logo search
Кучук

1. Эволюция внешнеторговой стратегии

Для внешнеторговой стратегии страны в период реформ было характерно

сочетание импортозамещающей и экспорториентированной политики. Как все развивающиеся страны Китай начинал в 1950-е гг. с импортозамещающей политики, которая была синонимом политики ускоренной индустриализации. Импортозамещающая политика основывается на том аргументе, что новые отрасли промышленности нуждаются в защите со стороны государства. Однако в Китае, создавшем в этот период централизованную плановую экономику, в отличие от других развивающихся стран основным инструментом защиты внутреннего производителя стала государственная монополия на осуществление всех видов внешнеторговых операций.

С началом экономических реформ в 1980-е гг. Китай продолжил проведение политики импортозамещения, цель которой заключалась в обеспечении опережающего роста готовой промышленной продукции. Чтобы стимулировать производство экспортной продукции государство широко прибегало к политике закупок товаров для экспорта на внутреннем рынке по завышенным ценам и их сбыту на внешних рынках по заниженным ценам. Ставка делалась на прямую директивную переориентацию части государственных предприятий на выполнение экспортных заказов. Крупные инвестиции в централизованном порядке направлялись в строительство «баз экспортного производства», проводилась протекционистская политика в отношении всей цепочки экспортного производства – от планирования до сбыта продукции. В целом, внешнеторговая политика в этот период была направлена на производство потребительских товаров и увеличение притока иностранного капитала.

В 1990-е гг. в условиях массированного притока иностранного капитала и его ориентации на внешние рынки Китай переходит к политике экспортной ориентации. Она сопровождалась изменениями, как в структуре ведущих отраслей экономики (снижение доли трудоемких и повышение - техно- и капиталоемких отраслей), так и в масштабах и глубине ее связей с мировым рынком. Приоритет, отдаваемый внешнему рынку и соответственно экспорту, означал введение экономических преференций для экспортеров. Со второй половины 1990-х гг. Китай начинает отдавать приоритет в экономическом развитии производству и экспорту продукции отраслей высоких технологий, что должно было обеспечить предприятиям получение прибыли за счет более высокой доли добавленной стоимости. В 2010 г. удельный вес продукции отраслей высоких технологий составил уже 31,2% экспорта.

Основными инструментами стимулирования экспорта являлись: экспортные субсидии и дотации, льготные экспортные кредиты, политика налоговых льгот. Не менее важным инструментом была валютная политика: введение плавающего валютного курса и неоднократные девальвации юаня. В условиях отсутствия рыночного ценообразования и превышения спроса над предложением на внутреннем рынке, что особенно было характерно для 1980-х – начала 1990-х гг., государство широко прибегало к практике государственных дотаций и субсидий к экспортным ценам, чтобы заинтересовать предприятия в экспортном производстве. Предприятия, производящие экспортную продукцию, получали льготные экспортные кредиты. При экспорте им частично возвращался НДС и потребительский налог. Результатом экспортной политики стал быстрый рост вывоза готовых промышленных изделий, доля которых в экспорте возросла с 46,6% в начале реформ до 95% в настоящее время.

Импортная политика была направлена на поощрение преимущественного ввоза в страну высокотехнологичного оборудования, машин, комплектующих изделий для экспортных производств. Следует отметить очень большую роль Тайваня в китайском импорте продукции высоких технологий, а также инвестиций в создание высокотехнологичных производств в Китае. За счет совокупного эффекта от закупки этих товаров в годы реформ, по оценкам экономистов, был обеспечен прирост промышленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, энергетика, металлургия, химия, производство транспортных средств.

В системе управления и регулирования внешнеэкономической деятельности также происходила постепенная перестройка. Важнейшие ее направления – последовательная демонополизация и децентрализация внешнеторговой сферы, постепенный переход государства от прямого административно-директивного управления к преимущественно экономическому контролю внешних экономических связей. Было ликвидировано монопольное право Министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли на ведение экспортно-импортных операций. Это право поэтапно делегировалось провинциям и другим территориальным единицам, отраслевым и местным внешнеторговым компаниям, объединениям предприятий и отдельным предприятиям.

Механизм государственных закупок экспортных товаров был заменен системой агентирования. Она предполагала контрактную форму отношений внешнеторговых компаний и непосредственных производителей экспортной продукции, перевод всех внешнеторговых организаций на полную самоокупаемость. Внешняя торговля постепенно и все в большей степени интегрировалась с производством. Право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено объединениям предприятий и отдельным предприятиям при условии их рентабельности и конкурентоспособности.

Снижался уровень и изменялись формы протекционистской политики государства во внешней торговле. Таможенные тарифы, то есть налоги, подлежащие уплате при вывозе и ввозе товаров через границу и являющиеся одним из ключевых инструментов регулирования внешней торговли, особенно активно стали снижаться уже в период 1990-х гг., в процессе подготовки Китая к вступлению в ВТО. От государственной монополии во внешней торговле, которая была характерна для плановой экономики, Китай переходил к современным методам административного регламентирования импорта, в том числе таким нетарифным ограничениям, как квотирование, лицензирование, контингентирование, использование технических, фито-санитарных норм, антидемпинговых мер.

Система директивного планирования объемов товарной номенклатуры, ценовых параметров экспорта и импорта постепенно заменяется системой лицензирования. Право выдачи лицензий на экспорт большинства товаров было передано территориальным единицам провинциального уровня. В последние годы предпринимается ряд таких по сути радикальных мер по либерализации внешней торговли, как постепенный отказ от лицензирования экспорта и импорта товаров, сокращение государственного субсидирования экспорта, отмена регулирующего налога на импорт. Эти меры можно рассматривать как одно из проявлений возросшей экспортной мощи и значительной интеграции Китая в мировую экономику.

Переход к политике открытости потребовал от Китая значительного расширения экспортного производства как источника валютного финансирования внешнеторговых закупок, пополнения золотовалютных резервов и обслуживания внешнего долга. В условиях общего невысокого уровня развития производительных сил и лимитированной конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке решение этой задачи было найдено на пути относительной обособленности такого производства от остальной экономики. Основными поставщиками экспортной продукции на внешние рынки становятся предприятия с иностранным капиталом. В 2000-е гг. к этому активно подключаются предприятия частного национального капитала.

После вступления Китая в ВТО внешняя торговля, в первую очередь экспорт, стала важнейшим фактором экономического роста. По мнению известного российского китаеведа Я.М. Бергера, главной причиной этого являлась высокая норма накопления и большая инвестиционная активность при недостаточном внутреннем потребительском рынке. В результате этого происходило нарастание избыточных по отношению к внутреннему спросу производственных мощностей, которые в свою очередь выталкивали продукцию на внешний рынок. И пока не будет в полной мере задействован механизм внутреннего потребления как главный двигатель экономического роста, эту роль будет выполнять экспорт. Таким образом, экспорт стал выступать как главный двигатель экономического роста. В последние годы в связи с изменением экономической модели развития роль локомотива начинает постепенно переходить к внутреннему потреблению. Одновременно с этим во внешнеэкономической стратегии происходят изменения географической структуры внешнеторговых связей. Снижаются объемы внешней торговли со странами ЕС и США за счет роста внешнеторговых связей со странами АСЕАН, экономически развитыми странами АТР, Индией и Африкой.