1. Эволюция внешнеторговой стратегии
Для внешнеторговой стратегии страны в период реформ было характерно
сочетание импортозамещающей и экспорториентированной политики. Как все развивающиеся страны Китай начинал в 1950-е гг. с импортозамещающей политики, которая была синонимом политики ускоренной индустриализации. Импортозамещающая политика основывается на том аргументе, что новые отрасли промышленности нуждаются в защите со стороны государства. Однако в Китае, создавшем в этот период централизованную плановую экономику, в отличие от других развивающихся стран основным инструментом защиты внутреннего производителя стала государственная монополия на осуществление всех видов внешнеторговых операций.
С началом экономических реформ в 1980-е гг. Китай продолжил проведение политики импортозамещения, цель которой заключалась в обеспечении опережающего роста готовой промышленной продукции. Чтобы стимулировать производство экспортной продукции государство широко прибегало к политике закупок товаров для экспорта на внутреннем рынке по завышенным ценам и их сбыту на внешних рынках по заниженным ценам. Ставка делалась на прямую директивную переориентацию части государственных предприятий на выполнение экспортных заказов. Крупные инвестиции в централизованном порядке направлялись в строительство «баз экспортного производства», проводилась протекционистская политика в отношении всей цепочки экспортного производства – от планирования до сбыта продукции. В целом, внешнеторговая политика в этот период была направлена на производство потребительских товаров и увеличение притока иностранного капитала.
В 1990-е гг. в условиях массированного притока иностранного капитала и его ориентации на внешние рынки Китай переходит к политике экспортной ориентации. Она сопровождалась изменениями, как в структуре ведущих отраслей экономики (снижение доли трудоемких и повышение - техно- и капиталоемких отраслей), так и в масштабах и глубине ее связей с мировым рынком. Приоритет, отдаваемый внешнему рынку и соответственно экспорту, означал введение экономических преференций для экспортеров. Со второй половины 1990-х гг. Китай начинает отдавать приоритет в экономическом развитии производству и экспорту продукции отраслей высоких технологий, что должно было обеспечить предприятиям получение прибыли за счет более высокой доли добавленной стоимости. В 2010 г. удельный вес продукции отраслей высоких технологий составил уже 31,2% экспорта.
Основными инструментами стимулирования экспорта являлись: экспортные субсидии и дотации, льготные экспортные кредиты, политика налоговых льгот. Не менее важным инструментом была валютная политика: введение плавающего валютного курса и неоднократные девальвации юаня. В условиях отсутствия рыночного ценообразования и превышения спроса над предложением на внутреннем рынке, что особенно было характерно для 1980-х – начала 1990-х гг., государство широко прибегало к практике государственных дотаций и субсидий к экспортным ценам, чтобы заинтересовать предприятия в экспортном производстве. Предприятия, производящие экспортную продукцию, получали льготные экспортные кредиты. При экспорте им частично возвращался НДС и потребительский налог. Результатом экспортной политики стал быстрый рост вывоза готовых промышленных изделий, доля которых в экспорте возросла с 46,6% в начале реформ до 95% в настоящее время.
Импортная политика была направлена на поощрение преимущественного ввоза в страну высокотехнологичного оборудования, машин, комплектующих изделий для экспортных производств. Следует отметить очень большую роль Тайваня в китайском импорте продукции высоких технологий, а также инвестиций в создание высокотехнологичных производств в Китае. За счет совокупного эффекта от закупки этих товаров в годы реформ, по оценкам экономистов, был обеспечен прирост промышленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, энергетика, металлургия, химия, производство транспортных средств.
В системе управления и регулирования внешнеэкономической деятельности также происходила постепенная перестройка. Важнейшие ее направления – последовательная демонополизация и децентрализация внешнеторговой сферы, постепенный переход государства от прямого административно-директивного управления к преимущественно экономическому контролю внешних экономических связей. Было ликвидировано монопольное право Министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли на ведение экспортно-импортных операций. Это право поэтапно делегировалось провинциям и другим территориальным единицам, отраслевым и местным внешнеторговым компаниям, объединениям предприятий и отдельным предприятиям.
Механизм государственных закупок экспортных товаров был заменен системой агентирования. Она предполагала контрактную форму отношений внешнеторговых компаний и непосредственных производителей экспортной продукции, перевод всех внешнеторговых организаций на полную самоокупаемость. Внешняя торговля постепенно и все в большей степени интегрировалась с производством. Право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено объединениям предприятий и отдельным предприятиям при условии их рентабельности и конкурентоспособности.
