | Прочие расходы |
1990 | 308,3 | 44,4 | 23,9 | 9,4 | 13,5 | 8,8 |
1995 | 682,3 | 41,8 | 25,7 | 9,3 | 14,6 | 8,6 |
2000 | 1588,6 | 36,2 | 27,5 | 7,6 | 17,4 | 11,3 |
2004 | 2848,6 | 27,8 | 26,3 | 7,7 | 19,4 | 18,7 |
2006 | 4042,2 | 26,5 | 26,8 | 7,4 | 18,7 | 20,5 |
В отличие от развитых стран, где основу бюджетных расходов составляют непроизводственные социальные расходы, расходы государственного бюджета Китая сохраняют достаточно сильно выраженную экономическую направленность. Тем не менее, доля экономических расходов сократилась по сравнению с началом реформ и в 2006 г. составила немногим более одной четверти расходной части бюджета. Большой удельный вес экономических расходов бюджета объясняется сохранением в экономике позиций государственного сектора. При этом государство не только сохраняет за собой большое количество предприятий в отраслях промышленности и третичного сектора, но и ведет активную финансовую политику, продолжая строить крупные объекты в базовых отраслях промышленности и транспорте. Поэтому значительная часть экономических расходов бюджета по-прежнему направляется на капитальное строительство. Кроме того, государство финансирует научно-техническое развитие и модернизацию предприятий, оказывает поддержку сельскому хозяйству.
В 2006 г. впервые социальные расходы вышли на первое место в расходной части бюджета. Структура социальных расходов государства включает четыре основные статьи:
1) расходы на культуру, образование, науку, здравоохранение, спорт и пр.;
2) расходы на социальное обеспечение (выплаты из государственного бюджета в фонды базового пенсионного и медицинского страхования, страхования по безработице и от увечий на производстве) и занятость населения;
3) безвозмездные выплаты (дотации и субсидии инвалидам, бедному населению, семьям погибших и пр.);
4) расходы на выплату пенсий бывшим работникам правительственных учреждений.
В целом, следует признать, что показатель социальных расходов государства к ВВП в Китае является очень низким даже по сравнению со многими развивающимися странами. Так, например, еще в начале 90-х гг. было принято решение довести долю государственных расходов на образование до 4% ВВП, однако в 2007 г. этот показатель поднялся только до 2,85%. Доля бюджетных расходов на здравоохранение составляет всего 0,8% ВВП. В 2002 г. Всемирная организация здравоохранения по показателю охвата населения медицинскими услугами поставила Китай на 144 место среди 190 стран, позади Индии и Индонезии. Очень низкой также является степень участия государства в финансировании фондов социального обеспечения и безвозмездных выплат, в 2006 г. бюджетные расходы на социальное обеспечение и безвозмездные выплаты беднейшему населению составили 1,4% ВВП, в то время как выплаты пенсионерам партийных и правительственных организаций – 0,6% ВВП.
В то же время следует отметить, что за годы реформ в расходной части бюджета очень значительно выросло финансирование административно-управленческих расходов. Помимо чисто управленческих расходов оно включает расходы на поддержку партийных организаций, общественной безопасности, судебных органов, прокуратуры, общественного надзора, дипломатические расходы. Максимально высокого уровня этот показатель достиг в 2004 г., составив 19,4% расходной части государственного бюджета. По административно-управленческим расходам Китай обгоняет не только развитые страны, где этот показатель составляет менее 10%, но и многие развивающиеся страны, например, Индию (11,9%). По мнению некоторых китайских экономистов, реальная доля административных расходов значительно выше, так как официальная статистика не учитывает расходы многочисленного административного аппарата уездного и сельского уровней, а также расходы чиновников министерств и правительственных организаций, которые включены в статью экономических расходов. По некоторым оценкам, расходы чиновников на банкеты, транспорт, командировки по стране и за рубежом составляют около 1 трлн. юаней.
Расходы на оборону относятся к числу статей, удельный вес которых в бюджетных расходах значительно сократился. Если к началу реформ они составляли около 20%, то к настоящему времени уменьшились до 7,4%. Тем не менее, следует иметь в виду, что данная статья отражает только прямые расходы на оборону, остальные расходы проходят по другим статьям (экономика, наука).
По оценкам китайских экономистов, структура расходной части государственного бюджета является нерациональной, на ее формирование оказывают влияние подходы, характерные для традиционной экономической системы. Прежде всего, это выражается в сохранении значительного удельного веса экономических расходов. Поэтому государство должно постепенно сокращать свое участие в финансировании производственной сферы, передав распределение финансовых ресурсов негосударственному сектору. Приоритетным направлением государственных расходов должна стать социальная сфера: образование и здравоохранение, программы занятости населения, специальные программы помощи беднейшему населению, прежде всего, крестьянам. Не менее важным направлением является финансирование охраны окружающей среды. В ходе проведения индустриализации эта проблема чрезвычайно обострилась, и именно государство должно взять на себя ее решение.
Первые шаги в направлении усиления социальной направленности, большей степени прозрачности были сделаны при разработке бюджета на 2007 г.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки