logo search
Кучук

1.1. Структура государственного бюджета

Таблица 20. Доходы и расходы государственного бюджета (млрд. юаней)

Доходы

Всего % от ВВП

Расходы

Всего % от ВВП

Баланс

Всего % от ВВП

1990

293,7 15,7

308,3 16,5

14,6 0,78

1995

624,2 10,3

682,4 11,2

-58,2 0,95

2000

1.339,5 13,5

1.588,6 16,0

-249,1 2,51

2004

2.639,6 16,5

2.848,7 17,8

-209,0 1,3

2006

3.876,0 18,3

4.042,2 19,1

-216,2 1,0

2008

6.131,6 20,3

6.242,7 20,7

-111,1 0,36

2009 прогноз

6.623,0 (+50,5 из фонда стабилизации бюджета)

7.623,5

-950,0

Формирование доходной части бюджета в дореформенный период происходило в основном за счет отчислений от прибыли государственных предприятий, так как именно они являлись основным источником поступлений в бюджет. После реформы налоговой системы отчисления от прибыли как форма изъятия прибыли государственных предприятий была отменена, и государственные предприятия были переведены на налоговую основу взаимоотношений с государством. В результате создания многоуровневой системы собственности налоги стали основным источником доходной части бюджета. Помимо налогов остальная часть бюджетных поступлений образуется за счет платежей на поддержку образования, использование водных ресурсов в городах, восстановление рудных ресурсов, экологию, а также за счет доходов от возвращения кредитов на капитальное строительство, выплат процентов. Неналоговые платежи в бюджет составляют немногим более 5%. В отличие от развитых стран, где основу налоговых поступлений составляют личные подоходные налоги с населения и налоги с корпораций, в Китае после отмены отчислений от прибыли государственных предприятий главным источником поступлений стали косвенные налоги. Особенность формирования бюджета в Китае также заключается в том, что в доходную часть включались дотации на погашение убытков государственных предприятий. Максимально высокого уровня они достигли в начале 90-х гг., но в ходе проведения реформы государственных предприятий их уровень стал постепенно снижаться, и в 2006 г. они сократились до 18 млрд. юаней. Кроме того, до середины 90-х гг. в доходную часть бюджета включались поступления от государственных внутренних и внешних займов, а в расходную – выплаты по их погашению. Однако по мере роста государственного долга займы были исключены из доходной части бюджета, но выплаты по погашению основной части и процентов по внутренней и внешней задолженности по-прежнему включаются в расходную часть бюджета.

Доходная часть бюджета, которая в 2008 г. увеличилась до 6.131,6 млрд. юаней, делилась между центром и местными правительствами в соотношении 53,3:46,7. Сумма возврата налогов, а также финансовых и специальных трансфертов, переданная центром местным правительствам, составила 2.294,5 млрд. юаней.

Расходная часть бюджета. Разделение бюджетных расходов по статьям осуществляется в соответствии с основными функциями правительства. В структуре расходной части бюджета Китая выделялось пять основных статей бюджетных расходов: экономические, социальные, управленческие, оборонные и прочие.

Таблица 21. Структура расходной части бюджета (%)

Годы

Всего

млрд. юаней

Экономические

расходы

Социальные

расходы

Оборона

Административные

расходы

Прочие

расходы

1990

308,3

44,4

23,9

9,4

13,5

8,8

1995

682,3

41,8

25,7

9,3

14,6

8,6

2000

1588,6

36,2

27,5

7,6

17,4

11,3

2004

2848,6

27,8

26,3

7,7

19,4

18,7

2006

4042,2

26,5

26,8

7,4

18,7

20,5

В отличие от развитых стран, где основу бюджетных расходов составляют непроизводственные социальные расходы, расходы государственного бюджета Китая сохраняют достаточно сильно выраженную экономическую направленность. Тем не менее, доля экономических расходов сократилась по сравнению с началом реформ и в 2006 г. составила немногим более одной четверти расходной части бюджета. Большой удельный вес экономических расходов бюджета объясняется сохранением в экономике позиций государственного сектора. При этом государство не только сохраняет за собой большое количество предприятий в отраслях промышленности и третичного сектора, но и ведет активную финансовую политику, продолжая строить крупные объекты в базовых отраслях промышленности и транспорте. Поэтому значительная часть экономических расходов бюджета по-прежнему направляется на капитальное строительство. Кроме того, государство финансирует научно-техническое развитие и модернизацию предприятий, оказывает поддержку сельскому хозяйству.