Снижался уровень и изменялись формы протекционистской политики государства во внешней торговле. Таможенные тарифы, то есть налоги, подлежащие уплате при вывозе и ввозе товаров через границу и являющиеся одним из ключевых инструментов регулирования внешней торговли, особенно активно стали снижаться уже в период 1990-х гг., в процессе подготовки Китая к вступлению в ВТО. От государственной монополии во внешней торговле, которая была характерна для плановой экономики, Китай переходил к современным методам административного регламентирования импорта, в том числе таким нетарифным ограничениям, как квотирование, лицензирование, контингентирование, использование технических, фито-санитарных норм, антидемпинговых мер.
Система директивного планирования объемов товарной номенклатуры, ценовых параметров экспорта и импорта постепенно заменяется системой лицензирования. Право выдачи лицензий на экспорт большинства товаров было передано территориальным единицам провинциального уровня. В последние годы предпринимается ряд таких по сути радикальных мер по либерализации внешней торговли, как постепенный отказ от лицензирования экспорта и импорта товаров, сокращение государственного субсидирования экспорта, отмена регулирующего налога на импорт. Эти меры можно рассматривать как одно из проявлений возросшей экспортной мощи и значительной интеграции Китая в мировую экономику.
Переход к политике открытости потребовал от Китая значительного расширения экспортного производства как источника валютного финансирования внешнеторговых закупок, пополнения золотовалютных резервов и обслуживания внешнего долга. В условиях общего невысокого уровня развития производительных сил и лимитированной конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке решение этой задачи было найдено на пути относительной обособленности такого производства от остальной экономики. Основными поставщиками экспортной продукции на внешние рынки становятся предприятия с иностранным капиталом. В 2000-е гг. к этому активно подключаются предприятия частного национального капитала.
После вступления Китая в ВТО внешняя торговля, в первую очередь экспорт, стала важнейшим фактором экономического роста. По мнению известного российского китаеведа Я.М. Бергера, главной причиной этого являлась высокая норма накопления и большая инвестиционная активность при недостаточном внутреннем потребительском рынке. В результате этого происходило нарастание избыточных по отношению к внутреннему спросу производственных мощностей, которые в свою очередь выталкивали продукцию на внешний рынок. И пока не будет в полной мере задействован механизм внутреннего потребления как главный двигатель экономического роста, эту роль будет выполнять экспорт. Таким образом, экспорт стал выступать как главный двигатель экономического роста. В последние годы в связи с изменением экономической модели развития роль локомотива начинает постепенно переходить к внутреннему потреблению. Одновременно с этим во внешнеэкономической стратегии происходят изменения географической структуры внешнеторговых связей. Снижаются объемы внешней торговли со странами ЕС и США за счет роста внешнеторговых связей со странами АСЕАН, экономически развитыми странами АТР, Индией и Африкой.
- О. В. Кучук э к о н о м и к а к и т а я
- 2009 Предисловие
- Раздел I. Экономическое развитие Китая в период второй половины
- Тема I. Развивающиеся страны в мировой экономике
- 1. Особенности развития в дореформенный период.
- 2. Стратегия экономического развития и индустриализация.
- 3. Классификация развивающихся стран.
- 4. Уровень экономического развития и источники роста.
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-е гг.
- 1.1. Состояние экономики к началу восстановительного периода
- 1.2. Выбор стратегии экономического развития
- 1.3. Реформы в экономике и их результаты
- 2. Экономическое развитие в период первой пятилетки (1953-1957)
- 2.1. Стратегия развития и формирование новой экономической системы
- 2.2. Преобразование форм собственности
- 2.3. Итоги выполнения плана
- 3. Экономика в годы «большого скачка» (1958-1962)
- 3.1. Оценка экономических преобразований
- 3.2. Экономическая политика «большого скачка»
- 3.3. Создание «народных коммун» и состояние сельского хозяйства
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- 1.1. Экономическая централизация
- 1.2. Изменение политики в сельском хозяйстве и промышленности
- 2.1. Дезорганизация системы управления экономикой
- 2.2. Состояние экономики в 1971-1976 гг.
- 3. Экономическое развитие в 1977-1978 гг.
