logo search
Кучук

1.3. Современное состояние внутренней торговли

Хотя роль внутренней торговли в третичном секторе постепенно снижается, но на нее приходится примерно 1/5 стоимости услуг третичного сектора. Внутренняя торговля представлена оптовой и розничной торговлей. В начале 90-х гг. происходила массовая перестройка оптовых баз в оптовые рынки: универсальные и специализированные. Хотя большая их часть перешла в частный сектор, тем не менее, государство сохранило определенные рычаги контроля и регулирования цен на оптовых рынках сырьевых ресурсов. Оптовые рынки занимаются организацией торговых сделок, устанавливают прямые хозяйственные связи потребителей и производителей, в их функции входят информационные, маркетинговые и рекламные услуги. В общей сложности в 2005 г. в стране насчитывалось 3,5 тыс. товарных рынков с оборотом более 100 млн. юаней, в том числе более 800 рынков сельскохозяйственной продукции. Наиболее крупными и известными в Китае оптовыми рынками центрального уровня являются Чжэнчжоуская зерновая биржа, Шанхайская и Даляньская товарные биржи срочных сделок. Кроме того, функционируют региональные и местные товарные рынки.

Розничная торговля также находится в основном в частном секторе и соответственно сфере рыночных цен. К новым формам организации торговли относятся сети фирменных магазинов и супермаркетов. Торговые предприятия объединяются в холдинги, которые занимаются розничной и оптовой торговлей, складскими и транспортными услугами. Крупнейшие из них в Китае - «Хуалянь» и «Ляньхуа».

Главной проблемой является избыточное количество мелких магазинов, которые активно поглощаются и вытесняются с рынка крупных городов торговыми компаниями с иностранным капиталом.

Приток иностранного капитала во внутреннюю торговлю Китая начался в 90-е гг., когда в порядке эксперимента в шести открытых городах: Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу, Даляне, Циндао и пяти специальных экономических зонах были открыты торговые предприятия с иностранным капиталом. Региональные ограничения на создание торговых предприятий с иностранным капиталом были сняты в 2004 г. Иностранному капиталу было разрешено заниматься оптовой торговлей, покупать акции национальных торговых предприятий, осуществлять их поглощение. К концу 2005 г. в Китае было открыто 1340 иностранных торговых предприятий, на них приходится ¼ китайского рынка сетевой торговли.

В Китае представлена большая часть крупных торговых транснациональных корпораций, которые открывают универмаги, супермаркеты, гипермаркеты, дисконтные магазины, «удобные» магазины (так называемые conveniece store – т.е. имеющие удобное местоположение и работающие круглосуточно), торговые центры, специализированные магазины. Из азиатского региона в Китае широко представлены торговые предприятия из Гонконга (New World), Японии (7 – 11, Ито-Йокадо, Сэйю), Тайваня (Хаоюдо), из Европы – торговые предприятия ТНК «Карфур» (Франция), «Ашан» (Франция), «Метро-групп» (Германия), «Альди» (Голландия), «Вол-Март» (США). Самые сильные позиции в сфере торговли Китая занимает американская ТНК «Вол-Март», ее закупки промышленных товаров в Китае составляют 18 млрд. дол. Кроме того, в 2004-2008 гг. она вложила в Китае дополнительно 6 млрд. юаней для открытия новых торговых предприятий, что позволило поднять объем ее продаж в Китае до 10% ее зарубежных операций.

В Китае очень быстро развиваются современные формы торговли потребительскими товарами и услугами. Все больше покупок осуществляется через Интернет, на который приходится 13% объема розничных продаж. Совершенно обыденным явлением для рядового китайского горожанина стали покупки с использованием банковских карт. В конце 2008 г. на 1 городского жителя приходилось уже три банковских карты, и почти четверть покупок потребительских товаров совершалась с их использованием.