logo search
Кучук

3. Структура налогообложения

Структура налогообложения в Китае значительно отличается от стран с рыночной экономикой, где основу налоговых поступлений составляют прямые налоги, и в первую очередь, подоходные налоги с населения.

Таблица 23. Структура налогообложения в Китае в 2007 г.

Основные виды налогов

Удельный вес

Всего налогов

100

1. Внутренний НДС

33,9

2.Налог на предпринимательскую деятельность

14,4

3. Внутренний потребительский налог

4,8

3. НДС и потребительский налог с импорта

13,5

4. Подоходный налог с предприятий

19,2

6. Личный подоходный налог

7,0

7. Гербовые сборы

4,9

8. Таможенные пошлины

3,2

9. Сельскохозяйственные налоги

3,1

9. Налог на строительство городов

2,5

Основу налоговых поступлений в структуре налогообложения Китая составляют косвенные налоги. Основными налогоплательщиками являются предприятия вторичного сектора. Самую большую долю обеспечивают поступления НДС. Максимального уровня они достигли в 2005 г., когда доля НДС в налоговых поступлениях увеличилась до 37,5%. В связи с политикой снижения налогового бремени предприятий в 2007 г. НДС снизился до 33,9%. Второе место после НДС занимает подоходный налог с предприятий, но удельный вес его также уменьшился: с 22% в 2005 г. до 19,2% в 2007 г. В налоговых поступлениях сократился удельный вес таможенных пошлин. В 80-х гг. уровень импортных пошлин был очень высоким, поэтому примерно 10% налоговых поступлений обеспечивали таможенные пошлины. В настоящее время их доля составляет немногим более 3%. Небольшое место в налоговых поступлениях занимали сельскохозяйственные налоги. В 2003 г. на их долю приходилось 4,35%, в 2007 г. – 3,1%.

Налоговая нагрузка (сумма налоговых поступлений/ВВП) соответствует среднему показателю налоговой нагрузки в развивающихся странах и составляет 18-19% ВВП. Однако если учитывать платежи в фонды социального обеспечения, то уровень общей налоговой нагрузки увеличивается еще примерно на 3%.

Рост налоговых поступлений значительно ускорился после реформы 1994 г., более того, он намного превысил экономический рост. Среднегодовые темпы роста ВВП за 1995-2000 гг. составили 9,0%, за 2001-2006 гг. – 9,8%. Налоговые поступления за это время в среднем ежегодно увеличивались на 17% и 19,4%. В 2007-2008 гг. этот показатель остался на уровне более 19%.

Значительное превышение роста налоговых поступлений над экономическим ростом, которое наблюдается со второй половины 90-х гг., свидетельствует о чрезмерности налогового бремени в Китае. Показатель эластичности налоговых поступлений (соотношение темпов роста к росту ВВП), который должен составлять 0,8 – 1,2, в 2006 г. поднялся до 1,5, а в 2007 г. – до 1,7.