- Тема 4. Плановая экономика: китайская модель
- 1. Индустриализация в развивающихся странах
- 2. Особенности приоритетного развития тяжелой промышленности в Китае
- 3. Механизм мобилизации и распределения ресурсов
- 4. Деформация экономической структуры и ее влияние на экономическое развитие
- Тема 5. Экономическая реформа в кнр: ход и результаты
- 1. Предпосылки экономических реформ
- 2. Реформа хозяйственного механизма
- 2.2. Государственный сектор
- 2.3. Распределение материальных ресурсов
- 2.4. Управление внешней торговлей
- 2.5. Кредитно-банковская система
- 3. Результаты проведения экономических реформ
- 3.1. Основные изменения в процессе реформ
- 3.2. Проблемы и трудности на пути реформ
- Раздел II. Общие проблемы современной экономики Китая
- Тема 6. Трансформация структуры собственности
- 1. Сущность и формы собственности в современной экономике
- 2. Эволюция форм собственности в Китае
- 3. Государственный сектор
- 3.1. Реформа государственного сектора
- 3.2. Акционирование государственных предприятий
- 3.3. Проблема государственных монополий
- 3.4. Государственное имущество: проблема контроля
- 4. Коллективный сектор
- 5.1. Истоки и условия формирования частного предпринимательства
- 5.2. Современное положение и проблемы частного сектора
- Тема 7. Региональная политика и региональная экономическая структура
- 1. Региональная политика в дореформенный период и ее результаты
- 2. Новые тенденции в региональной политике в период реформ
- 3. Программы развития внутренних районов
- 3.1. Освоение Западного Китая
- 3.2. Возрождение Северо-Восточного Китая
- 3.3. Программа развития экономики Центрального Китая
- 4. Формирование экономических зон: факторы и тенденции
- 4.1. Экономическая зона бассейна реки Чжуцзян
- 4.2. Экономическая зона бассейна реки Чанцзян
- 4.3. Экономическая зона Бохайского кольца
- 5. Китайские мегаполисы в региональной экономической структуре
- 1997 2006 1997 2007
- 6. Специальные экономические зоны: классификация, задачи и проблемы развития
- 6.1. Первые сэз как продукт политики открытия Китая
- 6.2. Зоны технико-экономического развития
- 6.3. Зоны свободной торговли
- 6.4. Зоны переработки и экспорта
- 6.5. Зоны высоких технологий (звт), технопарки
- 6.6. Комплексная зона Пудун
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- 2. Лесные ресурсы
- 3. Водные ресурсы
- 4. Топливно-энергетические и минеральные ресурсы
- 5. Проблемы производства и потребления энергетических и минеральных ресурсов
- Тема 9. Человеческие ресурсы
- 1. Демографические процессы: факторы роста населения
- 2. Демографические прогнозы
- 3. Влияние демографического фактора на экономический рост
- 4. Возрастная структура и старение населения
- 5. Региональное распределение населения
- 6. Демографическая политика: предпосылки, цели и результаты
- 7. Качество населения и человеческий капитал
- Тема 10. Трудовые ресурсы
- 1. Масштабы рынка труда
- 2. Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
- 3. Политика регулирования рабочей силы
- 4. Безработица: причины, масштабы, структура
- 5. Миграция населения, урбанизация и миграционная политика
- 6. Характеристика мигрантов
- Тема 11. Экономическое развитие и экономический рост
- 1. Показатели уровня экономического развития
- 2. Экономический рост. Проблема достоверности официальной статистики
- (В %, по показателю добавленной стоимости)
- 3. Отраслевая структура ввп
- 4. Факторы экономического роста
- 4.1. Фактор инвестиций и инвестиционная политика
- 4.2. Фактор потребительского спроса
- 5. Экологические и социальные издержки модели экономического роста
- 6. Показатели социально-экономического развития
- Раздел III. Отраслевая структура экономики
- Тема 12. Сельское хозяйство
- 1. Основные факторы роста
- 1.1.Земельные ресурсы
- 1.2. Водные ресурсы и ирригационная система
- 1.3. Техническая оснащенность сельского хозяйства
- 1.4. Химизация
- 1.5. Агрономическая наука
- 1.6. Трудовые ресурсы
- 2. Финансирование сельского хозяйства
- 3. Государственная политика регулирования сельского хозяйства
- 4. Организационная структура сельского хозяйства
- 5. Современное состояние и отраслевая структура сельского хозяйства
- 6. Проблема продовольственной безопасности
- 6.1. Факторы, влияющие на продовольственную безопасность
- 6.2. Объем и структура внешней торговли сельскохозяйственной продукцией
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- 1. Этапы индустриализации в Китае
- 1.1. Первый этап индустриализации (1953-1979)
- 1.2. Второй этап индустриализации (1980-1995)
- 1.3. Третий этап индустриализации
- 2. Современное состояние промышленного производства
- 3. Отраслевая структура промышленности
- 3.1. Топливно-энергетический комплекс
- 3.1.1. Угольная промышленность
- 3.1.2. Нефтегазовая промышленность
- 3.1.3. Электроэнергетика
- 3.1.4. Энергетическая безопасность и политика энергосбережения
- 3.2. Металлургическая промышленность
- 3.3. Машиностроение
- 3.4. Промышленность высоких технологий
- Тема 14. Третичный сектор
- 1. Внутренняя торговля
- 1.1. Реформа в сфере внутренней торговли
- 1.2. Проблема внутреннего спроса
- 1.3. Современное состояние внутренней торговли
- 2. Транспорт
- 2.1. Железнодорожный транспорт
- 2.2. Автомобильный транспорт
- 2.3. Водный транспорт
- 2.4. Авиационный транспорт
- 2.5. Трубопроводный транспорт
- 3. Информатика и связь
- 4. Недвижимость
- Раздел IV. Финансовая система и финансовый рынок
- Тема 15. Государственные финансы
- 1. Государственный бюджет Китая
- 1.1. Структура государственного бюджета
- Структура расходной части бюджета в 2007 г. (млрд. Юаней, %)
- 1.2. Проблемы формирования государственного бюджета
- 2. Внебюджетные фонды
- 3. Финансовые риски
- Тема 16. Налоги и налоговая система
- 1. Этапы формирования налоговой системы Китая
- 2. Основные виды налогов
- 3. Структура налогообложения
- 4. Реформа налогообложения
- 4.1. Реформа ндс и подоходных налогов
- 4.2. Налоговая реформа в сельской местности
- 5. Проблемы сбора налогов
- Тема 17. Кредитно-банковская система
- 1. Структура и функции кредитно-банковской системы
- 2. Реформа банковской системы Китая
- 3. Структура банковской системы Китая
- 3.1. Центральный банк
- 3.2. Государственные коммерческие банки
- 3.3. Акционерные коммерческие банки
- 3.4. Городские коммерческие банки
- 3.5. Политические банки
- 3.6. Иностранные банки
- 4. Банковские операции
- 4.1. Депозитные операции
- 4.2. Кредитные операции
- 5. Реструктуризация банков
- 5.1. Акционирование банков
- 5.2. Плохие долги: пути решения проблемы
- 5.3. Показатель достаточности капитала
- 6. Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- Структура денежной массы (млрд. Юаней) Годы м2 м1 м0
- Темпы роста денежной массы (%)
- 6.1. Регулирование процентных ставок
- 6.2. Изменение нормы обязательного резервирования
- 6.3. Операции на открытом рынке
- 7. Специализированные кредитные организации
- 7.2. Трастово-инвестиционные компании
- Тема 18. Финансовый рынок
- 1. Структура финансового рынка
- 2. Формирование рынка ценных бумаг в Китае
- 3. Рынок акций
- Капитализация фондового рынка Китая
- 5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг
- Раздел V. Внешнеэкономические связи и интернационализация экономики
- Тема 19. Внешняя торговля
- 1. Эволюция внешнеторговой стратегии
- 2. Масштабы, динамика, формы внешней торговли
- 3. Структура внешней торговли
- 4. Основные торговые партнеры Китая (2009 г.)
- 5. Торговля услугами
- 6. Вступление Китая в вто: условия и результаты
- Тема 20. Китай в международном движении капитала
- 1. Прямые иностранные инвестиции в Китае
- 1.1. Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
- 1.2. География иностранных инвестиций
- 1.3. Отраслевая и региональная структура размещения иностранных инвестиций
- 1.4. Новые тенденции в использовании иностранных инвестиций
- 2. Экспорт китайского капитала
- 2.1. Основные направления вывоза капитала
- 2.2. Незаконный вывоз капитала: оценка масштабов
- Тема 21. Валютное регулирование и валютный курс
- 1. Реформа системы валютного регулирования
- 2. Формирование валютного рынка
- 3. Введение ограниченной конвертируемости юаня
- 4. Политика либерализации движения капитала
- 5. Валютные резервы
- 5.1. Методы подсчета достаточности резервов
- 5.2. Проблема издержек хранения валютных резервов
- 7. Ревальвация юаня: причины и результаты
- Оглавление
- Раздел I. Экономическое развитие Китая во второй половине хх в. 5
- Тема 1. Развивающиеся страны в мировой экономике 5
- Тема 2. Экономическое развитие Китая в 50-х гг.
- Тема 3. Экономическое развитие в 60-70-е гг.
- Тема 8. Природные ресурсы Китая
- Тема 13. Индустриализация и современное состояние промышленности
- Тема 14. Третичный сектор
- Тема 18. Финансовые рынки