logo search
Кучук

5. Особенности функционирования рынка ценных бумаг

Прежде всего следует отметить, что для рынка ценных бумаг характерна чрезмерная зарегулированность со стороны государства. Государство принимает решения по большинству основных вопросов, связанных с деятельностью рынка ценных бумаг, а именно: разрешение предприятию эмитировать акции, определение формы и объема эмиссии, цены выпускаемых акций, а также создание фондовых компаний. Запрет на свободное обращение двух третей всего акционерного капитала являлся одной из ключевых проблем китайского фондового рынка, которая влекла за собой целую цепочку негативных последствий. Прежде всего, такая ситуация провоцировала и продолжает провоцировать чрезмерную спекулятивность рынка. Следует отметить, что в определенной степени спекулятивность имманентно присуща рынку акций. Чрезмерная спекулятивность приводит к тому, что на вторичный рынок акций поступают огромные средства, в результате происходит завышение курсов акций, создание «мыльного пузыря» фиктивного капитала, что создает угрозу биржевого краха. Так как государство, по существу, контролирует акционерные компании, то акции, находящиеся в свободном обращении, фактически, превращаются в доходные бумаги, и инвесторы, лишенные возможности приобретать акции с целью получения контроля над компанией, не стремятся приобретать их на длительный срок, что приводит к частым перепродажам. Главной функцией рынка в этих условиях становится проведение спекуляций, приводящих к завышению курсов акций, что превращает фондовый рынок в ложный барометр экономической жизни.

Одной из серьезнейших проблем рынка ценных бумаг в Китае до сих пор является нерациональная структура инвесторов, благоприятная для биржевых спекуляций. Количество фондовых компаний, оперирующих на фондовых биржах Китая, увеличилось до 346, а объем их капитала – до 2.234 млрд. юаней. Тем не менее, состояние фондового рынка Китая по-прежнему очень сильно зависит от поведения индивидуальных инвесторов, численность которых возросла до 138 млн. чел. Это объясняется изначальной нацеленностью китайского рынка акций на привлечение средств физических лиц, и соответственно, многочисленными и достаточно жесткими ограничениями в отношении средств государственных предприятий, банков, страховых компаний, инвестиционных компаний, фондов социального страхования, пенсионных фондов и других институциональных инвесторов.

При этом по данным обследований, большинство счетов физических лиц на самом деле не используется и открывается компаниями для манипулирования ценами. По оценкам в 2005 г., из 70 млн. счетов индивидуальных инвесторов в Китае реально существовало примерно 10-20 млн., так что по этому показателю Китай значительно отставал от других стран. Индивидуальные инвесторы отличаются отсутствием элементарных знаний, которые позволили бы им принимать адекватные инвестиционные решения, поэтому их поведение стихийно и непредсказуемо. Косвенным показателем завышенных ожиданий инвесторов является показатель Р/Е (отношение цены к доходу на 1 акцию), который в 2007 г. на шанхайской фондовой бирже был очень высоким - 59,2.

Что же касается фондовых компаний, которые являются основными институциональными инвесторами, то они не обладают достаточным капиталом, чтобы оказывать на рынок стабилизирующее воздействие. Рост крупных фондовых компаний и инвестиционных фондов сдерживается государственной политикой ограничения для них среднесрочного и долгосрочного банковского кредитования, сложностью получения краткосрочных кредитов на межбанковском рынке. Существует очень серьезная проблема неэффективного менеджмента фондовых компаний.

Серьезные институциональные изменения в деятельности рынка ценных бумаг предусматривают меры по либерализации деятельности институциональных инвесторов, и в том числе, привлечении новых инвесторов, деятельность которых на рынке ценных бумаг раньше либо запрещалась, либо строго ограничивалась. Государство значительно смягчило действовавшие ранее ограничения на инвестиционную деятельность страховых компаний и фондов социального страхования. В число ценных бумаг, которые разрешены для размещения средств страховых компаний, помимо государственных обязательств включены также корпоративные облигации, предельные размеры инвестиций повышены с 10 до 20% финансовых активов страховых компаний.

Поощряется создание и деятельность паевых инвестиционных фондов. Создание новых крупных инвестиционных фондов позволило значительно увеличить объемы управляемых ими средств и повысить показатель средней доходности фондов, который значительно превышает уровень процентных ставок по срочным банковским депозитам.

