1. Этапы формирования налоговой системы Китая
Формирование налоговой системы Китая началось в 50-е гг. В условиях плановой централизованной экономики и монополии государственного сектора основу бюджетных доходов составляли отчисления от прибыли государственных предприятий. На налоги приходилась лишь небольшая часть бюджетных поступлений, многие современные виды налогов отсутствовали. Так, налог на прибыль существовал только для городских предприятий коллективного сектора. Основным видом налога в городской экономике являлся налог с оборота, который именовался консолидированным торгово-промышленным налогом и взимался с предприятий промышленности, торговли и транспорта. Вторым по значимости был сельскохозяйственный налог, его уплачивали все те, кто получал доход от сельского хозяйства, в первую очередь, народные коммуны и крестьяне со своих приусадебных участков.
Начало формированию современной налоговой системы было положено в 80-х гг. Реформа налоговой системы ставила следующие цели:
превратить налоги в инструмент регулирования экономики;
увеличить доходную часть государственного бюджета;
расширить финансовую самостоятельность государственных предприятий, а также ликвидировать прямую зависимость предприятий от государственного бюджета.
Налоговая реформа в 80-х гг., прежде всего, затрагивала государственные предприятия, которые отчисляли в бюджет практически всю свою прибыль, оставляя ее незначительную часть на решение социальных проблем своих работников. Отчисления от прибыли были заменены подоходным налогом с предприятий (в рыночной экономике обычно именуется корпоративным налогом). Ставки подоходного налога с государственных предприятий были прогрессивными и варьировались от 10% для мелких предприятий до 55% для крупных предприятий. Так как с началом экономической реформы в Китае были созданы разные формы собственности, занимавшие различные экономические ниши, ставки подоходного налога для них также были различны. Предприятия индивидуальной формы собственности на начальной стадии своего формирования платили подоходный налог по прогрессивной ставке. Минимальная ставка 7% применялась к годовому доходу, не превышавшему 1 тыс. юаней, максимальная – 60% применялась по отношению к доходам более 30 тыс. юаней.
Предприятия со 100% иностранным капиталом платили подоходный налог по прогрессивным ставкам от 20 до 45%. Для совместных предприятий с иностранным капиталом была установлена единая ставка подоходного налога на уровне 30% (плюс 3% - в местный бюджет). Однако предприятия, создаваемые с участием иностранного капитала в СЭЗ, технико-экономических зонах и других территориях, определенных Госсоветом, уплачивали подоходный налог по сниженной ставке 15% (также применялась ставка 24%). Предприятия производственного характера, создаваемые на срок не менее 10 лет, освобождались от уплаты подоходного налога в первые два года получения прибыли, а последующие три года платили половину установленной ставки. Кроме того, они могли получить и другие налоговые льготы.
Таким образом, уже на первом этапе реформ государство проводило льготную налоговую политику в отношении иностранных предпринимательских инвестиций, поощряя приток иностранного капитала в промышленное развитие Китая.
Впервые в налоговой истории КНР был введен личный подоходный налог для физических лиц. Так как установленный при этом необлагаемый минимум или налоговый вычет составлял 800 юаней, то совершенно очевидно, что введение личного подоходного налога затронуло ничтожно малую часть городского населения.
На первом этапе реформ начался процесс реформирования торгово-промышленного налога. На основе торгово-промышленного налога было создано три вида новых налогов: налог на добавленную стоимость (для предприятий промышленности и торговли), налог на хозяйственную деятельность (для предприятий сферы услуг), налог на продукцию. Кроме того, были введены новые налоги, в частности, налог на ресурсы, строительный налог, налог на использование земли.
Второй этап налоговой реформы начался с 1994 г. Основная задача заключалась в том, чтобы поставить предприятия разных форм собственности в равные условия. Поэтому важнейшим направлением реформы стала унификация подоходного налога с предприятий: для всех форм собственности была введена единая ставка подоходного налога, которая составила 33%. Однако это равенство носило формальный характер, так как в реальности для предприятий разных форм собственности существовало большое количество налоговых льгот, в результате чего размеры налогообложения были для них различными. Личный подоходный налог был объединен с подоходным налогом с индивидуальных предприятий торговли и промышленности и регулирующим налогом на личные доходы в единый личный подоходный налог. Была сохранена система льгот для предприятий с иностранным капиталом в прибрежных городах и различных видах экономических зон, количество которых к этому времени значительно возросло.
Следующим направлением стала дальнейшая реформа налогов с оборота. Налог на продукцию был переименован в потребительский налог. Расширилась сфера применения ряда установленных в 80-е гг. налогов. Было увеличено число видов ресурсов, добыча которых облагалась ресурсным налогом, действие налога на использование земли было распространено на сельскую местность, а ставки его увеличены. В то же время был упразднен ряд налогов: налог на премиальный фонд на предприятиях, регулирующий налог на фонд заработной платы и др.
Важной задачей налоговой реформы 90-х гг. было изменение принципов разделения налогов между правительствами центрального и местного уровней. Результатом налоговой реформы 80-х гг. стал переход значительной части налоговых платежей в распоряжение местных правительств. Если в 1985 г. соотношение доходов центрального и местных правительств составляло 38,4:61,6, то в 1993 г., то есть, накануне начала второго этапа реформы это соотношение снизилось для центрального правительства до уровня 22:78. Уменьшение налоговых поступлений самым негативным образом отражалось на проведении макроэкономической политики центрального правительства. В результате реформы в 1994 г. доля центра в финансовых доходах была увеличена до 55,7% , хотя впоследствии она была скорректирована в сторону снижения, тем не менее, вплоть до настоящего времени эта доля превышает 50% общего объема доходов. Так как при этом доля местных правительств в финансовых расходах не сократилась и в среднем оставалась на уровне 70%, то образовавшийся дефицит неизбежно вызвал появление на местном уровне огромного числа самых различных неофициальных сборов, платежей и внебюджетных фондов.
Еще одним существенным результатом реформы 90-х гг. стало сокращение числа налогов (с 37 до 23), а также уменьшение объемов налоговых платежей. Последнее обстоятельство в большей степени было связано с сокращением ставок подоходного налога с крупных и средних предприятий государственного сектора, а также предприятий коллективного и национального частного сектора.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки