logo search
Кучук

2.2. Автомобильный транспорт

Наиболее быстро развивающейся с конца 70-х гг. отраслью транспортного комплекса является автомобильный транспорт. Этому прежде всего способствовало интенсивное строительство автодорог. Автомобильный транспорт относится к числу наиболее экономичных видов, он чутко реагирует на все изменения спроса, который в свою очередь зависит от состояния экономики, социального положения и роста доходов населения. До 1990-х гг. протяженность дорог составляла немногим более 1 млн км, и только пятая часть их имела асфальтовое покрытие. К концу 2008 г. протяженность дорог составила 3,7 млн. км, в том числе 60,3 тыс. км скоростных автодорог, по этому показателю Китай вышел на второе место в мире после США. Плотность автодорог достигла 3733 км на 10 тыс. кв. км.

Автодорожная сеть состоит из дорог государственного, провинциального и местного уровня. Их протяженность составляет соответственно 155, 263 и 3244 тыс. км. Государственные дороги являются костяком автодорожной сети и соединяют основные города, порты, железнодорожные станции и промышленные центры. Половина дорог местного уровня не имеет твердого покрытия.

Интенсивное строительство автодорог является необходимым условием для роста доли автоперевозок в общем объеме перевозок и особенно пассажирских перевозок в стране. По оценкам специалистов, дорожное строительство, как в количественном, так и в качественном отношении явно отставало от потребностей развития экономики, в связи с чем в последние годы значительно выросли инвестиции в строительство дорог. В первое десятилетие нового века основное внимание уделяется строительству автомагистралей государственного значения, формированию региональной автодорожной сети и прокладке дорог, соединяющих населенные пункты в сельской местности. Приоритетным направлением также является строительство автодорожной сети в западных районах, в том числе скоростных автомобильных дорог, соединяющих западные районы с восточными и центральными районами страны. К 2010 г. предполагается построить свыше 200 тыс. км дорог в сельской местности. Очень быстро растет протяженность скоростных автомобильных трасс, за период 2000-2005 гг. она выросла практически в 2 раза. Хотя автодорожное строительство является важным направлением государственной политики, очень большие инвестиции в автодорожное строительство вкладывают региональные власти всех уровней, так как это является необходимым условием развития местной экономики, улучшения инвестиционного климата, повышения жизненного уровня населения.

Китай лидировал в строительстве платных дорог. По данным Всемирного банка, на него приходилось 100 тыс. км из общей мировой протяженности платных дорог, которая составляла 140 тыс. км, однако в 2009 г. большая часть их была переведена в категорию общественных дорог.

Интенсивное строительство автодорог является базой роста доли автоперевозок в общем объеме перевозок в стране, доля автомобильной отрасли в совокупном грузообороте за период 1978-2008 гг. повысилась с 2,8 до 12,3%, а в совокупном пассажирообороте – с 30% до 54%. Наибольшие перспективы развития, таким образом, автомобильный транспорт имеет в пассажирских перевозках. Что касается грузоперевозок, то оптимальным является использование автомобильного транспорта для перевозок небольших партий груза на короткие расстояния. Важным фактором его роста является автомобилестроение, которое развивается в последние годы очень высокими темпами. Автомобильный парк страны вырос за последние 20 лет более чем в 10 раз и в 2008 г. составил уже 64,6 млн. ед., при этом, количество автомобилей в личном пользовании выросло до 41,7 млн. ед. В то же время при оценке перспектив развития автомобильного транспорта следует учитывать такие важные факторы, как дефицит нефтепродуктов и рост цен на нефть и нефтепродукты, большая протяженность платных дорог и высокая плата за проезд по ним.