После разрешения иностранным инвесторам доступа на внутренний фондовый рынок Китая в 2003 г. Компания по управлению обращением ценных бумаг зарегистрировала 12 квалифицированных иностранных институциональных инвесторов (КИИИ), среди которых японская инвестиционная компания «Номура Секьюритиз», крупнейший швейцарский банк «ЮБС АГ», зарубежные пенсионные фонды. Государственное валютное управление определило им совокупную первоначальную квоту инвестиций в покупку ценных бумаг на национальном фондовом рынке в размере 1,7 млрд. юаней, которая была полностью использована к началу 2004 г., уже в 2007 г. число КИИИ выросло до 52, а совокупная сумма разрешенных к размещению в акции инвестиций составила 30 млрд. дол. Капитализация акций, держателями которых являются КИИИ, выросла до 151 млрд. юаней. Помимо акций типа А КИИИ могут осуществлять операции с государственными и корпоративными облигациями, а также другими финансовыми инструментами. К иностранным инвесторам предъявляются высокие требования, в частности, деятельность в данной сфере в течение 30 лет для инвестиционных компаний, сумма активов в управлении не менее 10 млрд. дол. и т.д. Однако иностранные инвесторы, имеющие статус КИИИ, могут действовать на фондовом рынке только через китайские инвестиционные компании, доля всех КИИИ в капитале китайской инвестиционной компании не может превышать 20% стоимости акций китайского эмитента.

Менее крупные иностранные инвесторы, не имеющие статус КИИИ, в соответствии с новыми правилами, получили право приобретать акции китайских государственных компаний в процессе их акционирования.

В 2006 г. 15 крупнейших финансовых организаций Китая (банки и страховые компании) получили статус квалифицированных национальных институциональных инвесторов (КНИИ) и начали инвестиционную деятельность на иностранных рынках ценных бумаг. Их инвестиционная квота составила более 30 млрд. дол.

Серьезное влияние на функционирование рынка ценных бумаг оказывает начавшийся процесс акционирования китайских кредитно-банковских институтов. Первые опыты с эмиссией акций двух банков: Банка развития Шэньчжэня и Банка развития Пудуна и их последующей котировкой на фондовой бирже страны были проведены еще в 90-е гг. Вслед за принятием «Положения о публикации финансовыми компаниями специальной информации о первичном открытом выпуске новых акций» еще два крупных акционерных коммерческих банка: «Миньшэн» и «Чжаошан» получили право на первичный выпуск и котировку акций на фондовой бирже.

Все государственные банки, входящие в «большую четверку», заявили о своих намерениях стать акционерными коммерческими банками, то есть, получить право на акционирование и котировку ценных бумаг на фондовом рынке. В 2004 г. Банк Китая, а вслед за ним и Строительный Банк создали на своей базе банковские акционерные компании. Таким образом, путем реорганизации они превратились в государственно-холдинговые акционерные коммерческие банки и приступили к эмиссии акций и облигаций на рынках ценных бумаг, в том числе за рубежом. Немецкий «Дойче банк» объявил о приобретении 10% пакета акций Банка Китая, а Гонконг-шанхайская банковская корпорация приобрела 20% пакет акций Банка коммуникаций. С 2006 г. крупнейший в «большой четверке» Торгово-промышленный банк начал первичное размещение своих акций на фондовых биржах Шанхая и Гонконга. Совокупный объем полученных им средств составил 21,9 млрд. дол. В начале 2009 г. к акционированию приступил Сельскохозяйственный банк Китая. В качестве стратегических инвесторов к процессу акционирования «большой четверки» были допущены исключительно иностранные кредитно-финансовые институты. Из китайских инвесторов был допущен только Фонд социального страхования.

В начале 2000-х гг. получает развитие важнейшая функция фондового рынка – регулирование межотраслевого перелива капитала. В 2003 г. было принято Положение о слияниях и поглощениях между зарегистрированными в КНР компаниями с участием иностранного капитала и китайскими предприятиями любой формы собственности. В соответствии с этим Положением компании иностранных инвесторов могут осуществить слияние с китайским предприятием, полностью или частично выкупив его активы. Предусматривается, что оценка бизнеса и активов китайских компаний для целей последующего поглощения или слияния должна быть предварительно произведена профессиональными оценщиками, а передача активов китайской компании иностранному инвестору по цене «существенно ниже» оценочной стоимости не допускается. В целом, каждая сделка по слиянию и поглощению между китайским и иностранным предприятиями подлежит одобрению Министерством торговли КНР.

Положение содержит ряд статей, связанных с опасениями китайской стороны относительно получения чрезмерного влияния на рынке компаниями, созданными в результате трансграничных сделок слияния. Как показывают результаты проведенных обследований, ряд крупных иностранных компаний уже занимают монопольное положение в отдельных секторах внутреннего рынка КНР. Поэтому Положение устанавливает, что трансграничные сделки по слиянию компаний подлежат специальному административному контролю, если совершение сделки ведет к появлению новой компании, контролирующей по меньшей мере 25% соответствующего рынка в КНР или какая-нибудь из сторон сделки в течение года поглотила более 10 предприятий аналогичного профиля. Министерство торговли КНР и Государственное управление по промышленности и торговле имеют право проведения антимонопольного расследования по фактам чрезмерной монополизации рынка и нарушения прав потребителей. В целом, данное Положение регламентирует и существенно облегчает приток в КНР иностранных инвестиций посредством приобретения и реструктуризации действующих китайских предприятий. Если в 2001-2002 гг. трансграничные сделки по слиянию и поглощению обеспечили лишь 6% валового притока прямых иностранных инвестиций, то в 2005 г. – уже 20%. Все это способствует дальнейшему развитию процессов акционирования государственных предприятий и росту влияния фондового рынка.