В 2006 г. впервые социальные расходы вышли на первое место в расходной части бюджета. Структура социальных расходов государства включает четыре основные статьи:

1) расходы на культуру, образование, науку, здравоохранение, спорт и пр.;

2) расходы на социальное обеспечение (выплаты из государственного бюджета в фонды базового пенсионного и медицинского страхования, страхования по безработице и от увечий на производстве) и занятость населения;

3) безвозмездные выплаты (дотации и субсидии инвалидам, бедному населению, семьям погибших и пр.);

4) расходы на выплату пенсий бывшим работникам правительственных учреждений.

В целом, следует признать, что показатель социальных расходов государства к ВВП в Китае является очень низким даже по сравнению со многими развивающимися странами. Так, например, еще в начале 90-х гг. было принято решение довести долю государственных расходов на образование до 4% ВВП, однако в 2007 г. этот показатель поднялся только до 2,85%. Доля бюджетных расходов на здравоохранение составляет всего 0,8% ВВП. В 2002 г. Всемирная организация здравоохранения по показателю охвата населения медицинскими услугами поставила Китай на 144 место среди 190 стран, позади Индии и Индонезии. Очень низкой также является степень участия государства в финансировании фондов социального обеспечения и безвозмездных выплат, в 2006 г. бюджетные расходы на социальное обеспечение и безвозмездные выплаты беднейшему населению составили 1,4% ВВП, в то время как выплаты пенсионерам партийных и правительственных организаций – 0,6% ВВП.

В то же время следует отметить, что за годы реформ в расходной части бюджета очень значительно выросло финансирование административно-управленческих расходов. Помимо чисто управленческих расходов оно включает расходы на поддержку партийных организаций, общественной безопасности, судебных органов, прокуратуры, общественного надзора, дипломатические расходы. Максимально высокого уровня этот показатель достиг в 2004 г., составив 19,4% расходной части государственного бюджета. По административно-управленческим расходам Китай обгоняет не только развитые страны, где этот показатель составляет менее 10%, но и многие развивающиеся страны, например, Индию (11,9%). По мнению некоторых китайских экономистов, реальная доля административных расходов значительно выше, так как официальная статистика не учитывает расходы многочисленного административного аппарата уездного и сельского уровней, а также расходы чиновников министерств и правительственных организаций, которые включены в статью экономических расходов. По некоторым оценкам, расходы чиновников на банкеты, транспорт, командировки по стране и за рубежом составляют около 1 трлн. юаней.

Расходы на оборону относятся к числу статей, удельный вес которых в бюджетных расходах значительно сократился. Если к началу реформ они составляли около 20%, то к настоящему времени уменьшились до 7,4%. Тем не менее, следует иметь в виду, что данная статья отражает только прямые расходы на оборону, остальные расходы проходят по другим статьям (экономика, наука).

По оценкам китайских экономистов, структура расходной части государственного бюджета является нерациональной, на ее формирование оказывают влияние подходы, характерные для традиционной экономической системы. Прежде всего, это выражается в сохранении значительного удельного веса экономических расходов. Поэтому государство должно постепенно сокращать свое участие в финансировании производственной сферы, передав распределение финансовых ресурсов негосударственному сектору. Приоритетным направлением государственных расходов должна стать социальная сфера: образование и здравоохранение, программы занятости населения, специальные программы помощи беднейшему населению, прежде всего, крестьянам. Не менее важным направлением является финансирование охраны окружающей среды. В ходе проведения индустриализации эта проблема чрезвычайно обострилась, и именно государство должно взять на себя ее решение.

Первые шаги в направлении усиления социальной направленности, большей степени прозрачности были сделаны при разработке бюджета на 2007 г.