Серьезной проблемой на рынке акций А стала невыплата дивидендов акционерам. Из 1950 компаний, котирующих акции на фондовой бирже, по экспертным оценкам, примерно 1/3 не выплачивает дивиденды своим акционерам, направляя прибыль на развитие производства. Хотя в 2008 г. Комитет по контролю над ценными бумагами принял положение о том, что выплаты дивидендов должны составлять не менее 30% полученной прибыли предприятия, тем не менее данное положение не выполняется.

Несмотря на предпринимаемые в течение последних лет меры по реформированию фондового рынка, его состояние продолжает оставаться нестабильным.

Для фондового рынка Китая, как и других молодых фондовых рынков развивающихся стран характерна высокая амплитуда колебаний биржевых курсов. На его состояние влияют не столько внутренние макроэкономические показатели, сколько спекулятивные операции. Следствием все более активного вхождения Китая в мировую экономику и финансовой глобализации является растущее влияние на китайский фондовый рынок колебаний биржевых курсов на ведущих фондовых рынках мира. Колебания индекса ведущей Шанхайской фондовой биржи в период 2000-2005 гг. (2200 п. в сентябре 2001 г.; 1161 п. в декабре 2005 г.) с начала 2006 г. сменились повышательной тенденцией биржевого индекса (рынок быков). В результате в октябре 2007 г. биржевой индекс поднялся до самого высокого уровня в истории Шанхайской фондовой биржи, который составил более 6000 п. Одна из причин этого - сильная переоценка акций китайских предприятий.

Под влиянием мирового финансового кризиса и негативных тенденций на мировых фондовых рынках с сентября 2008 г. индексы курса акций на фондовых рынках Китая резко снизились. Биржевой индекс Шанхайского фондового рынка в ноябре 2008 г. упал до 1706 п. По прогнозам экспертов, повышательная тенденция вернется на фондовый рынок со второй половины 2010 г.

Сильные биржевые колебания 2007-2008 гг. привели к разорению многих индивидуальных инвесторов. Приход на фондовый рынок массового инвестора, не осознающего все возможные риски и по сравнению с институциональным инвестором быстрее поддающегося панике, повысил нестабильность рынка. Поэтому не случайно, что вопрос об информировании населения в отношении возможных последствий операций на бирже, риска потерять собственные сбережения ставится руководством страны в практическую плоскость.

Оценивая перспективы дальнейшего развития и выхода рынка ценных бумаг из кризиса, экономисты предлагают создать многоуровневый рынок капитала, включая нормально функционирующий рынок электронной торговли ценными бумагами, а также региональные рынки для более мелких предприятий. В частности, при Шэньчжэньской фондовой бирже создан аналог американского рынка Nasdaq - ChiNext, который специализируется на акциях наукоемких предприятий малого бизнеса. В первичном размещении акций к концу 2009 г. приняли участие 28 компаний, спрос на акции превысил предложение в 120 раз, а общий доход от IPO составил 15,5 млрд. юаней.

Одним из условий продолжающейся реформы рынка ценных бумаг в Китае является отказ от монополии государственных предприятий, которая выражается в том, что абсолютное большинство из зарегистрированных на фондовом рынке предприятий являются либо полностью государственными, либо государственными холдингами.

По мере укрепления фондового рынка на него может переместиться значительная часть нынешних низкодоходных банковских депозитов. С течением времени фондовый рынок сможет оказывать возрастающее влияние на банковскую систему, играющую главную роль в распределении капитала. Одновременно уменьшится зависимость китайской экономики от банковской системы, сократятся риски, связанные с плохими долгами, как для компаний, так и для банков.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте структуру финансового рынка.

  2. В чем отличие первичного и вторичного рынков ценных бумаг?

  3. Что такое открытое размещение ценных бумаг (ИПО)?

  4. Чем отличается акция от облигации?

  5. Дайте характеристику участников рынка ценных бумаг.

  6. Какие основные проблемы сдерживали процесс формирования фондовой биржи в Китае?

  7. Каким образом государство регулирует рынок ценных бумаг в Китае?

  8. Объясните, почему в Китае была запрещена продажа акций государства и юридических лиц?

  9. В чем отличие сетей электронной торговли ценными бумагами от фондового рынка?

  10. Кто имеет право выпуска облигаций, и какие виды облигаций являются основными на китайском рынке ценных бумаг?

  11. Почему китайский рынок ценных бумаг отличается высоким уровнем спекулятивности?

  12. Как связаны между собой активная финансовая политика и государственные заимствования?

  13. Какие виды акций выпускаются в Китае?

  14. В чем выражается нерациональность структуры инвесторов на фондовом рынке?

  15. С какими целями в Китае создан институт квалифицированных иностранных институциональных инвесторов?

  16. Объясните механизм регулирования фондовым рынком межотраслевого перелива капитала?

  17. Каковы причины кризиса китайского фондового рынка в начале 2000-х гг.?

  18. С какими целями НБК выпускает векселя?